1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №73 (2015) за 02.04.2005

В ШКОЛЕ — "ВЫШКА", В КАННАХ — "ПАСТУШКА", В АНГЛИИ — "ЖЕНЩИНА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"

Вряд ли стоит начинать рассказ об актрисе Кларе Лучко с хвастливого "она была нашей землячкой" или "соотечественницей" — хотя это, конечно, приятно, что актриса, получившая от Биографического института при Кембриджском университете грамоту как "Женщина тысячелетия в области кинематографа", родилась под Полтавой, в селе Чутово.

Как она сама вспоминала, главным развлечением на ее крохотной родине, в селе, было кино. Она смотрела фильмы со своим кумиром, Тамарой Макаровой, представляя себя на экране — такой же красивой, с такими же локонами, пластикой и женственностью. Хотя женственной Клара-подросток не была. "Вышкой" дразнили самую высокую и худую девочку в классе с "нестандартной" шеей, длинной, как у жирафы.

Окончив школу в 1944 году, Клара узнала, что в Алма-Ату эвакуирован ВГИК, куда она мечтала попасть. Поступила с первого раза, несмотря на сложные экзамены и абсолютное незнание теории. И учиться было несложно — способности ее заметили, только несколько лет существовала одна проблема: Клара не могла избавиться от украинского акцента. В конце концов, преподавательница пригрозила отчислением, и студентке пришлось ночами заучивать огромные тексты на литературном русском и проговаривать их часами, искореняя глухое "г".

Натренировав язык, она продемонстрировала успехи учителю на экзамене по технике речи, и та не могла поверить, что за такой короткий срок девочка смогла "заговорить" чисто.

ПОД НОМЕРОМ 13

В тот год, когда Лучко поступала в институт, на последний тур экзаменов допускались только 12 человек. А Клара в списке — 13-я. И все-таки девушке удалось настоять на том, чтобы ее посмотрели. И прошла. В итоге институт закончила с красным дипломом и характеристикой "тургеневская героиня".

В КАННАХ ЛУЧКО НАЗВАЛИ "ПАСТУШКОЙ" ЗА РУМЯНЕЦ

Тренировки по технике речи и артикуляции не отбили у Клары охоту стать знаменитой — это сделал ее первый режиссер и первая роль. Ее пригласили играть в фильме "Родина капитана". Об этом фильме, как о "блине комом", Лучко вспоминала всю жизнь. Ей не нравилась картина, не нравилась она в ней. А потом разочаровавшаяся Клара получила роль тетушки Марины в "Молодой гвардии", хотя ей страшно хотелось главную — Ульяну — и даже теплая критика картины ей была не мила.

Зато в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки", ставшем надолго ее визитной карточкой, Клара, наконец, получила роль, которая ей понравилась — Даши Шелест. "Сразу же я стала знаменитой на весь Советский Союз, меня узнавали, мне писали письма и даже предлагали выйти замуж", — вспоминала актриса. Через несколько дней после проб на "Кубанских казаков" в коридоре "Мосфильма" Клара встретила Александра Довженко. Он возвращался с худсовета, где просматривали пробы. "Вас утвердили, — сказал он девушке, — Только, пожалуйста, оставайтесь собой", — закончил он, дав ей понять, как следует играть Шелест: играть, не играя.

Но все-таки мировую известность Лучко получила, сыграв в одном фильме сразу несколько ролей — в экранизации "Двенадцатой ночи" Шекспира (Виола, Себастьян и Цезарио). С этой картиной Клара ездила на фестиваль в Англию, где ее под микроскопом рассматривали шекспироведы — это был фестиваль фильмов по Шекспиру, и оценивалась чистота экранизации, близость к сюжету и верность шекспировским традициям. Говорят, критики очень удивились, когда узнали, что в "Двенадцатой ночи" девушка играет еще и две мужские роли — редкий случай, во многих экранизациях этого произведения близнецов играют женщина и мужчина.

Картину признали одной из самых лучших, ее дублировали на английский язык и показали на родине Шекспира, а девушку-мальчика запомнили, и теперь ее имя можно найти в британских энциклопедиях.

Клара Лучко могла похвастаться тем, что не раз в молодости бывала за границей. Например, в Каннах, куда повезли фильм "Возвращение Василия Бортникова". Там она познакомилась с Пикассо и получила от него в подарок тарелочку с его рисунком. Кстати, предвкушения от поездки Кларе подпортило… платье. Уже представляя себя на ковровой дорожке, в окружении любопытных французов и звезд западного кино, она заказала в дорогом ателье платье до пят. Оно стоило дорого, а получилось отвратительным — на наряд ушли метры тяжелой ткани, подол украсили безвкусными оборками, талию спрятали. В итоге платье превратилось в подарочную коробку с Кларой в середине. Вот так, элементарно, можно испортить настроение и довести до слез. Выручила подруга, отдавшая Кларе изящное вечернее платье.

Лучко вспоминала, что поездка в Канны осталась для нее самой волнительной, даже спустя много лет, когда она уже была и в Индии, и в Англии, и в США… Французские журналисты прозвали актрису "прекрасной пастушкой" за яркий румянец. Клара не знала языков, поэтому общалась через Любовь Орлову, которая говорила по-английски. В те же дни Лучко повезли на керамический завод, выпускающий симпатичные сувениры — рабочие надарили актрисе из СССР глиняных роз и вазочек.

