Выпуск газеты Сегодня №49 (1991) за 03.03.2005
КИЕВ ЛИШИЛИ ПРОШЛОГО
— Вообще-то в распоряжении шла речь о том, что нам отдают равноценные площади, — рассказывает Тамара Хоменко, директор музея. — Более того, здесь метраж двух этажей — даже больше, чем у нас было.
Кстати, борьбу с Верховным Судом за Кловский дворец администрация музея вела 10 лет. Но силы были неравными, несмотря на то, что к этому подключились деятели культуры, науки, образования, которые выходили с письмами на тогдашнего президента. Да, проблема рассматривалась Комитетом Верховной Рады по гуманитарным вопросам, и даже было вынесено постановление ВР о пересмотре и отмене правительством распоряжения от 11 августа 2003 года как противоречащего Законам Украины "Про музеї і музейну справу", "Про охорону культурної спадщини", "Про власність". Однако пользы от этого не было.
— До конца декабря 2003-го мы сопротивлялись, — продолжила Тамара Евгеньевна. — Потом начали задумываться. Ведь музей за время существования "вырос" с 36 тысяч до 250 тысяч экспонатов. Вскоре нас таки убедили, что Крещатик, 2, — это перспектива. И в самом деле, фондовое помещение здесь было показательным.
А дальше... Власти Киева обеспечили музею переезд. Между тем, никто даже не подумал, что в 5-этажном строении музею выделят самые верхние этажи. Кроме того, все были в бывшем музее Ленина и знают, сколько площади на одном этаже занимают массивные центральные лестницы с эскалаторами. Вот вам и равноценные площади: в "пожертвованных" Кабмином помещениях еле помещаются в три яруса ящики с экспонатами. О какой экспозиции может идти речь?
Одно из "складских" помещений занимает распиленная диарамма старого Киева. По словам Ольги Овчаровой, главного хранителя фондов музея, это творение можно будет восстановить. Чего не скажешь о еще двух диараммах, которые размещались в Кловском дворце, но транспортировке не подлежали.
— У нас даже нет возможности распаковать ящики с экспонатами, чтобы они "подышали", — вздыхает Ольга Владимировна. — Посему не знаем, в каком они состоянии...
Парадокс, но здесь же, на 5-м этаже, расположился и материальный склад музея — трубы, унитазы, станки. За 25 лет существования заведение создало свой автогараж, столярные и реставрационные мастерские, фотолабораторию.
— Мы были уверенны, что все это — временно, надеясь, что нам передадут весь Украинский дом, — отметила директор музея. — К слову, вопрос об этой передаче мы поставили перед столичной властью, как только переехали. И город взялся решать проблему перевода здания в коммунальную собственность. Тогда начались разговоры от том, что строение на Крещатике, 2, — дороже Кловского дворца. Комиссия по оценке сооружений постановила: разница в стоимости — слишком велика. И правительство не согласилось на такие "жертвы".
Город принялся искать другие здания, однако предвыборная компания все застопорила. По словам Тамары Евгеньевны, у коллектива была надежда на новый Кабмин, но министры заявили, что в Украинском доме планируется открыть Центр современного искусства.
— Где же логика? В Киеве — около 30 частных галерей современного искусства, союзы художников, имеющие свои выставочные залы, а музея города нет. Во всем Украинском доме мы смогли бы разместить экспозицию (уже есть своя структурная концепция использования всего здания) и создать музей, который станет одним из лучших в мире.