1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №53 (1995) за 10.03.2005

ВРАЧИ САНАВИАЦИИ "ЛЕТАЮТ" ПОЕЗДАМИ

Еще 14 лет назад, январь — начало февраля были самым тяжелым временем для санавиации. Тогда ведущие специалисты в хирургии, педиатрии, неврологии и других медицинских направлений за считанные минуты вылетали из Киева в любой уголок Украины, чтобы спасти жизнь человека, помочь местным врачам в сложной ситуации. Январь вообще считался самым тяжелым месяцем для дежурного хирурга. И не только потому, что врач не мог выехать никуда из столицы в праздники и должен был постоянно оставаться у телефона: с фанатами застолий происходили уникальные и сложнейшие случаи чаще, чем в остальное время.

"ПЕЧЕНЬ, ПОХОЖАЯ НА РОЗУ"

— Помню, в январе бывали и по 20 раз в командировке по санавиации, — рассказывает Владимир Копчак заведующий отделом хирургии поджелудочной железы и реконструктивной хирургии желчных протоков Института хирургии и трансплантологии, заслуженный врач Украины, профессор Владимир Копчак. — Однажды в Новый год подняли прямо из-за праздничного стола, мол, сложный случай — разрыв печени. И уже через пятнадцать минут меня ждала машина во дворе, отвезла в аэропорт "Жуляны", где я сел в "кукурузник" и полетел в Кировоград. Там парень разбился на мотоцикле, и его печень разорвалась на куски так, что была похожа на распустившуюся розу. Местные хирурги не знали, что с ней делать, как "латать", да и кровотечение не останавливалось. Я им еще из Киева успел по телефону сказать, чтобы "забили" рану ватными тампонами, полотенцем, чтобы пациент не обескровился и не умер до моего приезда. Пока летел, все в голове прокручивал, как провести операцию, что в первую очередь сделать. Самолет приземлился, я сажусь в "скорую", и мчусь в больницу под рев сирен. Врачи уже кровотечение приостановили, и мы вместе стали сшивать печень. А ведь операции на печени вообще считаются одними из самых сложных, там важно правильно "сложить мозаику". Слава Богу, парень выжил.

Как рассказал бывший начальник санавиации, а теперь Всеукраинской станции выездной экстренно-консультативной медпомощи Константин Головач, служба санавиации существует при Минздраве и сейчас. Работает она по таким же принципам: Институты подают списки своих ведущих специалистов в конкретной области, и мы составляем график дежурств, где каждому профи закрепляется в обязанности месяц быть начеку, выезжать на вызовы по всей Украине. Когда на местах хирурги самостоятельно справиться не могут, они вызывают эту службу. И не больного везут куда-то, а врач приезжает к нему сам. Хотя в особо тяжелых случаях людей забирают в столицу.

Сейчас в службу обращаются намного реже, чем раньше. Если еще 14 лет назад специалисты санавиации имели около двадцати вызовов в неделю, то сейчас — два-три! Местные хирурги стали более самостоятельными и стараются сделать все сами, без привлечения "гостей". Кроме того, услуги столичных профи экономически накладны для бюджетов местных больниц. Например, трехчасовая консультация профессора и его доставка, официально обойдется провинциальным коллегам около двухсот гривен. Поэтому, сейчас частенько обходятся "телефонной консультацией".

— В этом январе мне снова пришлось дежурить по санавиации, — рассказывает Владимир Михайлович. — Выезжал всего лишь раз в Николаев, у главного врача поликлиники был острый панкреатит — воспаление поджелудочной железы. Подстраховал, помог. Но ведь один вызов по службе не означает, что тяжелых случаев в этот период в стране не было, ведь только к нам в отделение попало после праздников 5 человек с такой проблемой! Просто местные врачи сами желают справляться. Поэтому и получается, что сейчас дежурные хирурги выезжают редко. Да и то, чтобы переделать или доделать операцию. А зря. Конечно, местные специалисты имеют огромный опыт, но они в основном — общие хирурги. У них не всегда есть время, силы и желание узнавать о новинках в хирургии, оттачивать свое мастерство в определенном узком направлении. Чем они и отличаются от ведущих специалистов страны, которые годами работают в одном направлении, и могут справиться со многими сложными случаями, используют в практике мировой опыт.

