1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №59 (2001) за 17.03.2005

К БАРЬЕРУ!

КАК ПАЦИЕНТУ ОТВОЕВАТЬ МОРАЛЬНЫЙ УЩЕРБ

Закон не способен в полной мере оценить моральные страдания человека. Определение морального (неимущественного) вреда наиболее полно отражено в Постановлении Верховного Суда Украины от 31.03.1995 г. Под ним понимаются потери неимущественного характера вследствие моральных или физических страданий, или иных негативных явлений, причиненных физическому лицу незаконными действиями или бездействием иных лиц. Он может выражаться: в унижении чести и достоинства, в моральных переживаниях в связи с нарушением здоровья, прав, предоставленных потребителям, иных гражданских прав, в нарушении нормальных жизненных связей, а также в наступлении иных отрицательных последствий.

При этом физические или нравственные страдания должны носить стойкий характер, т.е. продолжаться длительное время и причинять значительные проблемы пострадавшему.

В исковом заявлении пациент должен дать точный расчет сумм расходов, понесенных им за весь период: расходы на медицинскую и социальную помощь; затраты на дополнительное питание; приобретение лекарств; протезирование; посторонний или бытовой уход; санаторно-курортное лечение и т.п.

Согласно Закону Украины "О защите прав потребителей" и "Основам законодательства об охране здоровья Украины", потребитель медицинских услуг имеет право на информацию, предоставленную в доступной форме, при этом предоставление информации в специализированной документации (то есть не понятной человеку — не специалисту в этой области) расценивается как отсутствие достоверной информации. Поэтому суд должен исходить из предположения, что пациент-потребитель не обладает специальными знаниями о свойствах и характеристиках медицинских услуг.

Из показаний Ильи следует, что он до момента заказа услуг не получил достоверной информации о состоянии своего здоровья, характере лечения и его эффективности. То есть он был лишен возможности сделать сознательный компетентный выбор, что привело к негативным длительным последствиям. Данное нарушение, безусловно, может служить основанием для разрешения конфликта в судебном порядке.

КАК ВРАЧУ ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЛОЖНЫХ ОБВИНЕНИЙ

Профессия врача не дает ему права на ошибку. Да и пациенты попадаются разные. А действующим законодательством не предусмотрено письменной формы для предупреждения возможных послеоперационных осложнений. Подобные нормы носят рекомендательный характер и — устный. Поэтому иногда невозможно установить причинно-следственную связь между действиями ответчика и последствиями. Увы, заблуждаться, а то и сознательно обманывать может любая сторона.

Но если Илья не мог предоставить суду доказательств причинения морального вреда и степень вины доктора, то и медики действовали не лучше. А ведь элементарное незнание закона и нежелание подстраховать себя договором со стороны медицинского учреждения и привело к длительной судебной тяжбе. Решение Апелляционного суда по определению не устроит одну из сторон. Поэтому ставить точку рано.

— Во Всеукраинский национальный совет защиты прав и безопасности пациентов обращаются врачи и медицинские учреждения с просьбой о помощи: "Нам предъявляют ужасные обвинения! На нас подали в суд! Нас "затравливают" проверками"... — рассказывает юрист совета Елена Мельничук. — При этом только единицы пытаются "проводить профилактику" — приходят к нам за юридическими консультациями, разъяснениями законодательства, просят составить договора. Ведь намного легче рассказать пациенту заранее какие он имеет права и какие обязанности. Да и сам доктор, зная о своих обязанностях, записанных в договоре, постарается их выполнить. Так что обращайтесь к нам вовремя, господа, вы, как медики, должны знать — болезнь проще предотвратить, чем потом разрезать "нарыв" в суде.