1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №68 (2010) за 28.03.2005

НУ И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ С ТИМОШЕНКО?

Беспощадная решимость, с которой премьер-министр Юлия Тимошенко проталкивала через парламент очень противоречивый бюджет, в немалой степени объясняется обострением борьбы внутри провластного лагеря. Как уже писала "Сегодня", в "оранжевом" стане отношения в последнее время совсем не мирные. Страна обсуждает конфликт между близким соратником Тимошенко главой СБУ Турчиновым и главой СНБОУ Петром Порошенко. Страна читает интервью Ющенко иностранному изданию, в котором тот обвиняет Тимошенко в невыполнении своих предвыборных обязательств и слушает премьерскую отповедь президенту — мол, "я вам, сударь, ничего не должна".

Главный раздражающий фактор здесь — выборы 2006 года, которые президент Виктор Ющенко хочет выиграть при помощи новой "партии власти" — Народного Союза "Наша Украина" (НСНУ). Юлия Тимошенко приглашается к созданию блока с этой политической силой, однако неформальное "политбюро" "Нашей Украины" (Роман Бессмертный, Петр Порошенко, группа "Разом" и прочие) не желает отдавать ей командные высоты. А следовательно — даже в случае победы блока на выборах отнюдь не Юлия Владимировна будет решать, кто станет премьером (читай — главой государства). Тимошенко, естественно, это не нравится. Поэтому ей нужны были некие "великие свершения", которые позволят завоевать популярность в стране и победить на выборах вне зависимости от воли Ющенко и его "политбюро".

Борьба за "народный бюджет" — самое то. Действительно, социальные выплаты значительно увеличиваются, тот факт, что повышения оных было и в 2004 году, из памяти стирается, и все это в сознании народа прочно олицетворяется с именем Тимошенко (а не Ющенко, Порошенко или Романа Бессмертного). Поэтому можно сказать, что принятие бюджета — сильнейший козырь в борьбе Леди Ю за место под предвыборным солнцем Украины.

Но… Нельзя забывать, на чьих костях премьер строит свой бюджетный "пиар". Тимошенко говорит, что за все заплатят "олигархи". Однако многие эксперты полагают, что заплатят не только и даже не столько олигархи. Последние вскоре найдут способы, как уменьшить свои платежи в бюджет. И за них планы по налогам и сборам придется выполнять всем предпринимателям, которых налоговики будут трясти с удвоенным рвением. Особенно туго придется производственному бизнесу. Производителей, кроме налогов, прижмут еще открытием украинского рынка для дешевого импорта (через снижение пошлин и укрепление курса гривни) и добьют повышением тарифов на газ, электроэнергию, железные дороги. По прогнозам экспертов, повышенные выплаты раскрутят инфляцию, которая "съест" все прибавки, предприятия, задавленные налогами и тарифами, не смогут повышать зарплату своим сотрудникам и вообще начнут сокращать рабочие места. В общем, за "народность" бюджета может заплатить сам народ. Правительство, правда, таким экспертам призывает не верить, но сомнения остаются. В любом случае, очень высок риск серьезных экономических проблем.

По сведениям "Сегодня", кое-кто из советников премьера активно ей нашептывает такую мысль — максимально пропиариться на повышении соцвыплат, а затем, ближе к осени, когда начнут расти цены, сокращаться рабочие места и в казну не поступят нарисованные "с потолка" доходы, демонстративно разругаться с окружением Ющенко, которое-де не дает премьеру нормально работать, подать в отставку и уйти в жесткую оппозицию к президенту. На этом поприще можно попытаться завоевать голоса родного для Тимошенко региона — юго-востока страны, где по-прежнему очень велико недоверие к Ющенко, однако харизматические лидеры в дефиците.

Правда, эта схема довольно рискованная, так как на юго-востоке Тимошенко не любят еще больше, чем Ющенко. А многие симпатики Леди Ю в других регионах страны не видят ее отдельно от президента и не одобрят уход премьера в оппозицию. Кроме того, еще рано списывать со счетов бывших и нынешних сторонников Виктора Януковича, которые могут составить конкуренцию Юлии Владимировне в оппозиции. Сам Виктор Федорович, по мнению многих наблюдателей, вряд ли представляет серьезную угрозу "оранжевому" лагерю (имидж ему создали еще тот), но не факт, что у юго-востока не появятся иные, гораздо более опасные для власти лидеры.

У Тимошенко есть, однако, и альтернативная схема: в отставку не подавать, в оппозицию не идти, терпеливо сносить все обиды и ждать. Ждать вступления в силу изменений в Конституцию, превращающую Украину в парламентскую республику, где премьера не может снять ни президент своим указом, ни парламент — в течение года после принятия программы правительства (а программа Тимошенко была принята в начале февраля 2005 года). Изменения эти, напомним, могут вступить в силу уже с 1 сентября 2005 года, если к тому времени успеют принять изменения в Конституцию относительно местного самоуправления, либо, если не успеют, то с 1 января 2006 года. Как только сие произойдет, Тимошенко станет новым центром власти в стране, вокруг которого соответственно и будет собираться "партия власти", финансовый и административный ресурс. А проблемы в экономике, можно будет списать на плохое окружение Ющенко, которое "подставляло президента". Самому же Ющенко, без прежних полномочий, останется лишь молча кивать головой.

Впрочем, такую опасность наверняка понимает и "политбюро" НСНУ, которое, вероятно, постарается отправить Тимошенко в отставку до вступления в силу изменений в Конституцию. Так что конец лета и осень обещают быть очень жаркими.