1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №72 (2014) за 01.04.2005

ТАКСИ В КОСМОС ЗАКАЗЫВАЛИ?

"Осторожно — двери закрываются. Следующая станция — Стратосфера, — предупреждает металлический голос. — За безбилетный проезд — принудительная высадка на Луне..." Пока возможность прокатиться в космическом автобусе выглядит фантастической. Режет слух и сочетание "частная фирма космических услуг" или "космическая экскурсия". Мы привыкли, что космос — дело государственное, то есть вершина, которую не покорить. Но завтра полеты в космос могут стать обычным явлением, как карманный мобильник с "прямым номером" или DVD-плеер, которые еще 10 лет назад казались такой же фантастикой.

НА ОРБИТУ — СО СТВОЛОВЫМИ КЛЕТКАМИ

На дворе XXI век, и частный бизнес начинает крестовый поход на орбиту: неожиданно вдруг появились необычные туристы, готовые платить десятки миллионов долларов за полет в космос. Постепенно и российское, и американское космические агентства привыкли к навязчивым гостям из бизнеса.

Сперва американцы установили таксу за подсаживание туристов в свои космические челноки в $50 млн. Но тут на сцене появились "наши" — "Росавиакосмос" спелся с американским агентством "Спэйс Адвенчерз", и, к досаде оставшегося на вторых ролях NASA, они предложили услугу "всего" за $20 млн.

Такая цена нашла своих клиентов. В 2001 году ее уплатил за полет российским кораблем на Международную космическую станцию и стал первым космическим туристом 60-летний американец Деннис Тито. Чем там конкретно Тито занимался целых 8 дней, непонятно, но известно, что он едва выжил и по возвращении долго лечился. В 2002 г. за такую же сумму на МКС улетел второй миллионер-экстремал — 28-летний южноафриканец Марк Шаттлворт. Этот был помоложе, покрепче, и в космосе занимался не разглядыванием звезд, а генной инженерией, хотя сопровождающий его экипаж имел другую задачу – замену устаревшего корабля "Союз ТМ-208". Но турист обещал работать очень осторожно, понимая, что с его прилетом на станции впервые окажется контейнер со стволовыми клетками.

Дальнейшая судьба экспериментов неясна, но турист вернулся счастливым. "Россия меня изменила", — заявил Шаттлворт и пожелал забрать на память спускаемый аппарат корабля "Союз", в котором он в вернулся с орбиты. Но ему не разрешили.

Поток желающих с тех пор, хоть и медленно, но стал нарастать. В космос захотели известные музыканты и бизнесмены. Следующим космическим туристом, опять же на российском "Союзе", в этом году планирует стать 60-летний американский ученый-оптик, миллионер Грегори Олсен. На очереди два американских ученых и японец.

УЛЕТИТ 1 МЛН ЧЕЛОВЕК — ФИРМАМ ПРИБЫЛЬ

Выгоды от космического извоза вдруг заинтересовали Европу и Японию. Их ученые подсчитали, что при миллионе пассажиров в год "талон на проезд" будет рентабельным за каких-то $10—20 тыс.! А через 15—20 лет обороты космотуризма возрастут до $60 млрд, превысив объем рынка по запуску спутников. Масла в огонь подлили специалисты американской "Аэроспейс корп.", подсчитавшие, что при ежедневных вылетах на 100-местных космических кораблях, в год можно "запускать" 38 тыс. только американских пассажиров, а желающих будет в 150 раз больше!

Вообще, оптимистичный прогноз NASA такой. К 2010 году появятся первые , и очень дорогие, пассажирские космолеты. Еще через 15 лет такой транспорт станет в 100 раз дешевле и гораздо безопаснее. А к 2040 году пассажирские корабли подешевеют в 1000 раз и станут таким же привычным видом транспорта, как самолеты. Летать будем на орбиту, МКС, на Луну, а там, глядишь, и на Марс турэкскурсию отправим.

В марте прошлого года вопросом заинтересовалась президентская комиссия США по вопросам полетов к Луне и Марсу: ученые поведали ей, что рывок произойдет в ближайшие несколько лет. В США одна за другой стали предлагаться премии в $10—40 млн первым бизнесменам частного космического туризма. Руководитель фонда "X-Прайз" заявил: для этого готово все, кроме рынка, которому нужны тысячи и миллионы рейсов.

Фонд учредил приз $10 млн, тому, кто без господдержки дважды за две недели на одном корабле залетит на высоту 100 километров с тремя членами экипажа.

Другая американская компания, содержащая сеть отелей, предлагает $35 млн тому, кто за 60 дней дважды выведет корабль с пассажирами на орбиту.

ЧАСТНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ИЗВОЗ УЖЕ ЕСТЬ

И первопроходец объявился: первая премия — $10 млн — совсем недавно досталась американской компании "Мохаве АВ", запустившей в космос первый частный корабль. Еще одна компания, "Скейлд Композитс" некоего изобретателя Берта Рутана, нашла пару романтиков-миллиардеров, те достали из толстых сейфов свои деньги, и появилось первое в мире частное космическое агентство. Главный покупатель идей и кораблей Рутана — романтический британский миллионер Ричард Брэнсон, — хозяин агентства космического извоза «Вирджин Галактик». Пока в их арсенале корабль "Спайс-Шип-1", построенный на $20 млн — их дал миллионер Пол Аллен. Корабль уже трижды побывал в космосе вместе с его изобретателями. Но на этом космотаксисты не остановились, и Рутан смастерил улучшенный, 8-местный космолет "Спайс-Шип-2". Пробный его запуск, опять же самолично, осуществит руководство агентства. И если они вернутся живыми, то Брэнсон будет и дальше все заработанные деньги бросать в "частный космос" — орбитальные путешествия, строительство отеля на орбите и даже гостиницы на Луне. Фирма Рутана готова продавать серийные космопланы не только Брэнсону, но и другим частным агентствам космотуризма. А они продолжают появляться: говорят, наш экс-космонавт Ярослав Пустовой, живущий в Канаде, тоже создал такую фирму.

Планы космических перевозчиков грандиозны. Например, Рутан и Брэнсон хотят иметь 5 кораблей. В штате Нью-Мексико строится частный "Юго-западный региональный космопорт". Заключен контракт на $25 миллионов с фирмой "Мохаве АВ". Разрабатывается целый перечень развлекательных услуг на борту. Например, особо буйным разрешат за отдельную плату отстегиваться и плавать по кабине. А кто-то, доплатив, сможет повисеть в открытом космосе. Брэнсон обещает «обрушить цены на космический туризм". Цена билета пока "всего" 200—400 тысяч долларов, но со временем ее снизят: Это, заметьте, в 100 раз дешевле нынешних расценок. Кажется невероятным, но цель компании Рутан/Брэнсон — вывозить на своих кораблях по 3 тысячи космических гуляк в год.

Осторожные шаги делают и госструктуры. NASA и европейское агентство ESA совместно разрабатывают план по строительству космического отеля. Планируется открыть его лет через 15—20, и пропускать ежегодно по 1—6 тысяч туристов.

Ученых хлебом не корми — дай поконструировать. Уже началось повальное проектирование космотакси будущего. Американские спецы помимо "Спайсов" Рутана предлагают стратосферный туристский самолет "Ассендер", который на пару минут залетает на околоземное пространство с 4 пассажирами и возвращается назад. Российские конструкторы завода им. Мясищева и ЗАО "Суборбитальная корпорация" представили авиационно-космическую систему С-XXI, для троих пассажиров. Даже ученые не блещущего достижениями японского ракетного общества планируют создать космоплан — "Канко-мару".

И вроде все так хорошо, но… Оказалось, что космический туризм как направление может и не состояться! Вслед за энтузиастами и романтиками появились ученые скептики. Как-то все забыли, говорят они, что космос — чрезвычайно враждебная среда для человека. Одна невесомость чего стоит: словно вас подвесили вниз головой и малейшее движение приводит к вращению, потере ориентации и тошноте. А при посадке, ощущение полета в жерле вулкана. Ну и удар об землю удовольствия не принесет. Поэтому неслучайно появляются ученые, изучающие последствия космических вояжей для новичков. Например, в Харькове в прошлом году вышла работа Олега Фейгина "Моделирование психофизиологических парациркоидальных состояний космических туристов". Кто даст гарантию горе-туристам, что через год они не сойдут с ума или у них не откажут почки?

Или взять катастрофы. Даже сторонники космотуризма понимают, что частники не обеспечат должного уровня безопасности — это удорожает и утяжеляет корабль, на что они не пойдут. И корабль того же Рутана уже попадал в ЧП на высоте 100 км. Поэтому американские ученые прогнозируют: лишь малая доля заявленных туристов не откажется лететь, когда подойдет очередь.

Скептики высмеивают и идею космических отелей. Если на них не будет обеспечено искусственное тяготение — а пока это слишком дорого, — то в ближайшие 50 лет они на орбите не появятся, ведь там нельзя будет нормально спать и есть, не говоря уже о непредсказуемых осложнениях со здоровьем по возвращении. И эти возражения крыть нечем. Для любителей экстрима куда проще и дешевле построить отель в Антарктиде, на айсбергах Арктики, глубоко под землей или под водой. Даже в жерле вулкана — и то безопаснее. А самых "отвязных" можно за отдельную плату вывезти в район боевых действий или зону пораженную чумой. Так что, космические отели могут и подождать...

ЕСЛИ ЕСТЬ НА ПЛЮКЕ ГРАВИЦАПА — ДОСТАНЕМ

Неудивительно, что и госструктуры ведущих стран очень осторожно подходят к идеям спонсирования этого бизнеса. Правительство США пока просто не мешает частным компаниям премировать того, кто уже что-то сделает. А напрямую денег не дает, и даже американские энтузиасты, не говоря о русских или японских, выкручиваются, как могут. Рутан вот нашел миллионеров-спонсоров. Компания "Ракетплэйн" разрабатывает корабль для космического туризма в обмен на налоговые льготы. Еще одна компания, "X-кор Аэроспэйс", хочет строить пассажирскую ракету, и взывает о помощи к правительству. Правда, появляются фонды, обещающие спонсировать новые проекты суммами до $1 млрд. Но когда?

