1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (2011) за 29.03.2005

АВТО БЕДНЫХ ПОДОРОЖАЮТ, ДЛЯ БОГАТЫХ — НАОБОРОТ

Вчера в нескольких автосалонах столицы наблюдалось столпотворение: люди расхватывали иномарки, как горячие пирожки. В частности, клиенты штурмуют автосалон "Формула Мотор Украина" (импортер "Сеат"). "У нас спрос вырос втрое, — комментирует гендиректор компании Олег Карабаев, — видно, люди напуганы слухами о скором подорожании автомобилей из-за повышения ввозных пошлин". "Спрос в последние дни вырос на 20—25%, — говорит Сергей Дашко, президент ЗАО "Днепро Мотор Инвест" (импортер "Хонда"). "Посещения выросли заметно, но в основном люди интересуются, чего им ждать, не будет ли резкого всплеска цен, покупки же выросли на 5%", — говорит почетный президент компании "Кий Авто" (дилер "Рено" и "Ниссан") Игорь Воротнюк.

Насколько обоснован страх, что заграничные "колеса" взлетят в цене? Что касается чистого импорта — ничуть. Принимая изменения в налоговое законодательство, парламент встал на сторону импортеров: вместо предлагавшегося правительством повышения ввозной пошлины до 34,5% от стоимости авто (сейчас — 15—20%, в зависимости от объема двигателя), прошла единая пошлина в 20%. Напротив, украинских автопроизводителей лишили практически всех налоговых льгот: по уплате НДС, налога с прибыли, реинвестированной в развитие производства, налога на землю, а комплектующие для крупноузловой сборки зарубежных марок будут облагаться пошлиной в 5%. По Закону "О стимулировании производства автомобилей в Украине" эти льготы должны были действовать до конца 2007-го в отношении Запорожского, Луцкого и Кременчугского автозаводов. При этом премьер Юлия Тимошенко отметила, что в 2004-м прибыль ЗАО "ЗАЗ" составила 600 млн грн., а за счет льгот предприятие получило еще 2 млрд грн. прямых платежей из бюджета — мол, таким предприятиям не требуется никаких льгот, они и так чрезвычайно рентабельны. По мнению министра промышленной политики Владимира Шандры (в "Сегодня" за 24.03 05 он был ошибочно назван заместителем министра — приносим извинения), отмена льгот может быть компенсирована удешевлением кредитов, и отечественные авто не подорожают. Производители придерживаются другой точки зрения: они заявили о неизбежном подорожании на 20—30% не только чисто украинских легковушек, но и собираемых в стране зарубежных моделей. "Поскольку ввозная пошлина не распространяется на импортируемые из России автомобили, то те же модели украинской сборки не выдержат конкуренции, — считает Дмитрий Святаш, народный депутат, почетный президент корпорации "Автоинвестстрой" (крупноузловая сборка ВАЗ, ГАЗ и УАЗ). — Доля российских автомобилей на рынке вырастет с 32 до более чем 70%".

За прошлый год производство авто в Украине выросло рекордно — на 63,3%, до 240 тыс. шт.; продажи увеличились на 37% — до 235 тыс. шт. "Я думаю, после отмены льгот украинские авто подорожают в среднем на 20%, — говорит директор Информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. — Если считать линейно, то, к примеру, "Таврия" подорожает с 15,6 тыс. грн. до 18,8, "Славута" — с 17,8 тыс. грн. — до 21,3 тыс. На автомобили иностранных моделей цены могут подняться на 22—30%, скажем на "Дэу-Сенс" — с 35,77 тыс. грн. до 27 тыс. Но тогда "народные машины" перестанут быть конкурентоспособными по цене и качеству: возможно, поэтому ЗАЗ не станет заклыдывать все налоги в "Таврии" и "Славуты", и тогда они подорожают незначительно. Новшества делают невыгодной и сборку российских марок в Украине: отмена льготы по НДС для крупноузловой сборки и введение пошлины в 5% на комплектущие привело бы удорожанию минимум на 20—25%, к примеру, такие хиты рынка, как ВАЗ-2109 и ВАЗ-2199, с 32—35 тыс. грн. — до 40—44 тыс. Но реального роста цен не произойдет, рынок будет просто отдан импорту готовых машин из РФ, согласно межправительственной договоренности — беспошлинному".

"Я считаю крупноузловую сборку легальным уходом от налогов, а теперь рынок распределится в пользу чистого импорта: он вырастет благодаря установлению разумному размеру ввозной пошлины в 20%, в итоге увеличатся и отчисления в бюджет", — говорит И. Воротнюк. Кроме того, по данным Всеукраинской ассоциации автоимпортреров и дилеров, акцизный сбор уменьшен с 3—5% до 0,3—05% от ввозной цены авто. Так может, иномарки еще и подешевеют? "Мы добились неизменности условий работы и здоровой конкуренции на рынке, — считает С. Дашко. — Но из-за снижения акциза автомобили Хонда подешеветь не могут, это новшество коснется машин с объемом двигателя свыше 3000 куб. см". "Да, мы одержали победу, за счет лишения производителей льгот импорт вырастет на 20—25%, — комментирует президент компании "Дженерал Мотрос Украина" Станислав Щербина. — Сейчас мы платим акциз в 1 евро/куб. см объема двигателя, что на дорогих авто выливается в тысячи долларов, а благодаря снижению акциза он будет максимум $600. Теперь авто класса "люкс" подешевеют в среднем на 10 тыс. евро, например, Кадиллак — со $110 до $87 тыс., Хаммер — со $105—107 до $87—88 тыс., а самый крупный на Земле внедорожник "Шевроле Субурбан" (10 мест) — с $70—75 до $60—65 тыс.".

Резюме: отчественные машины для "бедняков" серьезно подорожают, иномарки для среднего класса — останутся в прежней цене, а вот лимузины для толстосумов станут намного доступнее.