1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №57 (1999) за 15.03.2005

"ПУТЕВОДИТЕЛЬ" ПОЙДЕТ ПО МИРУ

С 17 марта начинается украинский кинопрокат фильма "Путеводитель" киевского режиссера Александра Шапиро. В нынешнем году картину-участницу Берлинского кинофестиваля также увидят в прокате кинозрители Германии, Австрии и Швейцарии.

"Что касается проката в Европе — это будут такие страны как Германия, Австрия и Швейцария, хотя фильм и не поставят в так называемый широкий прокат, — рассказал режиссер "Сегодня". — Но есть такое понятие "нишевый киноклубный кинопрокат" со своим постоянным зрителем, отслеживающим все самые новые тенденции в мировом кинопроцессе.

Шапиро очень доволен таким поворотом событий, поскольку даже клубные показы дадут возможность вернуть затраченные на производство фильма средства. "Нельзя думать: я должен снять хорошее кино и поэтому не заработаю денег. На Западе другая установка — ты должен снимать хорошее кино, максимально честное и искреннее, но при этом умудриться заработать как можно больше денег. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие вещи".

"Сегодня" поинтересовалась у Александра, может ли "Путеводитель" повторить подвиг российского "Ночного дозора" — но в своей весовой категории?

"Нет, мы в совершенно разных весовых категориях, — заявил Шапиро в ответ на опрометчивое предположение. — "Ночной дозор" изначально позиционировался как блокбастер, которому проектная логика сулила сверхприбыль.

— Как отзывались о "Путеводителе" зрители, пришедшие на Берлинский кинофестиваль?

— "Путеводитель" был единственным украинским фильмом, представленным среди других 13 картин в конкурсной программе "Форум молодого кино", о котором говорят, что это единственная честная программа, исследующая инновации в мировом кинопроцессе. Здесь ведь нет мейнстрима — все только самое новое. "Путеводитель" за время проведения фестиваля показывали несколько раз, и меня очень радовало, что многие приходили его посмотреть — зрителей было в избытке. Я слышал, что, в основном, украинский "Путеводитель" и российский "Пакостник" называли "самым инновационным поиском нового киноязыка и новых форм кино". Это, безусловно, дает возможность показать себя еще более широкой публике, и фильм уже приглашен на 6 фестивалей в этом году: в Карловых Варах, Варшаве, Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Гонг-Конге.

Киевский режиссер также рассчитывает, что его новый фильм "Матч смерти" войдет в конкурсную программу 2006 года хотя бы одного из трех самых известных международных кинофестивалей — в Берлине, Каннах или Венеции. "Матч смерти" в определенной степени будет массовым зрительским кино, потому что разрабатывает тему добра и зла.

Несмотря на огромное количество домыслов и легенд о "матче смерти", созданных еще в советский период, Шапиро не причисляет себя к сторонникам романтизации тех событий и предпочитает строго придерживаться фактов.

"Я не мифологизирую это предприятие, мне было интересно смотреть материалы немецких операторов, снятые в 1942 году", — говорит режиссер, который изучил практически все документальные свидетельства, а также встречался с непосредственными очевидцами событий: болельщиками и футболистами, игравшими в матчах.

На вопрос "Сегодня", будут ли эти кадры включены в фильм, Шапиро ответил довольно загадочно и туманно: "У меня есть несколько мыслей, о которых я никому еще не рассказывал, но, по всей видимости, это будет очень революционное кино. Там не будет документализма, хотя, может быть, я слишком опрометчиво говорю об этом, и проект внесет свои коррективы".

По мнению Шапиро, "матч смерти" первоначально планировался как обычное спортивно-развлекательное, а не репрессивное мероприятие, которое инициировали оккупационные власти, чтобы отвлечь скучающий гарнизон и местное население от мрачных настроений. "Фронт был далеко, и нужно было как-то развлекаться — устроили чемпионат Киева, провели 9 матчей, и все они закончились победой одной команды — "Старт", состоявшей сплошь из игроков "Динамо" образца 1934—41 годов. По сути, этот беспрецедентный выигрышный ряд незаметным образом превратился в идеологическую санкцию. Согласно классической версии, через несколько дней после последнего матча семерых футболистов посадили в концлагерь "Мышеловка", который тогда располагался на территории нынешнего Шевченковского универмага, а спустя еще полгода расстреляли еще четверых. Потом, когда наши войска в 1943 году вошли в Киев, Лев Кассиль написал в "Известиях" о беспрецедентном героизме людей на оккупированных территориях. Тогда и прижился сам термин "матч смерти".

Впрочем, творчеству Шапиро не чужды и более радостные настроения — следующим его фильмом после "Матча смерти" будет, по его словам, "очень счастливое кино с соответствующим названием "Счастливые люди". Скорее всего, это будет среднебюджетный фильм-драма, рассчитанный на массового зрителя и оканчивающийся "фантастическим хэппи-эндом". А главные герои картины — двое молодых людей, которые изобретают новый язык взаимного общения.