1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №51 (1993) за 05.03.2005

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ КИЕВЛЯНКИ

Любовь, как известно, "нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь". История подтверждает это, демонстрируя из глубины веков удивительные метаморфозы этого возвышенного и до конца необъяснимого состояния души. На берегах Днепра любовный напиток, видимо, имеет свой особый и неповторимый вкус. Как же не вспомнить об этом в канун праздника 8 Марта?

ПОХИЩЕНИЕ АННЫ ЯРОСЛАВНЫ

Начнем с времен великокняжеских, когда в Европе во имя любимых женщин их кавалеры устраивали рыцарские турниры и решали "дела сердечные" при помощи меча и шпаги. Случилось так, что именно в эпоху средневековых разборок, а точнее в 1048 году, французский король-вдовец Генрих I решил повторно попытать счастья в семейной жизни. Детей у него не было, поэтому все мысли монарха были заняты поиском супруги, которая была бы не только привлекательна, но и щедра на наследников.

О стольном граде Киевской Руси тогда слагались легенды. Поговаривали о сказочных "небесам подобных" храмах, о богатырях-великанах, охраняющих подступы к государству, о мудром князе Ярославе и его начитанных дочерях. Генрих срочно посылает в Киев посольство и сватов с предложением руки и сердца очаровательной княжне Анне, с "белым лицом и волосами цвета спелой пшеницы", любимой дочери киевского правителя.

Тягостным и мучительным было прощание с родным городом, семьей и милыми с детства подругами. Анна едет в Париж, где 14 мая 1049 года в день Святой Троицы под сводами Реймского собора произошло торжественное бракосочетание французского короля с киевской принцессой. Анна преподносит в дар церкви пышное Евангелие, писанное в Киеве. С тех пор, на протяжении многих лет, французские короли присягали на этой священной книге во время коронации в соборе и при вступлении на монарший престол.

С этого момента и начинаются удивительные приключения Анны Русской, королевы Франции. Однажды во время царской охоты в Санлесском лесу ее похищает Рауль II, граф де Креспи де Валуа и увозит в свой родовой замок. Рауль Перони являлся одним из могущественных феодалов страны и обладал авантюристскими наклонностями. Но Анне, видимо, уже давно нравился этот смуглый и зажигательный южанин. Похищение было осуществлено по сговору, и влюбленные, не мешкая, скрепляют свои отношения брачными узами, несмотря на то, что граф был человеком женатым.

Итог: двор возмущен, король негодует, оскорбленная супруга графа отправляется с жалобой к Папе Римскому. Однако увлеченные друг другом Рудольф и Агнесса (так в документах указывались их имена) прожили в любви и согласии двенадцать лет. После смерти мужа, в 1074 году, Анна Ярославна снова возвращается ко двору, вершит государственные дела, скромно подписывая указы: "Анна, мать короля Франции Филиппа".

"ОХОТА" НА КИЕВЛЯНОК ПРОДОЛЖАЕТСЯ

"То ль дело Киев! Что за край! Валятся сами в рот галушки... А молодицы-молодушки... Ей-ей не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой", — писал Пушкин в стихотворении "Гусар". Этот своеобразный гимн киевским женщинам не оставил равнодушным и другого именитого стихотворца. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов более прям в отношении очаровательных киевлянок: "Вождь Кудеяр из-под Киева вывез девицу-красу..." На протяжении многих веков "охота" на "молодиц-молодушек" продолжается.

Но будем откровенны. В этом деликатном вопросе есть и свои маленькие хитрости со стороны представительниц прекрасного пола. Именно они, как правило, являются инициаторами всякого рода "похищений". Вот какая история случилась с великим автором "Человеческой комедии". Скажем сразу, Оноре де Бальзак был человеком малоподвижным, степенным, любил хорошо поесть, мало спал и много работал. Его нечастные поездки ограничивались околицами Парижа, хотя случались и выезды в свет.

