1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №47 (1989) за 01.03.2005

КАК МАЛЫШКО В ВОЛЕЙБОЛ СОСЮРУ ОБЫГРАЛ

Со школьной скамьи запомнились слова, что едва ли не 90% современной украинской литературы написано в Ирпене. Благодаря Дому творчества писателей, которому в этом году исполняется 70 лет, расположенный на северо-запад от Киева городок поистине стал Меккой отечественного сочинительства. Отдавая дань дивной местности и прекрасно проведенному времени, поэты посвятили Ирпеню столько стихотворений, что позавидуют Лондон и Париж. Даже прозаик Семен Скляренко отметил: "Я не поэт и не пишу стихов. Но в Ирпене хочется писать только стихами".

КНИГУ О ДОМЕ ТВОРЧЕСТВА НЕ ИЗДАВАЛИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

До последнего времени об ирпенском времяпрепровождении наших литераторов было почти ничего не известно. А ведь именно в непринужденной обстановке писательского Дома они представали в несколько ином свете, чем на "галстучных" творческих вечерах, выступлениях и заседаниях. Ничто человеческое поэтам и прозаикам не чуждо. Где, как ни в Ирпене, можно было увидеть — Андрей Малышко в минуты отдыха с коллегами "по цеху" режется в подкидного, Дмитро Павлычко и Степан Олийнык загоняют в лузы бильярдные шары, а Павло Тычина, угостив друзей ухой собственного приготовления, прыгает через костер?! К сожалению, в Доме творчества царила не только идиллия. В 1937-м здесь была арестована талантливая львовская поэтесса Мирослава Сопилка, казненная в этом же году.

В Ирпене работали и отдыхали Остап Вишня и Александр Довженко, Максим Рыльский и Владимир Сосюра, Микола Бажан и Олесь Гончар. С поэтами и прозаиками в Доме творчества сотрудничали композиторы, режиссеры, сценаристы. Частыми гостями здесь бывали Георгий и Платон Майбороды. В разные годы в Ирпень приезжали Константин Федин и Константин Паустовский, Мариетта Шагинян и Римма Казакова, Борис Пастернак и Сергей Баруздин, имевшие, кстати, свой писательский Парнас — подмосковное Переделкино. Принимали наши литераторы и зарубежных коллег — Джона Стейнбека и Филиппа Боноски из Америки, Марию Марчанову из Чехии, француза Пьера Гамарру. Что уж говорить о писателях практически всех советских народностей!?

И вообще Ирпень манил к себе любителей "красного" слова. Непродолжительное время там жили Марко Вовчок и Степан Васильченко. Еще до появления Дома творчества ирпенский домик приобрел Максим Рыльский. В разные годы в городке творили Николай Лысенко и Мария Заньковецкая, Панас Саксаганский и Николай Садовский, Оксана Петрусенко и Зоя Гайдай. Там отдыхал Антон Макаренко.

А сам писательский Дом творчества открыли в 1935 году на месте бывшей дачи дрожжевого фабриканта и нотопечатника Чоколова. Загородное поместье находилось на берегу небольшой, но так манившей к себе речки. А за ней — чудесный лес.


БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
Однажды писатели наловили рыбы в речке Ирпень и сварили уху. Шеф-поваром был Павло Тычина. После обеда он предложил литераторам поиграть в индейцев, и, разумеется, попрыгать через костер. Павло Григорьевич прыгал лучше молодых. Потом все пели под предводительством Тычины. А петь поэт умел красиво, и знал он множество песен. А еще любил Павло Григорьевич рассказывать анекдоты, никогда не опускаясь до пошлости. Анекдоты Тычины были все о чумаках да запорожцах.


Несмотря на "созвездие" имен, никому из мастеров слова не приходило в голову собрать воедино стихи, прозу и воспоминания о месте, где, писались книги. Известный поэт Олекса Ющенко вместе с сыном Александром (к сожалению, ныне покойным) восполнили этот досадный пробел. Вообще, книга "Поїзди гудуть за Ірпінню..." (строка поэзии Малышко), составленная из воспоминаний многих писателей и стихов, могла увидеть свет еще в конце 70-х. Но тогда рецензенты посчитали, что она будет неинтересной (!) читателям. Как рассказал Олекса Яковлевич, вторая попытка издания труда в конце 80-х тоже была неудачной. На сей раз из-за финансовых проблем. Потом книга пропала в издательстве, но, к счастью, сохранилась ее копия. Автор совсем потерял надежду... И вот недавно книгой заинтересовались ирпенские спонсоры.


БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
Писатель Кость Гордиенко любил косить здесь траву, поэтому ежегодно приезжал из Харькова в Ирпень, "вооружившись" косой. Нужно было видеть удивление попутчиков, когда в вагон киевского поезда заходил солидный мужчина с необычным орудием труда. Позже Гордиенко перестал брать косу в дорогу — он оставлял ее на чердаке одного из ирпенских домиков.


— Говорят, будто Чоколов построил двухэтажный дом специально для своей любовницы-балерины, а его жена об этом даже не догадывалась, — рассказывает Олекса Ющенко. — После революции владелец поместья уехал за границу, а его дама сердца якобы танцевала даже в парижской "Гранд-опера".

На низком втором этаже особняка, фактически — на чердаке, был балкончик, над которым раскинула ветви красивая липа. После работы на балкон любил выходить Юрий Яновский. Казалось, он стоит на капитанском мостике парохода. Здесь же на втором этаже были крохотные комнаты, прозванные "гробками". В них жили молодые авторы. Слева от особняка в четырехкомнатном домике, предназначавшемся для слуг, тоже размещались писатели. А еще они жили в нескольких небольших домах на две комнатки, построенных в 20-е годы киевскими профсоюзами.

Мест все равно не хватало, поэтому труженикам пера приходилось снимать жилье у ирпенчан. К слову, писатели дружили с местными жителями. Олекса Ющенко, например, был в прекрасных отношениях с начальником станции. После войны за счет государства и богатого тогда Союза писателей Дом творчества прирос тремя двухэтажными зданиями, имевшими по четыре комнаты вверху и внизу. Новое жилье было хорошо меблировано, позже там появились телевизоры. Писатели имели возможность смотреть матчи любимых футболистов-динамовцев и хоккеистов из "Сокола".

ДОВЖЕНКО РАССКАЗЫВАЛ О ТИГРАХ И ИЗЮБРАХ

"Вот уж выбрали место! — говаривал поначалу об Ирпене Александр Довженко. — Подумаешь, какой-то там капиталистик Чоколов облюбовал когда-то для своей примы-балерины киевской! Нам бы широту берега Днепра! Разве нельзя было найти лучше?..".

— Но и Александру Петровичу это место стало по душе, — вспоминает Олекса Яковлевич. — Однажды он приехал из Москвы и постучался в бывший домик для прислуги, где мы с Анатолием Шияном занимали по комнатке. Оказывается, не было места, а Довженко хотелось поработать над "Зачарованою Десною". Мы предложили располагаться, поскольку сами собрались на рыбалку. Александр Петрович выбрал мою комнату — из ее окна была видна сосна, напоминавшая писателю родную Сосницу. Это дерево назвали Довженковым. К сожалению, сосна усохла — из находившейся рядом мебельной фабрики были слиты какие-то отходы.

Бывая в доме творчества, Довженко ходил из комнаты в комнату, читал писателям фрагменты своих произведений. А вечером друзья устраивали под соснами шашлыки. У костра Александр Петрович увлекательно рассказывал, как путешествовал с Фадеевым по тайге. Перед глазами слушателей, словно в фильме, проплывали колоритные образы украинских теток-переселенцев, которые, попав в тайгу, боялись больше изюбров ("вони рогаті, як чорти"), чем тигров, таскавших у них коров. "За тиграми тетки там с коромыслами гонялись", — говорил улыбаясь Довженко.


БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
Прибывшие в Ирпень после завтрака Олекса Ющенко и Андрей Малышко перед воротами Дома творчества встретил Николая Шеремета, спешившего в Киев. Последний посочувствовал коллегам, не успевшим на деруны тети Паши. "Сальцо уже съедено", — ответил он на просьбу Малышко угостить чем-нибудь. Писатели разошлись. И вот Малышко с Ющенко увидели выставленный на мороз за окно комнаты второго этажа, где жил Шеремет, мешочек с салом. Они принесли лестницу и отрезали кусок лакомства. Хлеб у друзей был, и только они сели в одной из комнат трапезничать, как вдруг появился... Шеремет. Оказалось, что на два часа отменили электричку. Коллеги пригласили Шеремета за стол, налили чарку. Закусив, тот отметил: "А ваше сало точно, как мое!". Ющенко и Малышко согласились, но так и не признались, где достали угощение.


Александр Петрович не любил, когда его перебивали. Никто и не встревал в рассказы, кроме Андрея Малышко, которого он пресекал суровым: "Перепрошую!..". В Ирпене Довженко лечил больное сердце лекарственными травами. Он боялся, что однажды сердце предаст его, и некому будет помочь. Поэтому каждый вечер перетаскивал свою кровать в соседскую комнату Юрия Смолича.

ОДНО ПОСЕЩЕНИЕ ИРПЕНЯ — ТЕТРАДКА СТИХОВ

Недалеко от Дома творчества пролегала железная дорога, по которой днем и ночью стучали поезда, совсем не мешавшие писательской работе. Владимир Сосюра за одно посещение Ирпеня мог заполнить стихами ученическую тетрадь. Здесь появились прекрасные "усмішки" Остапа Вишни. А в 1938 году, накануне 125-летия со дня рождения Тараса Шевченко, дом превратился в "штаб" коллектива переводчиков "Кобзаря" на русский язык. Возглавлял его Максим Рыльский.


БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
В волейбол играли писатели и их жены. Команды доукомплектовывались даже их детьми-подростками. Как вспоминает Богдан Рыльский, сын поэта, в одной команде нельзя было сводить Андрея Малышко и Владимира Сосюру. Немного медленный в движениях, с животиком, Владимир Николаевич мог пропустить мяч или не успеть на подачу. Не терпевший подобного темпераментный Малышко повторял: "Мазило", "Куда смотришь?", "Проснись!". Сосюра реагировал спокойно: "Ну, чего ты, Андрей?!". Иногда страсти так накалялись, что писателей приходилось разводить по разным командам. После игры все шли купаться на речку.


Как вспоминала Любовь Забашта, впервые побывавшая в Доме творчества в 60-е годы, литераторы общались в Ирпене искреннее и откровеннее, чем на собраниях. Объединяющим центром в писательском доме был Андрей Малышко. Его почти всегда сопровождала гурьба друзей, которых младшие коллеги называли сечевиками. Когда не здоровилось, Андрей Самойлович все бросал и ехал в любимые пенаты — в Ирпень.

Зимой в Доме появлялся Олесь Гончар, который все лето путешествовал по степям Таврии, встречался с чабанами и комбайнерами, рыбаками и старыми дедами на херсонских баштанах. Олесь Терентьевич работал в Ирпене сосредоточенно. Даже на обед он приходил задумчивым. В отличие от многих писателей, Гончар не любил читать отрывки еще не законченных произведений.

Творческие люди устраивали субботники, с удовольствием сажая на территории местного парка деревья. К примеру, Иван Мыколайчук и Иван Драч посадили смереку, липу и три куста калины. Бывало, администраторы, срезав "лишнюю" осину, на замечания писателей отвечали: "Вас тоже редактируют"...

— Каждый писатель вспоминает Ирпень, как дар Божий, — утверждает 87-летний Олекса Ющенко. — Сейчас в Доме творчества проводятся совещания молодых авторов. Знаю, что ветеранам выделяют путевки на 12 летних дней по сто гривен, но я там давно уже не был.

Как рассказал мой знакомый из Ирпеня, корпуса писательского дома сдаются в аренду. Местные жители играют там свадьбы и празднуют дни рождения.


БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
Один прозаик не мог работать весной. Он жаловался коллегам, что ему мешают неугомонные соловьи. Писатель и гонял птиц, и закрывал плотно окно... По этому поводу Максим Рыльский шутил: "Я написал бы даже заявление в местком, чтобы прикрепили ко мне всех соловьев! Для вдохновения!..".