1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №50 (1992) за 04.03.2005

ДВУЛИКАЯ ПАТРИСИЯ КААС

Шахтерский городок Форбак, Лотарингия, неподалеку от границы Франции и Германии. Тут в 1967 году состоялся "Общегородской конкурс юных талантов в возрасте от четырех до четырнадцати лет". В его программке четко значилось: "N11, Патрисия Каас, 10 лет. Песня про солнышко". И каково было удивление зрителей, когда на сцене вместо ожидаемой малышки в белых кружевах они увидели подобие чертенка, с наглой улыбкой, в полосатых мужских штанах и гигантской, засаленной кепке а-ля Гаврош, лихо сдвинутой на левое ухо. Удивление увеличилось, когда вместо "Песни про солнышко" этот чертенок хриплым, чувственным голосом загорланил на немецком языке легендарный шлягер "Лили Марлен". Это был фурор. Потом был Париж, концерты, ее первый альбом под названием "Мадемуазель поет блюз" стал сначала "золотым", потом "платиновым", а под конец так и вовсе "бриллиантовым". Так маленький воробушек по имени Патрисия Каас превратился в королеву французского шансона, популярную во всем мире.

И теперь она едет в Украину, чтобы презентовать здесь последний альбом "Sexe fort". Наша беседа с "Леди Блюз" (так еще именуют Каас) состоялась в Варшаве, где она уже представила на суд почитателей свои новые песни.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЖЕНСКАЯ НАТУРА

— Давайте поговорим о вашем новом альбоме "Sexe fort". С одной стороны, это название можно толковать как "сильный пол" — женщина владеет исключительной силой. С другой стороны, "Sexe fort" можно толковать как "сила секса" — такая интерпретация подчеркивает роль сексапильности как важного атрибута женщины.

— Полностью согласна с первой интерпретацией. Мне хотелось найти для альбома такое название, которое отражало бы разные стороны женской натуры, но не было связано с феминизмом. Мне хотелось показать большинство эмоций, которые дремлют в женщине. И одновременно подчеркнуть силу, которая лучится из женщины. Я не хотела при этом использовать банальные затертые обороты типа "сила женщины".

Для меня женственность — это один из самых ценных подарков природы. Но я также высоко ценю и свою внутреннюю силу, которая позволяет мне быть независимой, позволяет мне самостоятельно принимать решения. Даже когда случаются минуты слабости, сила всегда во мне и позволяет выжить.

Согласна, что сексуальность — это большое превосходство женщины. Время изменилось. Рассказывает об этих изменениях моя песня "Женщина ведет в танце". В связях с мужчинами именно женщины принимают сейчас немаловажные решения. Но есть и другая сторона этой медали, поскольку женщины получили свободу в вопросе выбора мужчин. Теперь женщина может не ждать, когда мужчина сделает первый шаг, а сама может перенять инициативу. В большинстве случаев она имеет успех, поскольку ее сексуальное очарование превышает подобные мужские качества.

— То, что вы говорите, совсем не увязывается с феминизмом. Скорее, с так называемой французской "философией" женственности, суть которой в том, что женщина не стыдится себя и использует свои сильные стороны, когда только пожелает.

— Честно говоря, по-разному с француженками бывает. Женщины во Франции заработали себе какой-то определенный образ, который не полностью совпадает с реальностью. То есть они не всегда так сексуальны и женственны, как представляют многие.

— Ваши же фото для альбома "Sexe fort" очень сексуальны…

— Когда я отважилась на эту фотосессию и разговаривала с фотографом о замысле, слово "секси" не прозвучало ни одного раза. Я не люблю это слово, оно какое-то искусственное.

Альбом "Sexe fort" — вообще как противоречивая женская натура, где слабость смешивается с силой и самоуверенностью. Наши характеры похожи и я хотела, чтобы фотографии отражали это сходство. На этих снимках есть много наготы, но она олицетворяет чистоту и чувственность, а не просто секс.

