1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №58 (2000) за 16.03.2005

ПРОЕЗД В МАРШРУТКАХ ПОДОРОЖАЕТ?

Завтра под мэрией будет жарко... Кроме пикетчиков, требующих решить ворох земельных и строительных проблем (они грозят перекрыть проезд по улице Пушкинской и собираются стоять под зданием КГГА до 19.00), к стенам крепости столичной власти подтянутся и водители маршруток. Спросите, с чего бы это? Ведь народ вовсю пользуется маршрутными такси, автобусы переполнены пассажирами и, соответственно, выручкой. Но, оказывается, не все так гладко: маршруточники придут под мэрию требовать пересмотра цен на проезд в сторону повышения.

БЕДНЫЕ И НЕСЧАСТНЫЕ

Один мой знакомый, услышав о намечающемся событии, сходу предложил: "А давайте мы устроим ответную акцию протеста — будем требовать не повышать цен на проезд?". Мол, маршруточники и так "зажрались": "рубают" деньги, правила нарушают, в салоны невозможно зайти, билеты не выдают, чем скрывают реальную выручку. Аргументы — весомые и справедливые. Так считают многие киевляне. Попробуй с зарплатой медика, дворника, учителя, библиотекаря поездить в маршрутках после повышения. Зарплаты хватит на полмесяца, если, скажем, цену за проезд увеличат до полуторы, а не до 2—3 грн.

И все же, чего хотят маршруточники? В последний раз тарифы на проезд в столичном транспорте повышались ровно пять лет назад. С тех пор все составляющее себестоимость проезда поднялось в цене в несколько раз. Например, расходы на запчасти — в 2 раза, топливо — в 2—3 раза, обязательную страховку — в 13 раз(!) (с 148 до 2066 грн./ год за каждый автобус)

Если говорить о зарплатах транспортников, то и они поднялись, хотя и не дотягивают до среднего уровня доходов киевлян. Не от того ли последние не желают идти работать водителями маршрутных такси? На большинстве микроавтобусов работают иногородние, но и их пугают стоимость жизни в столице и аренды здешнего жилья. А простых шоферов на дорогах и сотрудников ГАИ — то, как приезжие маршруточники водят переполненные маршрутки: светофоров не замечают, остановки делают посреди проезжей части...

МАРШРУТКИ ТРЕБУЮТ ПЕРЕМЕН

Но вернемся к пикету. После двойного повышения стоимости горючего осенью прошлого года перевозчики решили действовать и обратились в горадминистрацию с предложением позволить установить неубыточные тарифы, тем более, что работают они без каких либо дотаций. Но вместо этого получили отказ — на носу были президентские выборы, и ценовой вопрос обрел политический окрас. Еще одно письмо-прошение отправили в декабре. И наконец в январе тарифы обсудили, после чего городской голова заявил, что их будут пересматривать в случае повышения цен на горючее. Это и взбудоражило маршруточников. Под руководством Ассоциации столичных перевозчиков они решились на конкретные шаги — акциями протеста и забастовкой добиваться своих прав.

— Под стенами мэрии соберется более 500 человек (водители и кондуктора), это представители 10 частных крупных фирм-перевозчиков (800 машин), которые входят в нашу организацию. Всего в Киеве — 68 маршруточных фирм (8 — коммунальной формы собственности), на балансе которых — около 3000 машин, — рассказывает Валерий Липецкий, исполнительный директор киевской городской общественной организации работодателей-перевозчиков "Столица". — Почему такие кардинальные меры? Во-первых, мы уже несколько раз обращались к городским властям, но не получили никакого ответа. Во-вторых, ситуация требует неотложных мер. Маршрутки работают в большинстве с нулевой рентабельностью, а отдельные с убытками. А еще есть задолженности по проплате кредитов за подвижный состав, по топливу (у отдельных перевозчиков — до 1 млн грн.), производство не развивается, нет возможности проводить в полном объеме профтехническое обслуживание машин, что ухудшает качество перевозки пассажиров.

В январе на совместном совещании была создана рабочая группа по разработке тарифов, которая проанализировала все экономические расчеты и определила тарифы в зависимости от длины маршрута: до 5 км — 1.00 грн., 5—10 км — 1.25 грн., 10—15 км — 1.50 грн., 15—20 км — 2.00 грн., свыше 20 км — 2.50 грн. Но это отдельным чиновникам показалось много и, в итоге, мэру было предложено другую тарифную сетку: до 5 км — 0.75 грн., 5—10 км — 1.00 грн., свыше 10 км —1.50 грн. Эти тарифы могут быть приемлемы (покроются расходы на горючее) при перевозке в маршрутках "стоячих" пассажиров.

Но в январе этого года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в статью 121 Кодекса Украины об админнарушениях, касающихся водителей маршрутных такси нарушающих правила эксплуатации транспортных средств", который в несколько раз увеличил штрафные санкции к водителю за "стоячих" пассажиров, вплоть до принудительной продажи автомобиля. Поэтому предложенные мэру тарифы не обеспечивают рентабельную работу перевозчикам при перевозке только "сидячих" пассажиров. А в убыток себе никто работать не будет. Но и эти тарифы мэр не принял.

Перевозчики восприняли это как издевательство и, собравшись в начале марта, решили 17 марта провести пикетирование КГГА. Если до 25 марта не будет принято решение об изменении тарифов, то первого апреля в 12.00 на час будут остановлены маршрутки.

— Затягивание решения этой проблемы приведет к прекращению работы на таксомоторных маршрутах, которые сегодня перевозят до 1,5 млн пассажиров ежедневно, — продолжает Валерий Степанович. — Надеюсь, люди нас поймут — никакой политической подоплеки в акции нет.

А НЕ ПОДОРОЖАЕТ ЛИ ВЕСЬ ТРАНСПОРТ?

Ходят слухи, что рано или поздно маршруточникам удастся заставить власти повысить цены на проезд. И неважно, какими методами. Главное другое. Пока чиновники заявляют, что стоимость проезда в общественном транспорте (метро, троллейбус, трамвай, автобус) повышаться не будет, если, опять-таки, не подорожает горючее. Хотя источники в главном управлении транспорта сообщают, что повышение планируется через месяц- два. После этого вырастет и "такса" в маршрутках до границ, о которых просят перевозчики.

Оказывается, киевлян не хотят шокировать глобальным повышением цен на проезд, поэтому есть идея сделать это в два этапа. Но, как заявляют некоторые специалисты, подорожание проезда в общественном транспорте пользы не принесет — он как был, так и останется убыточным. Уже сейчас сокращены интервалы движения на многих транспортных маршрутах, по сути, график движения электротранспорта разработан только на дневные и вечерние "часы пик", но и имеющихся машин не хватает на линиях. Сбор выручки "хромает" — как может кондуктор протиснуться в переполненном салоне? Поэтому утром и вечером в салонах ездят одни "зайцы", а контролеры занимаются совершенно не тем, чем должны заниматься. Днем городские троллейбусы и трамваи возят воздух и пенсионеров-льготников. Те, кто спешит, садятся в маршрутки — быстрее и удобнее.

Коль уж сложилась критическая ситуация, почему бы не поднять цены только на маршрутки? Госпожа гривня должна решить проблему: если человек хочет ехать с комфортом, заплатит больше. Поэтому если цены на маршрутки поднимут, то на городской транспорт перейдет около 30% пассажиров. Остальные, платежеспособные, будут платить и 1,5, и 2 грн. Станет ли лучше? Подождем до 1 апреля...