И вдруг в феврале 1832 года — письмо из далекой Украины с таинственной подписью: "Иностранка". Ей было в ту пору 28 лет, у нее был пожилой муж и она была страстной почитательницей таланта великого француза. Графиня Эвелина Адамовна Ганская, урожденная Ржевуская... Титул графини прельстил галантного кавалера, а при встрече они полюбили друг друга, огорчив тем самым придворных "муз" гения: мадам де-Берни и маркизу д'Абрантес.

Около двух десятилетий длился "подготовительный процесс" к главному событию в жизни влюбленных — официальному бракосочетанию. За этот период Бальзак неоднократно посещает Украину. Кроме большого поместья под Бердичевым, Ганские имели еще прекрасный особняк в Киеве, на Печерске. Бальзак ходит на Контракты, любуется Днепром и приступает к написанию очерка "Письмо из Киева". В 1842 году умирает супруг графини, а в 1850-м она венчается с романистом в небольшом польском костеле в Бердичеве.

Такой поворот событий устраивал и закон и церковь. Но следует знать киевлянок. Порой их неукротимые желания просто не вмещались в общепринятые рамки супружеского этикета. Например, княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн (в девичестве Ивановская) тоже имела влиятельного мужа, плюс несовершеннолетнюю дочь. Когда княгине исполнилось 28 (какой-то роковой возраст!), в ее сердце зазвучала музыка дальних странствий и доселе непознанных сладких чувств.

Как раз в это время (а точнее в 1847 году) в Киев приезжает на гастроли выдающийся венгерский композитор и пианист Ференц Лист. О его первом концерте местные газеты писали так: "Контрактовый зал был интересным зрелищем. Предназначенный для купли-продажи он внезапно превратился в храм, куда пришли поклонники музыки послушать неслыханное, прислушаться к таинственному глаголу звука. Явился и жрец его... звучали аплодисменты. Лист сел, тряхнул своей гривой и положил вещие персты на клавиши. А потом... Потом произошло то, что и должно было произойти: блестящее исполнение, бурные овации и восторженный блеск тысячи женских глаз.

Добавим, что Лист осчастливил своим присутствием не только Контрактовый дом на Подоле, но и вместительные залы Университета и Института благородных девиц. Среди его поклонниц оказалась и княгиня Сайн-Витгенштейн. Именно она пожертвовала организаторам концерта такую солидную сумму, что сам "Наполеон пианистов" явился к ней, чтобы лично засвидетельствовать свою признательность. Так родилась любовь, страстная и удивительная.

Отношения между музыкантом и княгиней зашли так далеко, что, вернувшись на родину, он продолжает грезить полуночными садами Киева. Лист снова едет в Украину и предлагает Каролине бежать с ним. Так и не получив от мужа согласия на развод, графиня вместе с дочкой покидают отчий дом и в сопровождении композитора прибывают в немецкий город Веймар. Ференц и Каролина прожили вместе еще много счастливых дней, хотя католическая церковь так и не позволила им оформить официально свой брак.

ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ АННЫ АХМАТОВОЙ

Киевские женщины отличались не только романтичностью. Для них, город поэтов Веймар, как и Париж, были, по сути, не столько целью, сколько необходимостью. И если суженный в беде, они всегда готовы на самопожертвование. В свое время Некрасов воспел беспримерный подвиг дворянок, которые не раздумывая уехали в Сибирь к своим ссыльным мужьям-декабристам. Но и тут, первыми были киевлянки.

В древней церкви Спаса на Берестове над Днепром и сегодня еще можно увидеть остатки фресок, которыми могли любоваться новобрачные в день торжества. "Венчается раб Божий рабе Божьей..." В 1821 году под сводами этого храма соединили свои судьбы старшая дочь героя войны 1812 года Н.Н.Раевского Екатерина и мятежный генерал М.Ф.Орлов. А через три года здесь же венчалась ее младшая сестра Мария с опальным князем С.Г.Волконским. Ей-то Некрасов и посвятил свои пламенные строки.

