1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (2012) за 30.03.2005

В АПРЕЛЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН МОГУТ "ВЗОРВАТЬСЯ"

За последние три дня цены на стелах автозаправок рванули вверх: А-95 кое-где подскочил до 3—3,10 грн./л, А-92 и дизтопливо приблизились к отметке в 2,9 грн., а "низкооктан" А-76 и А-80 подорожал до 2,7—2,85 грн. Как нефтетрейдеры, так и эксперты нефтерынка, утверждают, что в апреле рост дороговизны наберет обороты и среди причин называют налоговую политику правительства, подорожание нефти и сезонное увеличение спроса на топливо.

Итак, медленное удешевление "горючки", которое мы наблюдали с февраля по середину марта, сменилось намного более существенным ростом цен. Последние полтора месяца едва ли не каждую неделю в рознице то один, то другой вид горючего дешевел на 0,5—1 коп./литр. В итоге с начала года средняя цена бензина А-95 снизилась на 4 коп.(до 2,89 грн.), А-76 — на 7 коп. (до 2,53 грн.), а дизтоплива — на 6 коп. (до 2,7 грн.). Главным фактором такой "демократизации" было превышение предложения горючего над спросом, затоваренность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) готовой продукцией. А в чем причина нынешнего подорожания и чего ждать дальше?

"Вряд ли цены стабилизируются на этом уровне, — комментирует исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн, — все факторы работают подорожание. Включилось отложенное из-за плохой погоды в марте повышение спроса, и в мелком опте поставщики уже повысили цены на 15—20 коп./л: этот рост еще не вполне отразился на рознице. Баланс спроса-предложения пока держится на прошлогоднем уровне, но в апреле станет на ремонт Лисичанский НПЗ и на рынке будет напряженно. Нефть подорожала на 20% (кстати, недавно на Нью-Йоркской бирже установлен новый рекорд — $56/баррель. — Авт.), и если в марте украинские НПЗ получали сырье по $240—250/т, то поставки на апрель законтрактованы по $295—300/т. Отчасти эту проблему нефтекомпании переложат на карман потребителей, что, думаю, даст в апреле 7—8% подорожания в рознице, то есть еще примерно на 20 коп./литр. Наконец, правительство предложило ввести новую методику начисления акцизного сбора на нефтепродукты: если сейчас ставки акциза унифицированные — 60 евро/т на все марки бензина и 30 евро/т на дизтопливо, то теперь предлагается взимать акциз в 20% от цены реализации бензина (но не менее 60 евро/т) и 10% — дизтоплива (но не менее 30 евро/т). Реально же, с учетом ожидаемого дополнительного повышения оптовой стоимости горючего еще на 100—150 грн./т, акциз с отпускной цены достигнет 80 евро/т по бензину и до 35 евро/т — по дизтопливу. Для сохранения существующей маржи нефтепереработчики постараются автоматически перенести увеличение налогов на отпускные цены. В сумме апрельское подорожание может составить 25—30 коп./л".

В целом согласен с аргументами коллеги директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. Но его прогнозы более пессимистичны: "Если сработают все негативные факторы, то в апреле-мае будем иметь ценовой "взрыв", не уступающий по силе прошлогоднему, горючее может подорожать на 30—50%. Введение "гибкого" акциза здесь — не главное. Увеличение Россией с 1 апреля экспортной пошлины на нефть с $83 до рекордных $102,6/т — казалось бы, проблемы тамошних нефтекомпаний, но украинские нефтетрейдеры постараются хотя бы частично покрыть подорожание сырья и недополученную прибыль за счет конечных потребителей. А главное — на рынке уже наметился и будет прогрессировать спекулятивный фактор, подогреваемый дефицитом горючего. Аграрии не смогли выкупить у НПЗ дизтопливо по льготной цене (Ассоциация фермеров и землевладельцев Украины предупреждала, что это по силам лишь мощным хозяйствам. — Авт.), их отложенный спрос создаст дополнительное давление на рынок, плюс традиционное весеннее повышение спроса со стороны автолюбителей. Становятся на ремонт Лисичанский НПЗ и Шебелинский газоперерабатывающий завод: последний обеспечивал горючим сеть АЗС "Нефтегаза Украины", их более низкие цены позволяли сдерживать аппетиты других розничных сетей, а сейчас этот ресурс иссяк. Значит, уже в апреле в стране возникнет нехватка горючего и нефтетрейдеры попытаются взвинтить цены. Отчасти подорожание можно будет сгладить за счет поставок из Литвы и Белоруссии, сегодня импортный бензин дороже украинского на 20—25%, дизтопливо — на 40%. Но и такой рост цен, согласитесь, больно ударит по конечному потребителю".

Мы поинтересовались у нефтетрейдеров, как скажется изменение формулы начисления акциза на ценах горючего. Президент ООО "ТНК ВР-Украина" Александр Городецкий был лаконичен: "Любые экономические санкции повлекут за собой повышение цен на нефтепродукты, и это — не ответ нефтепереработчиков на действия правительства, а действие рыночного механизма". Конкретные цифры прозвучали в комментарии пресс-службы НК "Альянс-Украина": "Внедрение нового механизма начисления акцизного сбора на нефтепродукты приведет к повышению цен на этом рынке предположительно на 15%. Акциз — это косвенный налог, его платит потребитель, поэтому повышение акциза ведет к прямо пропорциональному увеличению стоимости нефтепродуктов. "Такие изменения совсем не устраивают нашу компанию, речь может идти только о фиксированной ставке акциза, — говорит начальник отдела по связям с общественностью ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина" Валерий Рясик. — Это большой удар и по потребителям — цены вырастут минимум на 15 коп./л, и по отечественным НПЗ: выгоднее будет импортировать топливо, чем производить его в Украине".

Итак, правительство не просто подстегивает рост цен, но и заставляет компенсировать его напрямую за счет народа.