Выпуск газеты Сегодня №50 (1992) за 04.03.2005
ДВУЛИКАЯ ПАТРИСИЯ КААС
И теперь она едет в Украину, чтобы презентовать здесь последний альбом "Sexe fort". Наша беседа с "Леди Блюз" (так еще именуют Каас) состоялась в Варшаве, где она уже представила на суд почитателей свои новые песни.
ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЖЕНСКАЯ НАТУРА
— Давайте поговорим о вашем новом альбоме "Sexe fort". С одной стороны, это название можно толковать как "сильный пол" — женщина владеет исключительной силой. С другой стороны, "Sexe fort" можно толковать как "сила секса" — такая интерпретация подчеркивает роль сексапильности как важного атрибута женщины.
— Полностью согласна с первой интерпретацией. Мне хотелось найти для альбома такое название, которое отражало бы разные стороны женской натуры, но не было связано с феминизмом. Мне хотелось показать большинство эмоций, которые дремлют в женщине. И одновременно подчеркнуть силу, которая лучится из женщины. Я не хотела при этом использовать банальные затертые обороты типа "сила женщины".
Для меня женственность — это один из самых ценных подарков природы. Но я также высоко ценю и свою внутреннюю силу, которая позволяет мне быть независимой, позволяет мне самостоятельно принимать решения. Даже когда случаются минуты слабости, сила всегда во мне и позволяет выжить.
Согласна, что сексуальность — это большое превосходство женщины. Время изменилось. Рассказывает об этих изменениях моя песня "Женщина ведет в танце". В связях с мужчинами именно женщины принимают сейчас немаловажные решения. Но есть и другая сторона этой медали, поскольку женщины получили свободу в вопросе выбора мужчин. Теперь женщина может не ждать, когда мужчина сделает первый шаг, а сама может перенять инициативу. В большинстве случаев она имеет успех, поскольку ее сексуальное очарование превышает подобные мужские качества.
— То, что вы говорите, совсем не увязывается с феминизмом. Скорее, с так называемой французской "философией" женственности, суть которой в том, что женщина не стыдится себя и использует свои сильные стороны, когда только пожелает.
— Честно говоря, по-разному с француженками бывает. Женщины во Франции заработали себе какой-то определенный образ, который не полностью совпадает с реальностью. То есть они не всегда так сексуальны и женственны, как представляют многие.
— Ваши же фото для альбома "Sexe fort" очень сексуальны…
— Когда я отважилась на эту фотосессию и разговаривала с фотографом о замысле, слово "секси" не прозвучало ни одного раза. Я не люблю это слово, оно какое-то искусственное.
Альбом "Sexe fort" — вообще как противоречивая женская натура, где слабость смешивается с силой и самоуверенностью. Наши характеры похожи и я хотела, чтобы фотографии отражали это сходство. На этих снимках есть много наготы, но она олицетворяет чистоту и чувственность, а не просто секс.
Достаточно открыть буквально первый попавшийся журнал, чтобы увидеть голую женщину. Даже газеты для молодежи эпатируют оголенным телом. Полно там сексуальных "Лолит". Мы живем в мире, когда в значительно большей мере, чем когда-либо, разрешена откровенность. Почему бы этим не воспользоваться? Мне 37 лет, и я со всех сторон ощущаю, что выгляжу сейчас лучше, чем раньше. Однако наибольший комплимент для меня — доброжелательное отношение других женщин к тем фотографиям. В конце концов я встретила разную реакцию. Некоторые не очень позитивно отозвались и посчитали, что я пошла слишком далеко.
Двузначность, о которой мы раньше говорили, видно на этих фото. Они очень точно показывают мой характер и все противоречивые эмоции, которые во мне дремлют. С одной стороны, я довольно неуверенная, несмелая, меня легко напугать. С другой стороны, я знаю, чего хочу и не боюсь добиваться этого, во мне достаточно силы воли, которая толкает вперед.
— Альбом "Sexe fort" начинается композицией "Ou sot les hommes?" ("Куда подевались мужчины?"). Что же произошло с настоящими мужчинами?
— Действительно, эта песня с двояким значением. Я воспользовалась тем, что по-французски "les hommes" — это и "мужчины", и "люди". Таким образом, в названии песни заложен вопрос: "Кто те люди, которые принимают сегодня решения, значимые для этого мира?". А поскольку я женщина, то название можно толковать и как вызов мужскому миру. Мужчины сейчас все чаще становятся заложниками своих опасений и страхов. Мир меняется. И мужчины чувствуют, что они должны приспосабливаться к новым ожиданиям, к новой действительности. Но не всегда у них это получается, да и они не получают большого удовольствия от этого процесса. И потихоньку перестают быть естественными, самими собой.
"МОЯ СТРАСТЬ — МУЗЫКА"
— Многие женщины считают, что настоящую женскую красоту определяет не только красивое личико и спортивное тело, но и зрелость, которая приобретается с возрастом благодаря жизненному опыту.
— Согласна. С течением времени опыт увеличивается. Например, когда я была моложе, то не считала себя красавицей, особенно когда сравнивала себя с девушками своего возраста. Сегодня же не ощущаю себя ни красивее, ни уродливее. Нахожу свое место среди других женщин. Я лучше познала саму себя. Вроде бы и не очень все изменилось, однако стала полностью другой. Иначе улыбаюсь, иначе стала разговаривать, смогла больше дать другим, потому что наконец-то восприняла себя такой, какая есть.
Помню себя еще перед 17-летием. Тогда умерла моя мама и я жила ее тенью. Всегда делала то, что, как мне казалось, и она бы сделала, чем бы гордилась. Не задумывалась при этом, чего я собственно хочу. Прошло некоторое время, прежде я освободилась от такой манеры поведения и нашла собственное "я".