Следует отметить, что поэты часто черпали вдохновение в сердцах киевских красавиц. Недаром Александр Блок свое знакомство с древним градом начал с декламации полумифической "Незнакомки": "И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу, и очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу..." В начале XX века поэты буквально "оккупировали" Киев, увозя с собой, подобно "вождю Кудеяру" его пленительных жительниц. Тема колдовства и интерпретации гоголевских персонажей стали излюбленными в их творчестве.

"Как по улицам Киева-Вия ищет мужа не знаю чья жинка", — писал Осип Мандельштам. Автор явно лукавил, ибо "жинкой" была его собственная жена, молодая киевская художница Надежда Хазина. Такая же история произошла и с другим известным поэтом, Николаем Гумилевым, мечтающим найти в легендарном граде "веселую птицу певунью", а встретившем женщину, полную тайн и загадок: "Из логова змиева, из города Киева я взял не жену, а колдунью..." На что его требовательная визави ответила тоже стихом "Он любил три вещи на свете", который заканчивался словами: "А я была его женой..."

Любопытно, что поэтический экспромт был сочинен в светлый год бракосочетания молодоженов. 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви на Никольской слободке состоялось венчание Николая Гумилева с Анной Андреевной Горенко. Мир же знает эту замечательную поэтессу по фамилии — Ахматова.

В творческом наследии поэтессы есть любопытные строки: "И в киевском храме Премудрости Бога, припав к солее, я тебе поклялась, что будет моею твоя дорога, как бы она не вилась..."

К кому могли быть обращены столь страстные и возвышенные слова? Конечно же, к любимому! И, судя по сюжету, в его присутствии. Существует и другое четверостишье: "Мы хотели муки жалящей вместо счастья безмятежного. Не покину я товарища и беспутного и нежного..."

И здесь нет сомнений, что "товарищ" безмерно дорог автору. Но самое интересное, что клятвы верности, высказанные столь чувственно и решительно, адресованы совершенно разным людям.

А случилось вот что. Как и следует романтически настроенным влюбленным, свое свадебное путешествие молодожены Анна и Николай завершили в Париже. Своды Триумфальной арки напоминали им Золотые ворота, чудовища Нотр-Дама — "Дом с химерами", Люксембургский сад — Владимирскую горку. Было там и кафе, "Ротонда", поразительно похожее на киевский "Хлам", где в 20-е годы собирались художники, литераторы, актеры и музыканты. Гумилев намеренно выбрал "Ротонду", чтобы познакомить жену с парижской богемой.

Сев за столик, Анна внезапно встретилась глазами с Модильяни, сидевшим в углу. Гениальному, но бедному и не признанному еще тогда художнику, исполнилось только 26 лет. Он был полон творческих сил и одержим массой невероятных замыслов. Искра, пробежавшая между тосканцем и русской поэтессой зажгла в их сердцах пожар самых нежных чувств, они поняли, что созданы друг для друга. Все это казалось наваждением и не входило в планы замужней женщины.

И все же Амадео и Анна встречаются, они гуляют по ночному Парижу, она посещает его мастерскую. Через год Анна приезжает на берега Сены одна. Любовь достигает наивысшей кульминации. В то памятное лето Модильяни сделал шестнадцать набросков своей подруги. Ахматова посвящает ему загадочное эссе. Да и все в этой запутанной истории выглядит довольно загадочным, ибо сама поэтесса никогда не обнародовала "парижских тайн" своей биографии. Лишь на закате жизни в ее мемуарах проскальзывает строка о Модильяни: "Заслышавши его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами..."

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба поэтессы, если бы Модильяни не влюбился в юную художницу Жанну и не женился на ней. В середине января 1920 года Амадео сильно простудился и слег. 24 числа его не стало. Узнав о смерти мужа, Жанна Эбютерн выбросилась из окна. А через год был расстрелян офицер царской армии Николай Гумилев.

Анна Андреевна Ахватова прожила непростую и долгую жизнь. "Сто раз я лежала в могиле, где, может быть, я и сейчас", — так подытожила она этапы своего творческого пути в 1957 году, за десятилетие до смерти и завершила уже стихами: "А муза и глохла и слепла, в земле истлевая зерном, чтоб снова, как Феникс из пепла, в тумане восстать голубом..."