Достаточно открыть буквально первый попавшийся журнал, чтобы увидеть голую женщину. Даже газеты для молодежи эпатируют оголенным телом. Полно там сексуальных "Лолит". Мы живем в мире, когда в значительно большей мере, чем когда-либо, разрешена откровенность. Почему бы этим не воспользоваться? Мне 37 лет, и я со всех сторон ощущаю, что выгляжу сейчас лучше, чем раньше. Однако наибольший комплимент для меня — доброжелательное отношение других женщин к тем фотографиям. В конце концов я встретила разную реакцию. Некоторые не очень позитивно отозвались и посчитали, что я пошла слишком далеко.

Двузначность, о которой мы раньше говорили, видно на этих фото. Они очень точно показывают мой характер и все противоречивые эмоции, которые во мне дремлют. С одной стороны, я довольно неуверенная, несмелая, меня легко напугать. С другой стороны, я знаю, чего хочу и не боюсь добиваться этого, во мне достаточно силы воли, которая толкает вперед.

— Альбом "Sexe fort" начинается композицией "Ou sot les hommes?" ("Куда подевались мужчины?"). Что же произошло с настоящими мужчинами?

— Действительно, эта песня с двояким значением. Я воспользовалась тем, что по-французски "les hommes" — это и "мужчины", и "люди". Таким образом, в названии песни заложен вопрос: "Кто те люди, которые принимают сегодня решения, значимые для этого мира?". А поскольку я женщина, то название можно толковать и как вызов мужскому миру. Мужчины сейчас все чаще становятся заложниками своих опасений и страхов. Мир меняется. И мужчины чувствуют, что они должны приспосабливаться к новым ожиданиям, к новой действительности. Но не всегда у них это получается, да и они не получают большого удовольствия от этого процесса. И потихоньку перестают быть естественными, самими собой.

"МОЯ СТРАСТЬ — МУЗЫКА"

— Многие женщины считают, что настоящую женскую красоту определяет не только красивое личико и спортивное тело, но и зрелость, которая приобретается с возрастом благодаря жизненному опыту.

— Согласна. С течением времени опыт увеличивается. Например, когда я была моложе, то не считала себя красавицей, особенно когда сравнивала себя с девушками своего возраста. Сегодня же не ощущаю себя ни красивее, ни уродливее. Нахожу свое место среди других женщин. Я лучше познала саму себя. Вроде бы и не очень все изменилось, однако стала полностью другой. Иначе улыбаюсь, иначе стала разговаривать, смогла больше дать другим, потому что наконец-то восприняла себя такой, какая есть.

Помню себя еще перед 17-летием. Тогда умерла моя мама и я жила ее тенью. Всегда делала то, что, как мне казалось, и она бы сделала, чем бы гордилась. Не задумывалась при этом, чего я собственно хочу. Прошло некоторое время, прежде я освободилась от такой манеры поведения и нашла собственное "я".

Сегодня моя самая большая слабость — это недостаток веры в свои способности, силы, возможности. Но чем лучше познаю себя, тем более успешно решаю эту проблему.

— Я слышала, что песня "Ma blessure" ("Моя рана") посвящена вашей маме. Это правда?

— Сначала это была песня о любви. О чувстве утраты и горести из-за расставания близких людей. Конечно, один из них страдает больше. И часто страдание бывает таким сильным, что хочется хотя бы еще раз увидеть любимого человека, хотя заранее известно, что такая встреча не принесет ничего, кроме страдания. Но если кто-то хочет так страдать, то зачем забирать у него это право? Когда прочитала текст "Моей раны", то сразу подумала о моей маме. По моей просьбе несколько строк автор изменил в тексте. Кто-то спрашивал, зачем хочу снова теребить эту тему? Но я была готова к боли, которая связана с утратой мамы. Я счастливая женщина. Люблю улыбаться. Но рана, которая появилась во мне после смерти мамы, останется навсегда.

— Когда поете свои старые песни, возвращаются ли эмоции, которые ощущали при их первом исполнении? Или, может, восприятие этих произведений меняется?

— Например, когда исполняю "Мадмуазель поет блюз", я чувствую то же, что и пятнадцать лет назад. Потому что вижу не только искреннюю реакцию публики, которая всегда помнит мои лучшие песни. Эти песни стали частью моей жизни, моего жизненного опыта. И это они меня сформировали как личность, а не наоборот. Единственное, что меняется, — это манера исполнения, музыкальная аранжировка. Музыка прогрессирует и я не хочу, чтобы мои старые песни звучали архаично. Меняется мой голос, мои музыкальные увлечения, мои песни меняются тоже. Старые песни из моего репертуара уже не те, что были раньше.