Сегодня моя самая большая слабость — это недостаток веры в свои способности, силы, возможности. Но чем лучше познаю себя, тем более успешно решаю эту проблему.
— Я слышала, что песня "Ma blessure" ("Моя рана") посвящена вашей маме. Это правда?
— Сначала это была песня о любви. О чувстве утраты и горести из-за расставания близких людей. Конечно, один из них страдает больше. И часто страдание бывает таким сильным, что хочется хотя бы еще раз увидеть любимого человека, хотя заранее известно, что такая встреча не принесет ничего, кроме страдания. Но если кто-то хочет так страдать, то зачем забирать у него это право? Когда прочитала текст "Моей раны", то сразу подумала о моей маме. По моей просьбе несколько строк автор изменил в тексте. Кто-то спрашивал, зачем хочу снова теребить эту тему? Но я была готова к боли, которая связана с утратой мамы. Я счастливая женщина. Люблю улыбаться. Но рана, которая появилась во мне после смерти мамы, останется навсегда.
— Когда поете свои старые песни, возвращаются ли эмоции, которые ощущали при их первом исполнении? Или, может, восприятие этих произведений меняется?
— Например, когда исполняю "Мадмуазель поет блюз", я чувствую то же, что и пятнадцать лет назад. Потому что вижу не только искреннюю реакцию публики, которая всегда помнит мои лучшие песни. Эти песни стали частью моей жизни, моего жизненного опыта. И это они меня сформировали как личность, а не наоборот. Единственное, что меняется, — это манера исполнения, музыкальная аранжировка. Музыка прогрессирует и я не хочу, чтобы мои старые песни звучали архаично. Меняется мой голос, мои музыкальные увлечения, мои песни меняются тоже. Старые песни из моего репертуара уже не те, что были раньше.
— Смогли бы вы описать словами свои ощущения, когда находитесь на сцене?
— Когда я на сцене, то самое важное — это возможность поделиться музыкой со слушателями. Я счастлива, что могу дать публике что-то от себя. Стремлюсь, чтобы мои концерты помогли отвлечься слушателям от обыденности, от ежедневной рутины. Такая возможность питает меня необычайной энергией, которая потом отражается в глазах людей в зрительном зале. Музыка — это моя страсть и неотъемлемая часть всей моей жизни, ее радостных и грустных эпизодов. Не представляю свою жизнь без музыки, даже когда перестану петь.
"МОЕ ТВОРЧЕСТВО — НЕ ИСКУССТВО"
— Сегодня искусство становится прежде всего развлекательным. Исчезает разделение между хорошей музыкой и плохой. Одни увлекаются Бритни Спирс, другие — Моцартом. Есть ли у вас какие-то критерии оценки?
— Не надо сравнивать Моцарта с Бритни Спирс. Моцарт — это настоящее волнующее искусство. А Бритни — это продукт современного маркетинга. Я не люблю то, что делает Бритни, но понимаю, что это может нравиться. Думаю, это зависит от личности.
К примеру, Мадонна. Она не имеет большого вокального таланта, но вопреки этому многие считают ее настоящей артисткой. Она всегда держит руку на пульсе. То, что она делает, впечатляет. А когда смотрю на Бритни Спирс, то максимум — это оцениваю, что она хорошо танцует. Понятие "искусство" в наше время действительно потеряло свой четкий смысл и каждый может его толковать по-своему. Я лично не считаю свое творчество искусством. Но бывает, что другие со мной не согласны и для них мое творчество — это искусство. Воспринимаю это как большой комплимент. Я же считаю искусством то, что волнует, будоражит душу.
"Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ПРЕКРАСНО"
— Пару лет назад в прессе прошел слух, что якобы Патрисия Каас потеряла свой яркий, глубокий голос. Проблемы с голосовыми связками действительно имели место?
— Что вы! Такого со мной не случалось. Я не знаю, откуда пошла ложная информация. Возможно, это было связано со съемками картины Клода Лелуша "А теперь... дамы и господа". В фильме я играла джазовую певицу — уставшую, отчаявшуюся, потерявшую веру в свой талант, в любовь и людей. В период работы над картиной я не выпустила ни одного альбома.
— Многие считают, что в картине вы сыграли саму себя и посредством этой роли выплеснули наружу всю боль одиночества и отсутствия рядом любимого мужчины. Некоторые даже сравнивают вас с Эдит Пиаф, у которой личная жизнь сложилась не очень удачно...
— Я уже знаю, о чем вы хотите спросить. Вышла ли я замуж? Нет, я до сих пор не замужем, и у меня нет пока детей. Однако это не значит, что я не хочу иметь их в будущем. И я ни в коем случае не страдаю от одиночества, несмотря на то, что в данный момент у меня нет постоянного друга. Знаете, иногда и я хочу побыть совершенно одна. Вокруг меня много людей, конечно, это дает огромный заряд энергии. Но для того, чтобы все восстановить, остановиться и подумать о жизни, нужно побыть одному. Тем не менее я чувствую себя прекрасно.
У меня есть верный давний друг. Это мальтийская болонка по кличке Текилла. Ее мне подарил Клод Лелуш после съемок фильма.
— Наверное, вы много внимания уделяете своему домашнему любимцу. Чем вы увлекаетесь кроме этого? Как проводите свое свободное время?
— Я столько путешествую, что люблю быть дома в Париже или в Цюрихе. Люблю быть в своих родных стенах, с моими любимыми вещами, ничего не делать и просто посидеть у камина, зажечь свечи. Я очень интересуюсь модой и обожаю ходить по хорошим магазинам одежды. Как, наверное, каждая женщина. Сегодня я могу себе позволить такой люкс, мне проще сделать себе подарок в дорогом магазине.