1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №65 (2007) за 24.03.2005

К ПОДОРОЖАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ — БУДЬ ГОТОВ?

В поисках дополнительных источников наполнения "социально отрихтованного" варианта бюджета правительство инициирует повышение ввозной пошлины на импорт автомобилей с нынешних 15—20% (в зависимости от объема двигателя) до 34,5%. С той же целью оно намерено ликвидировать льготу по нулевой ставке НДС отечественным производителям легковушек. И украинские изготовители машин, и импортеры прогнозируют резкое подорожание, если пройдут такие изменения законодательства. Кроме того, последние говорят, что легальные поставки из-за рубежа упадут вдвое, расцветет контрабанда — в итоге ожидаемой прибавки налогов в казну не будет.

"Я не думаю, что будут расти цены на автомобили", — считает замминистра промышленной политики Владимир Шандра. По его мнению, отмену нулевой ставки НДС для украинских машиностроителей можно компенсировать удешевлением кредитов.

А что думают сами производители? Они благосклонно относятся к грядущему повышению пошлин на импорт. "Я считаю это единственным способом защиты отечественного производителя, — говорит народный депутат, почетный президент корпорации "Автоинвестрой" Дмитрий Святаш. Эта компания занимается крупноузловой сборкой ВАЗов, ГАЗов и УАЗов, а также импортирует "Рено" и "Ауди". — Но учитывая, что на комплектующие и авто из РФ объемом двигателя до 1500 куб. см пошлины нет, дешевле будет ввозить готовые легковушки, чем собирать их здесь. Это ударит по Запорожскому, Луцкому и Кременчугскому автозаводам, которые по Закону "О стимулировании производства автомобилей в Украине" имеют налоговые льготы до конца 2007-го. Эти предприятия могут через суд обжаловать досрочное лишение льгот и тогда они полностью монополизируют рынок. Если пройдут предложения правительства, импортные модели крупноузловой сборки подорожают минимум на 30%, а чистый импорт — на 20—25%".

Тем временем ЛуАЗ и ЗАЗ призвали правительство отказаться от намерения отменить льготы для отечественных производителей, а парламент — не утверждать такие законодательные поправки. Как пояснили автору в пресс-службе ЗАО "ЗАЗ", возврат к полной налоговой нагрузке приведет к удорожанию выпускаемых заводом авто (но затруднились сказать, насколько), а также поставит под удар выполнение инвестобязательств и модернизацию предприятия — в частности, планы по выпуску двигателей европейского уровня и полномасштабной сборке машин представительского класса.

Но наиболее пессимистично настроены автоимпортеры. По словам президента Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Игоря Сотуленко, повышение ввозной пошлины инициировали именно украинские автосборщики — чтобы для них не сократился уровень преференций со стороны государства. Но междоусобные войны потребителя не интересуют. А интересует — что и почем он сможет купить, если пошлина вырастет до 34,5% и, по оценкам ВААИД, налоговая нагрузка на импортные машины вырастет с нынешних 41,6—50% до 62%.

Здесь уместно провести параллель с прошлогодним повышением пошлин с 3—5% до 15—20%. По словам И. Сотуленко, в итоге около 30% авто и 70% запчастей попали в Украину контрабандным путем, потери бюджета составили до 2 млрд грн. Цены на заграничные машины поднялись в среднем на 10%, но некоторые импортеры сумели минимизировать подорожание, договорившись с поставщиками о снижении отпускных цен. Может, и сейчас удастся использовать такую же возможность? "В прошлом году поставщик немного снизил для нас ценовую маржу, но этот ресурс уже исчерпан, — комментирует гендиректор АВТ "Бавария" (импортер BMW) Александр Тимофеев. — Если сейчас произойдет резкое повышение пошлины, автомобили, по моим оценкам, подорожают на 15—20%. В 2004-м у нас на 40% снизились продажи, мы потеряли несколько приграничных регионов, где пошли теневые схемы поставок, контрабанда. Из-за нового повышения пошлин думаю, легальный рынок упадет вдвое".

"В 2004-м из-за повышения налогов мы в 2 раза не выполнили свой план продаж, — говорит почетный президент компании "Кий Авто" (дилер "Рено" и "Ниссан") Игорь Воротнюк. — Такой же спад будет, если снова поднимутся пошлины, а стоимость автомобилей вырастет примерно на 25%. Наши люди — умные, изворотливые и найдут способы импорта по теневым схемам. Например, ввозить по заниженной стоимости, использовать дарственные, передачу в наследство и суды, когда конфискованная контрабанда продается по заниженной цене на закрытых аукционах".

"Новая пошлина станет для импортеров запретительной, а для потребителей — грабительской, — считает президент компании "Дженерал Моторс Украина" Станислав Щербина. — Во всем мире американские автомобили считаются самыми дешевыми, у нас — наоборот. В США Хаммер стоит $50 тыс., у нас — до $110 тыс. Уже сегодня мы платим от 18 до 33 тыс. евро налогов за машину. Покупатель будет не готов компенсировать еще большие налоги, и если в 2004-м мы потеряли 45% продаж, то теперь рынок может вообще остановиться. Выходит, государство бьет покупателя по рукам и оставляет ему выбор между морально устаревшими, не отвечающими стандартам безопасности и экологии российскими и украинскими машинами. Но и бюджет от повышения налогов ничего не выиграет, наоборот — уменьшения легального оборота: добро пожаловать, контрабанда!"

А что думают о грядущих нововведениях независимые эксперты? "Я считаю, что контрабанда не сможет перекрыть двукратное сокращение легальных поставок автомобилей среднего класса, — говорит директор Информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. — Эту нишу смогут закрыть только россияне, ВАЗ и ГАЗ, которые по межправительственному соглашению имеют квоту по беспошлинному ввозу 20 тыс. авто с объемом двигателя до 1500 куб. см, а вне квоты могут ввозить и машины с двигателем до 1600 куб. см. Я считаю что правительственные инициативы невыгодны ни украинским производителям, ни импортерам, а главное — покупателям. По моим оценкам, отечественные марки подорожают на 20%, чистый импорт — на 15—23%, в зависимости от класса. Для наглядности, цена "Таврии" вырастет с 15,6 тыс. грн. до 18,8, "Славуты" — с 17,8 до 21,4, "ДЭУ-Сенс" — с 35,8 до 43, "ДЭУ-Ланос" — с 45 до 54 тыс. грн.; а, скажем, "Мицубиши-Лансер" — с $17,5 тыс. до $20,5, "Фольксваген-Гольф" — с $21 тыс. до $24,4", "Тойота-Лендкрузер" — с 75 тыс. евро до 95".

Выходит, правительство намерено залезть в карман прежде всего среднему классу, который был главным двигателем "помаранчевої революціі". Рискованно, однако...