1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №59 (2001) за 17.03.2005

ИЛЬЯ ПОДАЛ В СУД НА ВРАЧА ОТ ОБИДЫ

Нас давно убедили в том, что рыночная экономика все сама расставит на свои места: бедные станут богатыми, если будут работать, умные займут большие должности, заменив дураков, а больные выздоровеют, так как все врачи будут стремиться побыстрее излечить каждого конкретного человека. И все это сделают деньги: ведь плохим работникам перестанут платить вовсе, а хорошим дадут большие премии, у неумелых врачей не станет пациентов, так как они предпочтут платить за медуслуги высоким профессионалам. На деле, однако, все не так просто. Ведь прежде, чем найти суперврача, пациент должен ошибиться. Причем сделать этот эксперимент на себе. И не один раз. Так, одного плохого стоматолога Илья Гершоин уже вычислил. Но только для себя. И только стоматолога.

ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ — ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ

Дело Гершоина — а конфликт его с врачом действительно перерос в судебное дело — началось теплым осенним утром еще 2003 года. Илья, который работает в Германии и там бывает больше, чем дома, зубы лечить решил именно на родине — тут дешевле.

Он обратился к врачу. (Медучреждение не называем, поскольку подобных случаев много и кончаются они одинаково — поражением пациента.) Доктор порекомендовала поставить имплантаты — маленькие 15-милиммитровые "штыри", которые внедряются в кость и на которые потом наращивается искусственный зуб. Метод модный: челюсть выглядит красиво, а пациенту не нужно портить рядом стоящие здоровые зубы.

— Я только потом понял, — рассказал Илья, — что врач сделал не все, что должен был. Он не обследовал меня, не предупредил, что при моем парадонтите (а это ускоренное разрушение кости) рискованно ставить имплантаты — они могут выпасть. Может, меня нужно было отговорить от операции? Не знаю. Я послушно подчинился доктору. Но после операции острая боль, опухоль десны и щеки не проходили, мне было плохо. 21 октября я проснулся и нашел во рту один имплантат. Позвонил доктору, и он удалил второй. Но еще месяц у меня болело место операции, сохранялась опухоль лица.

Вот, собственно, и вся история. Если бы не одно "но". Вместо того чтобы улаживать конфликт, медики попытались поскорее "отбиться" от пациента. Тогда Илья стал требовать привлечения доктора к ответственности, но, как обычно в таких случаях, специалисты заняли круговую оборону. Илья говорит, что его пытались сделать виноватым во всем: и в том, что сам захотел поставить имплантаты, и что поехал на работу в Германию вместо того, чтобы сидеть возле врача и приходить на медосмотры. Правда, Илье сразу вернули 600 гривен за выпавшие "штыри". Но сделали это таким образом, что еще больше обидели. Как сказал он в редакции: именно потому, что специалисты при помощи латыни пытались сделать из него дурака, Илья подал иск в Печерский райсуд столицы, потребовав компенсации морального ущерба в целых 20 тысяч гривен.

ЗАЩИЩАЙСЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ

Суд для каждого врача — стресс. Ведь ни один из них специально не хочет "плохо лечить". Даже самый равнодушный желает выписать одну таблетку, сделать одну пломбу и не видеть больше этого пациента. В смысле, что б он там был здоров!

Почему же тогда пациент рвется в суд? Хотя, казалось бы, и ему незачем тратить время и деньги, собирать документы, ходить в заседания, а иногда и выслушивать оскорбления. Хотя и ежику понятно, что врачу выгоднее делать операцию за 600 гривен, чем отговаривать от нее. Вот наш врач и не стал. Или не знал, что при парадонтите есть риск?

Так или иначе, а Илью погнала в суд жажда справедливости, а не просто желание получить назад деньги. На адвоката денег не было и его защищал друг — "бывший работник органов, который хорошо знает законы". Пациент сам целый год (!) собирал все необходимые документы, протоколы экспертиз. Даже обратился в Клинику по лечению зубов и ротовой полости города Дортмунда в Германии к доктору Фелльманну. Тот подтвердил догадку Ильи: "Возможной причиной эксплантации имплантатов... является парадонтит в верхней и нижней челюстях с горизонтальным и вертикальным разрушением кости. Повышенное потребление пациентом г-ном Гершойном табачных изделий могло стать причиной утери имплантата". То есть то, чего врач не мог не знать и не видеть.

