Выпуск газеты Сегодня №59 (2001) за 17.03.2005
ИЛЬЯ ПОДАЛ В СУД НА ВРАЧА ОТ ОБИДЫ
ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ — ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ
Дело Гершоина — а конфликт его с врачом действительно перерос в судебное дело — началось теплым осенним утром еще 2003 года. Илья, который работает в Германии и там бывает больше, чем дома, зубы лечить решил именно на родине — тут дешевле.
Он обратился к врачу. (Медучреждение не называем, поскольку подобных случаев много и кончаются они одинаково — поражением пациента.) Доктор порекомендовала поставить имплантаты — маленькие 15-милиммитровые "штыри", которые внедряются в кость и на которые потом наращивается искусственный зуб. Метод модный: челюсть выглядит красиво, а пациенту не нужно портить рядом стоящие здоровые зубы.
— Я только потом понял, — рассказал Илья, — что врач сделал не все, что должен был. Он не обследовал меня, не предупредил, что при моем парадонтите (а это ускоренное разрушение кости) рискованно ставить имплантаты — они могут выпасть. Может, меня нужно было отговорить от операции? Не знаю. Я послушно подчинился доктору. Но после операции острая боль, опухоль десны и щеки не проходили, мне было плохо. 21 октября я проснулся и нашел во рту один имплантат. Позвонил доктору, и он удалил второй. Но еще месяц у меня болело место операции, сохранялась опухоль лица.
Вот, собственно, и вся история. Если бы не одно "но". Вместо того чтобы улаживать конфликт, медики попытались поскорее "отбиться" от пациента. Тогда Илья стал требовать привлечения доктора к ответственности, но, как обычно в таких случаях, специалисты заняли круговую оборону. Илья говорит, что его пытались сделать виноватым во всем: и в том, что сам захотел поставить имплантаты, и что поехал на работу в Германию вместо того, чтобы сидеть возле врача и приходить на медосмотры. Правда, Илье сразу вернули 600 гривен за выпавшие "штыри". Но сделали это таким образом, что еще больше обидели. Как сказал он в редакции: именно потому, что специалисты при помощи латыни пытались сделать из него дурака, Илья подал иск в Печерский райсуд столицы, потребовав компенсации морального ущерба в целых 20 тысяч гривен.
ЗАЩИЩАЙСЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
Суд для каждого врача — стресс. Ведь ни один из них специально не хочет "плохо лечить". Даже самый равнодушный желает выписать одну таблетку, сделать одну пломбу и не видеть больше этого пациента. В смысле, что б он там был здоров!
Почему же тогда пациент рвется в суд? Хотя, казалось бы, и ему незачем тратить время и деньги, собирать документы, ходить в заседания, а иногда и выслушивать оскорбления. Хотя и ежику понятно, что врачу выгоднее делать операцию за 600 гривен, чем отговаривать от нее. Вот наш врач и не стал. Или не знал, что при парадонтите есть риск?
Так или иначе, а Илью погнала в суд жажда справедливости, а не просто желание получить назад деньги. На адвоката денег не было и его защищал друг — "бывший работник органов, который хорошо знает законы". Пациент сам целый год (!) собирал все необходимые документы, протоколы экспертиз. Даже обратился в Клинику по лечению зубов и ротовой полости города Дортмунда в Германии к доктору Фелльманну. Тот подтвердил догадку Ильи: "Возможной причиной эксплантации имплантатов... является парадонтит в верхней и нижней челюстях с горизонтальным и вертикальным разрушением кости. Повышенное потребление пациентом г-ном Гершойном табачных изделий могло стать причиной утери имплантата". То есть то, чего врач не мог не знать и не видеть.
Однако в суде пациент, который, как потребитель медицинских услуг, по закону всегда прав, выглядел, как бедный родственник, который виноват всегда и во всем. И доктор был оправдан.
— Я никогда не думал, что суд может просто не слышать человека, — жалуется Илья. — Когда давали показания представители больницы, судья говорила секретарю: "Вот это пишите, пишите". А мои показания записывались поверхностно. Я написал 17 замечаний к протоколам, но судья удовлетворила только пять.
Но дальше все стало утопать в мелочах и закавыках закона. Короче, заморочили Илью. И суд постановил: в иске Гершоина Ильи Петровича к доктору и медучреждению о возмещении морального ущерба отказать.
Человек, прочитавший о бедствованиях Ильи, скажет: "Я же говорил — у нас никогда ничего нельзя добиться". Юрист удивится: "Да как у него вообще иск могли принять?" Так прав Илья или не прав?
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Запятую в этой фразе судьи ставят по нескольку раз в день. Где ее место в деле Ильи? И ведь вот казус: правы могут оказаться обе стороны. Причем на законных основаниях.
Правда, глядя на иск и я удивилась, что он был принят к рассмотрению: сумма в 20 тысяч была необоснованной. Но обида человека, возмутившегося хамством, была понятна. Поэтому мы обратились к независимым юристам Всеукраинского национального совета защиты прав и безопасности пациентов.
— Таких дел, особенно "стоматологических", много, — сообщила юрист совета Елена Мельничук. — В этом случае дело можно трактовать и так и иначе. Возможно, доктор не предупредил пациента о правилах послеоперационного поведения, осложнениях после их нарушения. Ведь не мог же человек знать о том, что парадонтит — это разрушение кости. Ему это должны были рассказать. Иногда стоматологи, чтобы "отбиться" в таких случаях от клиента, спрашивают: "Вы жвачку жевали? Тот отвечает: "Жевал". — "А этого делать нельзя!" И действительно — нельзя. Но многих ли пациентов, которым вставлены зубы, предупреждали об этом? И еще в чем прав пациент: если уж он пострадал, то доктор должен был найти в себе мужество и извиниться по-настоящему, так, чтобы Илья принял и понял его, чтобы они могли вместе исправить ситуацию. Но в большинстве случаев врачи ведут себя по-хамски, вешают медицинскую "лапшу" на уши, разговаривают свысока. Вот и в этом случае вышло, мол, забери, клиент, свои деньги обратно и замолчи. А у человека травма. Моральная. И на всю жизнь, так как ему еще раз доказали, что в Германии — лучше, чем дома. А Илья уже знает, какое внимание оказывают пациенту там. Его уже не обмануть.
P.S. Илья Гершоин подает апелляцию. Суд может решить и так, и эдак. И будет прав в обоих случаях. Но хочется надеяться, что он в любом случае научит врачей нести ответственность моральную, которую не суд, а сам человек, возлагает на себя добровольно.
В ЧЕМ ПАЦИЕНТ ПРАВ
1. Его должны были, но не обследовали должным образом перед операцией.
2. Доктор не предупредил о возможных негативных последствиях.
3. Не объяснил, что парадонтит — это разрушение кости и имплантаты ставить нельзя.
4. Не сказал, какие из привычек нужно бросить, чем они грозят в дальнейшем.
5. Ему грубили и его оскорбляли, что и вызвало желание получить компенсацию морального ущерба.
В ЧЕМ ПАЦИЕНТ НЕ ПРАВ
1. Первая самая большая ошибка, получается, состояла в том, что собравшись делать операцию, он слишком мало знал о ней и своем здоровье. Хотя вменять это в вину пациенту ни врач, ни суд не может.
2. Не взял профессионального адвоката, который бы помог ему разобраться в хитросплетениях закона и защитить.
3. Ничем не обосновал большую сумму морального ущерба.