1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №47 (1989) за 01.03.2005

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВАМ ИСПОРТИЛИ ОТПУСК

Хорошо, конечно, что сегодня каждый украинец при наличии средств может приобрести путевку в любой (или почти любой) санаторий или дом отдыха. Оплатил полную стоимость туристического опциона и — "ремонтируй" здоровье. Однако, как показывает печальный опыт многих соотечественников, фирмы далеко не всегда утруждают себя скрупулезным выполнением условий договора. Так что господам отдыхающим надо быть начеку, чтобы не было мучительно больно за потерянные время и деньги.

САНАТОРИЙ... БЕЗ ЕДИНОГО ВРАЧА

Этим летом, блаженствуя на пляже одного из крымских санаториев, я познакомилась с соседкой по лежаку. Ее постоянно удрученный вид не вязался с едва установившейся замечательной погодой и полагающимся всякому отпускнику приподнятым настроением. Как оказалось, она отдыхала в соседнем пансионате. Точнее, не отдыхала, а отбывала срок, ибо из комплекса обещанных услуг не было выполнено практически ничего...

О самом пансионате Анна узнала из интернета, где, кстати, нынче "прописались" многие крымские здравницы и турфирмы. За путевку с солидным санаторно-курортным лечением, которое требовалось ей после хирургической операции, пришлось выложить 2,5 тыс. грн., причем из собственного, а не профсоюзного, кармана. Но по прибытии на место оказалось, что о лечении можно и не мечтать, поскольку в пансионате только что закончены строительно-отделочные работы и до медицинской части дело еще не дошло. Более того, на все заведение не было ни одного врача, ни элементарного аптечного киоска, ни даже телефона-автомата! Дальше — больше. Опять-таки, оговоренное в путевке диетическое питание соблюдалось через пень-колоду, в номерах стояла невыносимая жара, тогда как было обещано кондиционирование, а белье выдавали такое, что к нему было противно прикоснуться. И, в довершение, пансионат не имел даже собственного пляжа, вернее, имел, но он был "живописно" завален огромными бетонными блоками, словно после недавней бомбежки. Так что желающим попасть на море приходилось каждый раз преодолевать сотни метров по каменистой горной тропинке до соседнего пляжа, где и состоялась наша встреча.

Из рассказов Анны следовал вывод, что работники горе-здравницы заранее были готовы отражать претензии постояльцев, всячески сопротивляясь их требованиям подтвердить несоответствие услуг декларируемым. Да многие и не догадывались, что имеют право что-то требовать.

Но еще меньше повезло Елене: ее семейство просто не поселили, ошарашив сообщением, что заплаченные ими киевской турфирме 7530 грн. на счет пансионата не поступили. Уставших с дороги путешественников в резкой форме попросили покинуть территорию. Правда, потом были предложения пожить в других здравницах, гораздо менее комфортабельных. Деньги им в конце концов вернули, а вот моральные издержки за испорченный отпуск и транспортные затраты (наколесили 2500 км) придется возвращать через суд.

ТРЕБУЙ ВКЛЮЧЕННЫЕ УСЛУГИ

Еще одно распространенное надувательство — когда на месте неожиданно предлагают платить за включенные в стоимость путевки экскурсии или медицинские услуги. На этом попалась и я. В санатории, где я отдыхала, все было на уровне (не зря профсоюзы проверяют все санатории перед тем, как покупать у них путевки). Картину подпортила одна "мелочь". В кои времена отправляясь в солидную здравницу и будучи, кстати, ее профильным клиентом как бронхитик-хроник, я рассчитывала хотя бы минимально подлечиться. Но врач прописал лишь травяные чаи да ингаляции, причем за отдельную плату. Качать права не хотелось, и я решила лечиться одним только морем. Но профессиональное любопытство все же привело меня в последний день в кабинет главврача. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что данные процедуры полагались совершенно бесплатно, а к ним — еще целый набор услуг, заложенных в стоимость путевки. Более того, наличие таких услуг якобы никто не скрывает, их перечень находится у администратора. Там я его действительно отыскала, но воспользоваться ими уже не довелось.

НЕТ ВАУЧЕРА — НЕТ ДЕНЕГ

Столкнувшись с таким беспардонным отношением, многие теряются и лишь изливают эмоции. В итоге нервы потрачены и деньги пропали. Как же отвоевать у нерадивого туроператора свои "кровные"?

По словам руководителя юридического сектора Киевского управления по делам защиты прав потребителей Михаила Фролова, согласно Закону "О туризме" и условиям лицензирования, субъект предпринимательства обязан, как минимум, оформить и выдать клиенту на руки договор или ваучер. Если этих документов не дают, надо сразу говорить "до свидания" и ничего не платить. В ваучере должны быть оговорены все особые условия тура: поселение, питание, оплаченные экскурсии и пр. Если таковые не прописаны, имеете право вписать их сами. Если же ваучер имеется, а на месте какие-то условия не выполняются, следует тут же направить претензии отправляющей организации — хотя бы телеграммой: "нарушен пункт такой-то". А еще лучше зафиксировать факты в заявлении, но обязательно узаконить его подписями руководства, печатями и зарегистрировать. Постарайтесь отразить в нем побольше деталей: размеры номера, отсутствие душа, горячей воды или кондиционера. Правда, могут и не принять. На худой конец можно излить свои претензии в книге жалоб и предложений. Она пронумерована и зарегистрирована, так что ваш автограф никуда не исчезнет. Все эти "зарубки" станут документами, по которым, вернувшись домой, вы сможете потребовать от турфирмы неустойку.

Бывали также случаи, когда при отправке детей в санаторий оговаривалось наличие в рационе разнообразных фруктов, а им давали одну клубнику, пока не дошло до аллергии. Это тоже прецедент для иска.

P.S. Улучив свободную минутку, я попробовала отыскать в Интернете злополучный пансионат. И через минуту — вот он, зазывает новых клиентов. А вот и свежие отзывы. Увы, столь же нелестные, как и рассказ моей случайной знакомой.


КСТАТИ
За рубежом, где турбизнес налажен гораздо лучше, за соблюдением условий договора следят очень строго. И турфирмы с устоявшейся репутацией дают в своих ваучерах полную информацию о порядке разбора претензий. В частности, указывается, кому именно человек должен высказать претензии, отмечено, что по закону их можно предъявлять только в течение 20 дней после окончания действия договора, при этом все спорные моменты должны быть зафиксированы документально. При этом в качестве доказательств предлагается использовать фотографии, на которых запечатлены недостатки сервиса, несоответствующий условиям договора антураж отелей и, разумеется, квитанции за услуги, которые должны были войти в стоимость тура.


СОВЕТЫ ТУРИСТАМ
Обращайтесь только в фирмы, имеющие опыт работы не менее пяти лет и уже зарекомендовавшие себя на туристическом рынке, иначе велик риск нарваться на мошенников или дилетантов.
Турфирмы обязаны компенсировать только те потери туриста, которые он подтвердил документально.
Если рассчитываете получить компенсацию, тщательно собирайте все счета, квитанции и прочие "вещдоки", иначе, вернувшись домой, ничего не сможете доказать.
Угроза обратиться в суд может подействовать на фирму отрезвляюще, но опять-таки, при полной вооруженности документами.