"ШАЛИМОВ УЖАСНУЛСЯ ОШИБКАМ В ДИАГНОЗАХ"

— Во время предвыборной компании академик Александр Шалимов с командой ведущих хирургов страны объезжали медучреждения на периферии, — рассказывает Иван Тодуров хирург высшей категории, кандидат меднаук, старший научный сотрудник отдела хирургии поджелудочной железы и реконструктивной хирургии желчных протоков Института хирургии и трансплантологии. — Они осматривали больных, оценивали работу местных хирургов. Обнаружили не только множество неправильно сделанных операций, но и поставленных диагнозов! Это говорит о том, что им нужна была помощь высококвалифицированного специалиста, консультации. Но раньше такой помощи на местах Минздрав не организовывал.

А ведь таких ошибок в хирургии не мало. Иван Михайлович рассказал, что каждый третий пациент, который к ним обращается, приходит уже после сделанной ему операции "домашними" хирургами. Недавно, обратилась к нему пациентка после года лечения. У женщины была опухоль в поджелудочной железе. Хирурги, не имея опыта не смогли "разглядеть" в ней рак и решали проблему по-своему. Они вставили трубочку в железу, вывели ее через живот, так, что гной выходил из нее, и стали ждать, что будет дальше. Врачи не знали, что, во-первых, это опухоль была злокачественной, а значит, ее нужно было срочно вырезать, во-вторых, что за такое длительное время произойдет поражение и брюшной стенки. Так женщина мучалась год, а врачи убеждали: это все, что для нее может сделать современная медицина. Они даже не послали ее на консультацию к специалисту именно в этой области. И только киевские знакомые убедили больную приехать в столицу, в их Институт.

— Эту операцию мы делали в срочном порядке. Женщина — мать троих детей — мучалась от боли и просто медленно погибала, — продолжает Иван Тодуров. — Из-за ошибочного лечения опухоль просто вросла в живот, и когда мы ее удалили, там осталась дырка. И опять же, владея мировыми медицинскими новинками, мы вшили в брюшину синтетическую сетку, которая потом срослась с тканями организма. Поэтому, я считаю, что должны существовать выездные комиссии ведущих специалистов, которые будут контролировать и реально помогать на местах.

"БОСС" ОПЛАЧИВАЕТ БИЛЕТ ПРОФЕССОРУ

Бытует мнение, что сейчас службой санавиации пользуются в двух случаях. Первый, когда больной имеет солидных родственников, которые не дадут покоя в случае смерти пациента, и местные врачи хотят заручиться поддержкой столичного специалиста. Второй, когда пострадавший сам — "большой босс", и местные врачи боятся ошибиться, или он сам требует к себе киевского профи. А вот стальным смертным приходиться самим решать свою проблему, ведь они самостоятельно не могут вызвать по санавиации специалиста. Это может делать только главный врач областной больницы! Получается, что сегодня услуги такой службы скорее похожи на внутрикорпоративную помощь коллегам, чем на массовую помощь населению.

А хорошо, если бы медицинская братия поняла, что главное, не кто спас жизнь человека, а что человек остался жив-здоров. Необходимо организовать эффективную работу службы, чтобы она имела масштабный характер, а не избирательный. А для этого нужно не только понимание необходимости такой помощи самими врачами, умеренности профессионального самолюбия, но и материальные средства, хотя бы для того, чтобы вовремя доставить нужного специалиста к больному.

— Раньше профи на самолетах летали — потому и название было "крылатое" — санавиация, — объясняет начальник нынешней службы Константин Михайлович. — Раньше имели два "кукурузника", в "Жулянах", вертолеты и были мобильны. Но так как в начале 90-х наступил экономический кризис, то финансировать полеты стало невозможно. Обходились "Волгами" главврачей. Правда, пытались нам помочь. Бывший министр транспорта Кирпа, предоставил возможность летать самолетами Крымских авиалиний, которые нами не очень востребованы, и международными авиарейсами, что вообще абсурдно. А вот летать в другие, действительно нуждающиеся, регионы Украины мы не можем. А частные авиакомпании пока не созрели для социальной помощи.

Хотя, если вызывают медпомощь к "большому" человеку, тогда-то врачу и билет на самолет купят. А в основном, медики едут на машинах, недавно приобрели джипы, а в дальние районы — на поезде. Если вызвали дежурного профессора, то он может прокатиться и в купейном вагоне, а ведущего специалиста – в плацкарте, даже возле туалета. А ведь когда жизнь висит на волоске, то каждая минута играет роль. Поэтому врач, добравшийся на поезде до места, наверное, только и может, что переделать или закончить операцию, или констатировать смерть. Может, еще и поэтому местные хирурги не спешат звать "издалека" специалиста, ведь все равно не успеет..