1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №65 (2007) за 24.03.2005

БЮДЖЕТ-2005: КОМУ ДАДУТ И У КОГО ОТНИМУТ

Сегодня у правительства — "судный день": парламент должен рассматривать изменения в бюджет Украины на 2005 год. Для нынешнего Кабмина резкое увеличение ассигнований социальных программ, "забитое" в этом документе — не только "дело чести" (предвыборные обещания надо выполнять), но и вопрос выживания - грядут парламентские выборы 2006-го, которые провластным силам надо выигрывать. Поэтому логика действий новой власти примерно такая же, как и старой, которая в 2004 году устроила повышение пенсий, зарплат бюджетников и прочих соцвыплат. Единственно, что политтехнологи Виктора Януковича не додумались увеличить в десять раз пособие по рождению ребенка. Но в остальном все очень похоже.

Для выполнения всех социальных обещаний правительства требуются колоссальные дополнительные средства: если в действующем варианте бюджета предусмотрены доходы на уровне 86,5 млрд грн., а расходы — 95,5 то в переработанном — соответственно 106,4 и 112,8 млрд грн. За счет поступлений от приватизации правительство планирует привлечь 5,5 млрд грн., сделав бюджет почти бездефицитным. Но откуда оно рассчитывает взять основные суммы для пополнения казны?

У КОГО ОТНИМУТ

Первое. Прогноз роста экономики увеличен с 6,5% до 8,2%, что должно привести к увеличению налоговых поступлений (на самом деле сейчас рост экономики составляет чуть больше 5% и имеет тенденцию к уменьшению).

Второе. По расчетам Кабмина, до 5 млрд грн. вырастут доходы бюджета от госмонополий и госпредприятий после антикоррупционной терапии директорско-менеджерского корпуса.

Третье. Немалые надежды Кабмин связывает с ликвидацией теневых схем в топливно-энергетическом комплексе и борьбой с контрабандой: уже сейчас поступления от импорта выросли втрое по сравнению с тем же периодом 2004-го.

Четвертое. Объявлена тотальная война льготам: их лишатся не только свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития, но и металлурги, авто- и самолетостроители. А также крестьянам, которым, по словам министра агрополитики Александра Баранивского, с 1 июля ликвидируют льготу по уплате НДС. Значит, жди подорожания продуктов.

Пятое. Повышается ряд налогов. Например, акциз на пиво увеличится на 8,5%, коньяк и бренди — на 61%, больше придется отчислять в бюджет и производителям сигарет, а также торговцам нефтепродуктов и автомобилями. Соответственно — можно ожидать рост цен на все эти товары.

ПЛЮС РАСКУЛАЧИВАНИЕ ВСЕЙ СТРАНЫ

Впрочем, по всем этим пунктам прогнозы роста доходов могут быть только приблизительными. Так, лишившись льгот по ввозу мяса и курятины через СЭЗ, импортеры вряд ли продолжат поставлять их в страну (то есть государство с их импорта вообще ничего не получит), а предприятие, которое работает в СЭЗ, вряд ли будет платить больше налогов, чем оно запланировало заплатить, минимизировав, к примеру, свою официальную прибыль.

То есть, ожидаемого увеличения поступлений налогов и сборов правительства при помощи "детенизации"и ликвидации льгот может и не получить. Особенно если учитывать явно завышенные показатели роста украинской экономики. А значит, искомые деньги налоговая администрация будет выбивать с тройным усердием со всех предпринимателей.

Таким образом, все финансовые обязательства правительства предлагается по сути профинансировать за счет "раскулачивания" реального сектора экономики - как через ликвидацию льгот, так и через увеличение тарифов государственных компаний, и вообще через резкое увеличение планов сбора налогов, спущенных в местные налоговые администрации.

Как утверждает премьер, через 3—4 месяца люди почувствуют улучшение жизни не на статистических показателях, а на себе. Правда, есть подозрение, что столь массированное вливание денег в кошельки той части населения, которая не производит материальные блага, может вызвать резкий всплеск цен. И тогда рост дороговизны нивелирут все прибавки социально незащищенным категориям граждан плюс вызовет недовольство тех, кто пополняет бюджет и чья зарплата также будет съедена инфляцией.