Однако в суде пациент, который, как потребитель медицинских услуг, по закону всегда прав, выглядел, как бедный родственник, который виноват всегда и во всем. И доктор был оправдан.

— Я никогда не думал, что суд может просто не слышать человека, — жалуется Илья. — Когда давали показания представители больницы, судья говорила секретарю: "Вот это пишите, пишите". А мои показания записывались поверхностно. Я написал 17 замечаний к протоколам, но судья удовлетворила только пять.

Но дальше все стало утопать в мелочах и закавыках закона. Короче, заморочили Илью. И суд постановил: в иске Гершоина Ильи Петровича к доктору и медучреждению о возмещении морального ущерба отказать.

Человек, прочитавший о бедствованиях Ильи, скажет: "Я же говорил — у нас никогда ничего нельзя добиться". Юрист удивится: "Да как у него вообще иск могли принять?" Так прав Илья или не прав?

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Запятую в этой фразе судьи ставят по нескольку раз в день. Где ее место в деле Ильи? И ведь вот казус: правы могут оказаться обе стороны. Причем на законных основаниях.

Правда, глядя на иск и я удивилась, что он был принят к рассмотрению: сумма в 20 тысяч была необоснованной. Но обида человека, возмутившегося хамством, была понятна. Поэтому мы обратились к независимым юристам Всеукраинского национального совета защиты прав и безопасности пациентов.

— Таких дел, особенно "стоматологических", много, — сообщила юрист совета Елена Мельничук. — В этом случае дело можно трактовать и так и иначе. Возможно, доктор не предупредил пациента о правилах послеоперационного поведения, осложнениях после их нарушения. Ведь не мог же человек знать о том, что парадонтит — это разрушение кости. Ему это должны были рассказать. Иногда стоматологи, чтобы "отбиться" в таких случаях от клиента, спрашивают: "Вы жвачку жевали? Тот отвечает: "Жевал". — "А этого делать нельзя!" И действительно — нельзя. Но многих ли пациентов, которым вставлены зубы, предупреждали об этом? И еще в чем прав пациент: если уж он пострадал, то доктор должен был найти в себе мужество и извиниться по-настоящему, так, чтобы Илья принял и понял его, чтобы они могли вместе исправить ситуацию. Но в большинстве случаев врачи ведут себя по-хамски, вешают медицинскую "лапшу" на уши, разговаривают свысока. Вот и в этом случае вышло, мол, забери, клиент, свои деньги обратно и замолчи. А у человека травма. Моральная. И на всю жизнь, так как ему еще раз доказали, что в Германии — лучше, чем дома. А Илья уже знает, какое внимание оказывают пациенту там. Его уже не обмануть.

P.S. Илья Гершоин подает апелляцию. Суд может решить и так, и эдак. И будет прав в обоих случаях. Но хочется надеяться, что он в любом случае научит врачей нести ответственность моральную, которую не суд, а сам человек, возлагает на себя добровольно.


В ЧЕМ ПАЦИЕНТ ПРАВ
1. Его должны были, но не обследовали должным образом перед операцией.
2. Доктор не предупредил о возможных негативных последствиях.
3. Не объяснил, что парадонтит — это разрушение кости и имплантаты ставить нельзя.
4. Не сказал, какие из привычек нужно бросить, чем они грозят в дальнейшем.
5. Ему грубили и его оскорбляли, что и вызвало желание получить компенсацию морального ущерба.


В ЧЕМ ПАЦИЕНТ НЕ ПРАВ
1. Первая самая большая ошибка, получается, состояла в том, что собравшись делать операцию, он слишком мало знал о ней и своем здоровье. Хотя вменять это в вину пациенту ни врач, ни суд не может.
2. Не взял профессионального адвоката, который бы помог ему разобраться в хитросплетениях закона и защитить.
3. Ничем не обосновал большую сумму морального ущерба.