1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №44 (1986) за 25.02.2005

ЗА НЕЧАЯННО БЬЮТ ОТЧАЯННО

В супермаркете девушка случайно смахнула с полки полой длинного пальто банку с вареньем. Понятное дело, банка разбилась, а продавщица подняла шум и стала требовать, чтобы покупательница оплатила товар. Девушка отказалась. Тогда продавец вызвала охрану, и пока бедняга не раскошелилась, ее не выпустили. Посетительница промтоварного магазина ненароком разбила стоявшую на витрине вазочку. Тут уж персонал милицию вызвал, дабы заставить ее компенсировать стоимость недешевого сосуда...

МЕЖДУ ВРЕДИТЕЛЬСТВОМ И НЕОСТОРОЖНОСТЬЮ РАЗНИЦЫ НЕТ

Житейские ситуации, о которых сообщили наши читатели, и на базарах, и в магазинах довольно часто "имеют место быть". То чашку разобьют, то кофточку губной помадой запачкают, а то и сигаретой на рынке дырочку в куртке прожгут. Кто же по закону несет ответственность, если покупатель нечаянно нанес урон торговой точке? Как пояснили в юридической службе Киевского государственного управления по делам защиты прав потребителей, в подобных случаях материальная ответственность за нечаянно испорченный товар ложится на покупателя. Дескать, соответствующая статья в Гражданском кодексе Украины не разграничивает понятия преднамеренного или неумышленного нанесения ущерба.

Совершенно очевидно, что в этой сфере мы отстали от россиян, которые законодательно защитили неловких покупателей от подобных инцидентов: там наказывают рублем только тех, кто умышленно наносит порчу товару. Ведь если компенсация двухгривневой баночки майонеза или варенья ценою в пятерку не пробьет серьезную брешь в семейном бюджете, то, скажем, случайно опрокинутый стенд с бьющимся товаром может обернуться для посетителя финансовым крахом. Как быть в такой ситуации?

ПРОВЕРЬ, ИСПРАВНА ЛИ ТЕЛЕЖКА

В одном из столичных супермаркетов мне рассказали историю о том, как мужчина с тележкой, в которой сидел ребенок, въехал в витрину с колбасами. Разбитую витрину оценили в полторы тысячи гривен. "Вы считаете, — спросили сотрудники, — что мы должны были за свой счет это безобразие оплачивать?" В том случае покупатель оказался весьма обеспеченным и на месте возместил убытки, хотя... не обязан был это делать. По закону, никто не имеет права заставить гражданина компенсировать ущерб "не отходя от кассы", его вину должен доказать суд. И вот здесь для человека открываются реальные возможности доказать, что ответственность за его неловкость лежит на администрации торгового заведения.

Если уж дело дошло до суда, без вины виноватый может выдвинуть такие аргументы: администрация магазина не позаботилась, дабы товар был безопасно расставлен, не созданы условия для его нормального осмотра — дескать, проходы узкие и меня толкнул другой посетитель. Как сказал автору менеджер одного из супермаркетов, коль продавец открыто выставляет в зале дорогие бьющиеся предметы, то он морально готов возмещать возможный ущерб. Но имейте в виду, что подобный номер не пройдет, если вы проигнорировали правила торгового заведения. Например, одно из требований магазинов самообслуживания — обязательно брать корзину или тележку. Не возьмете — пеняйте на себя, если что-то выскользнет из рук. Кстати, тележка может сыграть роль спасательного круга. Как-то покупатель набрал гору продуктов в тележку, а та оказалась неисправной, в результате все вывалилось на пол, многое разбилось. Вину взяла на себя администрация, ведь если бы дело дошло до суда, экспертиза подтвердила бы непригодность "транспортного средства". Вообще, в бюджете супермаркетов предусмотрены расходы на всякие непредвиденности типа "усушка-утруска", бой посуды и прочее. Поэтому, как сказали мне в большинстве крупных магазинов, в каждом случае нужно разбираться отдельно.

"В ОТДЕЛЕНИЕ ХОТИТЕ?"

Помните детские стихи о дяде Степе? "Он салазки опрокинул, из кармана гвоздик вынул, продырявил барабан. Продавец ему: "Платите!" Он в ответ: "Не заплачу!" — "В отделение хотите?" Отвечает: "Да, хочу!" Речь о том, что даже если покупатель-хулиган сознательно портит товар, администрация не вправе "выбивать" деньги на месте. В таком случае она должна вызвать стражей порядка, они обязаны составить протокол, а еще потребуются показания свидетелей — словом, предстоит сбор доказательств. И лишь потом можно подавать документы в суд.

Если же покупателя силой удерживали в магазине или на рынке, требуя немедленной компенсации, тут уже он вправе подать заявление в милицию и через суд требовать возмещения морального ущерба.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Не ходите по рынку с зажженной сигаретой, мороженым, не трогайте руками светлые вещи.
Сотрите с губ помаду перед тем, как мерить вещь.
Будьте осторожны с зонтиком, особенно у стеклянной витрины.
Следите за своими детьми, иначе за их шалости придется расплачиваться вам.
В случае нечаянной порчи товара старайтесь мирно договориться с администрацией торгового заведения.


А КАК У НИХ
По российским законам, риск порчи товара всецело лежит на продавце. Тамошнее учреждение по защите прав потребителей объясняет это так: пока покупатель не передал деньги за товар продавцу, собственником оного является последний. А значит, и вся ответственность за возможную непреднамеренную порчу товара лежит на торговом заведении.