КОМУ ДАДУТ

А теперь о тех, кому правительство предлагает увеличить выплаты. Прежде всего, конечно — старикам: им обещано не только оставить введенные прежним Кабмином целевые надбавки, уравнивающие минимальную пенсию с прожиточным минимумом (ПМ) для нетрудоспособных (на 2004-й год — 284,69 грн.), но и увеличить до 332 грн., в соответствии с новым размером ПМ, определенным на 2005 г. Причем такие пенсии будут начислены не с 1 апреля, а с 1 января и разницу выплатят задним числом. Впрочем, отметим, что это не инициатива правительства, а прямое требование закона, и если б его Кабмин не выполнил, то натолкнулся бы на очень большие неприятности, вплоть до судебных исков от пенсионеров (не говоря уже о политических акциях).

Одновременно будет проведена дифференциация пенсий в зависимости от трудового стажа и зарплаты. Тогда число пенсионеров, получающих минимальные выплаты, якобы сократится с теперешних 83% до 44%, а средний размер пенсии увеличится почти на четверть, с 315 до 383 грн. Еще более очутимая прибавка обещана военным пенсионерам, довольствие которых вырастет в среднем почти вдвое, с 533 до 913 грн.

Правда одно, почитай самое главное предвыборное социальное обещание президента Ющенко, правительство выполнять не намерено. В так называемом Указе N1, который обещал подписать кандидат в президенты Виктор Ющенко, как только станет главой государства, одним из пунктов значится повышения минимальной зарплаты до прожиточного минимума для трудоспособных (то есть — 453 грн.). В бюджете же заложено повышение минимальных зарплат до ... 332 гривен. Впрочем, даже сам президент похоже забыл о своем "указе N1". В его специальном бюджетном распоряжении для правительства идет речь также о повышении минимальных зарплат до 332 гривен. По большому счету, правительство поступило правильно, что проигнорировало обещание президента, продиктованное "популистскими обстоятельствами". Иначе — нагрузка на бюджет стала бы просто невероятной. А президенту действительно стоит разобраться— кто его так "подставил" с "указом N1" и сделать соответствующие выводы на будущее.

Правда, повышение зарплат бюджетникам Кабмин таки заложил. Средняя зарплата в бюджетной сфере вырастет на 56,8% — с 499 до 708 грн. Дабы избежать унизительной уравниловки, как было прежде, предлагается ввести тарифные коэффициенты, разграничивающие зарплаты работников низкой и высокой квалификации, с максимальным разрывом в 3,35 раза. То есть, получится некая "средняя температура" по больнице и многие слои бюджетников (особенно низкооплачиваемых) повышения могут вовсе не заметить.

А те, кто его таки заметят — заметят не сразу. По словам министра финансов Виктора Пинзеника, для предупреждения инфляции Минфин намерен провести не "залповое" повышение зарплат, а подтягивать их "в три шага": 290, 310 и 332 грн.

Но наиболее впечатляющие цифры в социальном пакете касаются пособий на детей. Как и было обещано, разовая помощь при рождении ребенка будет увеличена с двух до двадцати ПМ: вместо прежних 764 грн. молодые родители получат 8500 грн. Причем, не с момента внесения изменений в бюджет, а тоже с 1 января. Правда, применительно к этой внушительной сумме разработаны предохранительные механизмы, чтобы иные нерадивые родители не могли потратить их на какие-нибудь посторонние цели.

Другими статьями в 5,8 раза предложено увеличить государственную помощь одиноким матерям, пособия детям-инвалидам — в 3—4 раза, детям-сиротам — в 4—5 раз. До сих пор сироты получали от державы всего по 90 грн. в месяц. Повышены также стипендии: студентам ПТУ и вузов — на 16,8%, а сиротам — на 75%.

Не забыли и о военнослужащих срочной службы, денежное довольствие которых увеличено в три раза, в том числе курсантов и лицеистов.

Ну и наконец, Кабмин Юлии Тимошенко намерено выполнить обещание прежнего правительства ввести механизм компенсации сгоревших сбережений граждан в Сбербанке через списание задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги. Более того, по словам Тимошенко, правительство будет компенсировать вклады за счет дополнительных поступлений при дооценке ранее приватизированной собственности.