Даже Россия, поначалу активно включившаяся в "процесс", одно время дала задний ход. В позапрошлом году "Росавиакосмоса" отказался было от космического туризма и временно прекратил краткосрочные экспедиции на МКС. Правда, ненадолго. Совместно с американской компанией Спэйс Адвенчерз подписаны соглашения, в том числе и на групповые туристические полеты. Так, "Росавиакосмос" предлагает турне за $40 млн богатым молодоженам. Требование к туристам небольшие — деньги, здоровье, и некриминальное происхождение богатства.

А что же наше Космическое агентство Украины? Как сообщил нам член руководства НКАУ Олег Федоров, мы не планируем подключаться к извозу миллиардеров. Может, это и правильно. Во-первых, космический туризм остается дорогостоящим котом в мешке. Во-вторых, наше агентство — структура мирового уровня и коммерческих проектов у нее и так хоть отбавляй. В прошлом году объемы производства в космической отрасли выросли на 16%, причем на экспорт пошло почти 40% продукции, а прибыль выросла до 1,2 млрд грн. За годы независимости осуществлено 84 пуска украинских ракет-носителей, с помощью которых запущено 183 спутника. Украина производит и продает ракеты-носители "Зенит", "Циклон", "Днепр", и обеспечивает своей продукцией 13% мирового рынка пусковых услуг. В прошлом году ракета-носитель "Днепр" вывела в космос французский спутник "Деметр", и не только его. С января успешно работает космический аппарат "Січ-1М". 1 марта успешно стартовал наш "Зенит-3SL" в рамках перспективнейшего украинско-американского проекта "Морской старт".

Вообще, у нас космическая деятельность регулируется Общегосударственными космическими программами. Сегодня выполняется уже третья — на 2003—2007 года. НКАУ и его предприятия в прошлом году приняли более 300 иностранных делегаций из 25 стран. Например, продолжается конкурс проектов создания "Украинского молодежного спутника" УМС-1.

Очень интересует европейцев наша наземная космическая инфраструктура, и в итоге мы участвуем в создании Европейской навигационной системы "Галлилео" и многих других. Начата подготовка к нашему участию в межпланетных миссиях NASA. Агентство "законтачило" даже с бразильцами — на их космодроме Алкантара будет выполняться совместный проект строительства стартового комплекса для модернизированной ракеты-носителя "Циклон-4".

Но важнейшим остается сотрудничество с Россией. "На вооружении" у украинско-российских специалистов появились новейшие и единственные в мире 60-килограммовые "Микроспутники", самые дешевые в мире ракеты-носители и самые производительные лаборатории. Так что, как говорил известный киногерой "если есть на Плюке гравицапа — достанем!" И если коммерческий туризм все же окажется перспективен, а власть будет помогать космонавтике, то и к нам в очередь будут становится романтики с тугими кошельками.


ДЕННИС ТИТО
Деннис Тито живет в Лос-Анджелесе, имеет коллекцию моделей самолетов, сделанных своими руками. Тито было 60 лет, когда он решил лететь.
Он родился в рабочей семье итальянских иммигрантов: отец — типографский рабочий, мать — швея. Он мечтал о полетах в космос с детства, закончил университет и пять лет занимался в НАСА непилотируемыми космическими полетами. Затем ушел в бизнес и создал компанию по управлению пенсионными активами. На чем и сколотил многомиллионное состояние. Однако идея погостить на станции "Мир" властно заявила о себе в начале 90-х годов, после того как туда слетали за деньги японский журналист и британский химик. Но тогда помешал распад СССР. И все же Тито полетел с того же космодрома Байконур, откуда отправился к звездам Юрий Гагарин. В Россию, чтобы проводить Тито в путешествие, прилетели 25 родственников, коллег и друзей. Среди них его бывшая жена и партнер по бизнесу Сьюзен.

МАРК ШАТТЛВОРД
Марк Шаттлворд — 28-летний бизнесмен из ЮАР. Уроженец Кейптауна, Марк начинал свое дело в отцовском гараже и уже через 4 года продал свою консультационную фирму по электронной безопасности за $500 млн.
За 8 месяцев Марк прошел подготовку в Звездном городке и выучил русский язык. Еще неделю отзанимался в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне. По просьбе ученых во время пребывания в космосе Марк проводил исследования: выяснял, как ведут себя стволовые клетки овец и мышей в условиях невесомости, каковы пути использования энергии обмена веществ, а также провел эксперименты с белком в целях разработки защиты от ВИЧ-инфекции и повышения иммунитета человеческого организма. Шаттлворд с гордостью возвещал, что его исследования помогут всему человечеству, а особенно его родной стране, где проблема борьбы со СПИДом очень актуальна.