ЕЕ ИМЯ

Актриса рассказывала о происхождении своей фамилии. Якобы недалеко от Полтавы когда-то было поселение казаков, которое выросло в район под названием Лучки — от слова "лучники". И фамилии у родившихся там были Лучко. Кларой девочку назвали, естественно, в честь Клары Цеткин.

"НИКТО НЕ ЗНАЛ, СКОЛЬКО ЕЙ ЛЕТ"

Актер Александр Панкратов-Черный познакомился с Лучко в Международном Детектив-клубе, где собираются поклонники великих литературных сыщиков (членский билет у Клары Степановны под N92).

— Это восхитительная женщина, умеющая радоваться жизни и радоваться радости других, — поделился с "Сегодня" Панкратов-Черный. — Ко мне она всегда относилась с нежностью, вниманием, благосклонностью, говорила мне комплименты: "Саша, ты хорошо выглядишь". "Ты верь" — говорила она мне, когда я пробовал себя в режиссуре. Мне в то время очень не везло — не проходили мои сценарии.

Ее дочка Оксана училась с нами, она меня с Кларой и познакомила. А потом, когда я работал на "Мосфильме", мы встречались в коридорах, на вечерах в Доме кино, и она всегда подходила ко мне и говорила: "Саша, ну как у тебя дела? Как живется?" В последние годы мы с ней виделись часто, она была членом нашего "Детектив-клуба". Вы знаете, ее действительно можно назвать настоящей сверкающей звездой. Она красивая была, стройная… Красота ее бросалась в глаза, на нее все оглядывались и никто не знал, сколько ей лет, потому что она была Женщиной. Знаете, ее женственность сверкала изнутри! И она любила, когда на нее обращали внимание, оглядывались, когда ей улыбались. Она знала свою силу.

СПУСТЯ 55 ЛЕТ КЛАРА СНОВА СЫГРАЛА КАЗАЧКУ

Последней готовой картиной Лучко стал "Парк советского периода" Юлия Гусмана, где актриса сыграла саму себя. А точнее, свою героиню из "Кубанских казаков" Дашу Шелест. Причем, не Дашу много лет спустя, а Дашу… молодую. Ей практически не делали грима, просто поработали над освещением — те, кто находился на съемочной площадке, говорят, что Лучко выглядела на 30. Этот фильм о советской истории — авторы попытались воссоздать некий парк советской жизни, основываясь на сюжете "Кубанских казаков". Только в новых "казаках" герои получают все, о чем мечтали. Клара Лучко снялась в двух эпизодах: во время уборки зерна, на току и в столовой. "На току" она почти в той же одежде, что и в "Кубанских казаках", а на плече — длинная каштановая с рыжими искорками коса. Лучко не успела озвучить свою роль, но, по словам творческой группы, при современных технических возможностях голос другой актрисы не понадобится. В фильме будет звучать Клара Лучко.

Съемки этого фильма закончены, съемки другого — оборвались. Незадолго до смерти Лучко согласилась на роль в многосерийном телепроекте "Разведенные мосты". В фильме Клара Степановна играет роль женщины, отдавшей всю свою жизнь воспитанию детей. По сценарию в героиню Лучко влюбляется герой Кирилла Лаврова. За день до смерти Лучко и Лавров играли сцену свидания. Теперь, по словам, продюсеров, сценарий будет изменен. А 1 июля, в день рождения Лучко, на 80-летие, обещают показать программу, посвященную памяти актрисы, куда включат сцены из "Разведенных мостов", не вошедшие в фильм.

Наверное, страшно, когда вокруг тебя умирают твои ровесники, — подкошенные болезнью или случаем. Мы созвонились с актером Георгием Жженовым, который недавно принимал поздравления по случаю юбилея, а буквально через пару недель узнал о смерти коллеги по кино. Вот такие жизненные контрасты.

— Да, я действительно еще не отошел от юбилея — от звонков, поздравлений, подарков, открыток… И вдруг такое. Соболезную, очень соболезную… Она моя коллега, с которой давно знаком, мы, правда, не приятельствовали близко, можно даже сказать, что у нас были довольно-таки отдаленные отношения. Но как актрису я ее очень любил и уважал. Мне ее очень жаль… Это большое горе от потери товарища.

— Мы соседи с ней были, — рассказал "Сегодня" Александр Ширвиндт, — живем в одном доме. И сейчас я испытываю чувство огромной скорби и неожиданности. Она была до последнего молодая, красивая, всегда учила меня, как надо сохранять жизнь, здоровье, что есть, что пить… Вот так… Мы предполагаем, а Бог располагает. Она была очень сильной, никогда не колебалась вместе с "линией партии" во всех смыслах. Жизнь у нее была трудной, но, я думаю, счастливой, потому что она не трепыхалась в ней, как некоторые.


ФИЛЬМОГРАФИЯ
Молодая гвардия (1948)
Кубанские казаки (1949)
Возвращение Василия Бортникова (1952)
Большая семья (1954)
Двенадцатая ночь (1955)
Вихри враждебные (1956)
Дядюшкин сон (1966)
С любимыми не расставайтесь (1979)
Мы, нижеподписавшиеся (1981)
Возвращение Будулая (1985)
Виновата ли я... (1992) (Клара Лучко — и автор сценария к фильму)


МНЕНИЕ
Мргарита Криницына
— Я ее однажды видела в Доме кино в Москве с Сергеем Лукьяновым. Он в нее влюбился на "Кубанских казаках". Такая была красивая пара! Клара Лучко была очень хороша собой, удивительно хороша. У нее был потрясающий нежный цвет лица. Она настоящая лирическая героиня с романтической внешностью.