— Смогли бы вы описать словами свои ощущения, когда находитесь на сцене?

— Когда я на сцене, то самое важное — это возможность поделиться музыкой со слушателями. Я счастлива, что могу дать публике что-то от себя. Стремлюсь, чтобы мои концерты помогли отвлечься слушателям от обыденности, от ежедневной рутины. Такая возможность питает меня необычайной энергией, которая потом отражается в глазах людей в зрительном зале. Музыка — это моя страсть и неотъемлемая часть всей моей жизни, ее радостных и грустных эпизодов. Не представляю свою жизнь без музыки, даже когда перестану петь.

"МОЕ ТВОРЧЕСТВО — НЕ ИСКУССТВО"

— Сегодня искусство становится прежде всего развлекательным. Исчезает разделение между хорошей музыкой и плохой. Одни увлекаются Бритни Спирс, другие — Моцартом. Есть ли у вас какие-то критерии оценки?

— Не надо сравнивать Моцарта с Бритни Спирс. Моцарт — это настоящее волнующее искусство. А Бритни — это продукт современного маркетинга. Я не люблю то, что делает Бритни, но понимаю, что это может нравиться. Думаю, это зависит от личности.

К примеру, Мадонна. Она не имеет большого вокального таланта, но вопреки этому многие считают ее настоящей артисткой. Она всегда держит руку на пульсе. То, что она делает, впечатляет. А когда смотрю на Бритни Спирс, то максимум — это оцениваю, что она хорошо танцует. Понятие "искусство" в наше время действительно потеряло свой четкий смысл и каждый может его толковать по-своему. Я лично не считаю свое творчество искусством. Но бывает, что другие со мной не согласны и для них мое творчество — это искусство. Воспринимаю это как большой комплимент. Я же считаю искусством то, что волнует, будоражит душу.

"Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ПРЕКРАСНО"

— Пару лет назад в прессе прошел слух, что якобы Патрисия Каас потеряла свой яркий, глубокий голос. Проблемы с голосовыми связками действительно имели место?

— Что вы! Такого со мной не случалось. Я не знаю, откуда пошла ложная информация. Возможно, это было связано со съемками картины Клода Лелуша "А теперь... дамы и господа". В фильме я играла джазовую певицу — уставшую, отчаявшуюся, потерявшую веру в свой талант, в любовь и людей. В период работы над картиной я не выпустила ни одного альбома.

— Многие считают, что в картине вы сыграли саму себя и посредством этой роли выплеснули наружу всю боль одиночества и отсутствия рядом любимого мужчины. Некоторые даже сравнивают вас с Эдит Пиаф, у которой личная жизнь сложилась не очень удачно...

— Я уже знаю, о чем вы хотите спросить. Вышла ли я замуж? Нет, я до сих пор не замужем, и у меня нет пока детей. Однако это не значит, что я не хочу иметь их в будущем. И я ни в коем случае не страдаю от одиночества, несмотря на то, что в данный момент у меня нет постоянного друга. Знаете, иногда и я хочу побыть совершенно одна. Вокруг меня много людей, конечно, это дает огромный заряд энергии. Но для того, чтобы все восстановить, остановиться и подумать о жизни, нужно побыть одному. Тем не менее я чувствую себя прекрасно.

У меня есть верный давний друг. Это мальтийская болонка по кличке Текилла. Ее мне подарил Клод Лелуш после съемок фильма.

— Наверное, вы много внимания уделяете своему домашнему любимцу. Чем вы увлекаетесь кроме этого? Как проводите свое свободное время?

— Я столько путешествую, что люблю быть дома в Париже или в Цюрихе. Люблю быть в своих родных стенах, с моими любимыми вещами, ничего не делать и просто посидеть у камина, зажечь свечи. Я очень интересуюсь модой и обожаю ходить по хорошим магазинам одежды. Как, наверное, каждая женщина. Сегодня я могу себе позволить такой люкс, мне проще сделать себе подарок в дорогом магазине.