1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №82 (2024) за 13.04.2005

МНОГО ШУМА, МАЛО РЕЗУЛЬТАТА

Страну захлестнул рост дороговизны. Еще полбеды, что после отмены налоговых льгот украинским автопроизводителям подскочили цены на "запорожцы" и "жигули": это удар по среднему классу, на который планирует опираться правительство, но "середняки" — не большинство электората, который должен обеспечить провластным партиям победу на выборах в парламент в 2006-м. Рост цен на горючее — вот настоящая бомба под нынешний Кабинет. Ясно, что за этим последует удорожание проезда в общественном транспорте и харчей, особенно дешевых, в которых транспортные затраты очень существенны. На два "проклятых вопроса" — кто виноват и что делать — правительство ответило с ходу: виноваты производители, поднявшие цены на авто (их обвинили в саботаже) и нефтетрейдеры (виноваты в монопольном сговоре). Итак, охота на ведьм началась: пусть они теперь попробуют оправдаться.

САБОТАЖ! САБОТАЖ?

Министр финансов В. Пинзеник обвинил руководство ЗАО "Запорожский автозавод" в том, что оно приостановило поставки машин дилерам, планировало остановить предприятие и подписало приказ, чтобы о начать увольнять работников. Цель — вернуть себе льготы. "Хотели сделать цепочку: нет продаж, нет поступлений, а значит, надо увольнять сотрудников и останавливать конвейер", — заявил министр. Мол, у ЗАЗа нет причин не только для остановки, но и для повышения цен, т. к. его рентабельность составляет 12,5% при принятых в мире для таких производств 3—4%, а прибыль за 2004-й в 700 млн грн. позволяет повысить зарплату в 2—3 раза, а не увольнять работников.

ЗАЗ отметает обвинения в саботаже: слухи об остановке конвейера необоснованны, завод осуществляет выпуск и поставки дилерам в по графику, темпы производства в апреле остаются такими же, как в марте. Но если прежде в день продавалось 400—500 авто, то 30 марта (накануне отмены льгот и на фоне сообщения о грядущем подорожании) ажиотажный спрос поднял продажи до 1945 авто, что привело к опустошению складов многих дилеров. С 31 марта ЗАЗ повысил отпускные цены на разные модели 5,5%—20%, и это отражает лишь отмену льгот по НДС на продажу, но не по налогу на прибыль и землю. По данным крупнейшего оператора рынка — "УкраАвтоХолдинг", на 20% подорожали именно "народные авто": "Таврия" — с 16380 до 19656 грн., "Славута" — с 17920 до 21504, Daewoo Sens — с 35770 до 42 924. Модели ВАЗ украинской сборки подскочили на 5,7—7,6%: ВАЗ-2106 и ВАЗ-21973 — с 24300 до 26155 грн., ВАЗ-21043 — с 27600 до 29185 грн. ЗАЗ отвергает и другие доводы Пинзеника, в часности, о завышенной рентабельности: российский "АвтоВАЗ" в 2004-м имел рентабельность 10,5%, УАЗ — 14,6%, а японская "Toyota" — 13—14%. Заявление о возможности повысить зарплату в 2—3 раза экономически необоснованно (в 2004-м на ЗАЗ она составила в среднем 1025 грн.), а вот остановка конвейера действительно реальна, если на переходный период не будет введен механизм компенсаций отмененных льгот.

Примечательно, что именно такой рост дороговизны прогнозировали независимые эксперты, в частности, Информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting, а теперь виноваты автосборщики. Вывод: цены не снизятся, Кабмин может "убить ведьму", но не работать себе в убыток.

СГОВОР! СГОВОР?

Но основной гнев правительство обрушило на нефтетрейдеров. Ю. Тимошенко обвинила их в сговоре: "Большинство нефтепродуктов производится на украинских НПЗ, принадлежащих российским гражданам. Все собственники собрались в монопольный картель и договорились подзаработать на населении. За счет договоренностей нефтяных олигархов возникла монополия", — заявила премьер. И сообщила, что Кабмин принял постановление N265, по которому в случае возникновения монополий на рынке горючего правительство будет контролировать надбавки в рознице, устанавливать рентабельность, все, что свыше этого — изымать в бюджет, а виновных в спекуляции штрафовать. Интересно, что в меморандуме, подписанном между Кабмином и нефтекомпаниями, не "забиты" предельные цены, нужно только дать убедительное обоснование их повышения. "Обвиняемые" считают таковым рекордное подоржание нефти, повышение РФ экспортной пошлины на нее с $83 до 102,6/т и увеличение акцизов на горючее. Они предупреждали, что к концу апреля самый популярный бензин А-95 подорожает до 3,2—3,4 грн./л, но идут с опережением графика: сегодня он стоит в Киеве 3,25—3,4 грн., А-92 — 3—3,2 грн., дизтопливо — свыше 3 грн. Директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин считает, что до середины мая розничые цены повысятся на 30—50%, то есть, еще на 1—1,5 грн. Причины — дефицит на рынке, в том числе из-за остановки на ремонт Лисичанского НПЗ, и трудностей с импортом горючего из-за новой схемы взимания акциза, что устранило конкурентов на рынке.

Тем часом в "охоту" включился министр экономики С. Терехин. Он пригрозил, что в случае сознательного создания дефицита власть может вспомнить о принципах приватизации НПЗ и обвинил тейдеров, что перед повышением цен они провели консультации только с Минтопэнерго, а не с правительством. "Минтоп — мама этой отрасли, а я — папа всей экономики", — сказал С. Терехин. И пояснил, что Кабмин вынужден прибегнуть к регулированию цен, ибо "не контролируемый никем" Антимонопольный комитет (АМК) самоустранился от борьбы со сговором нефтетрейдеров. АМК, почувстовав, что окажется крайним, тут же выявил признаки монополии, заявил, что имеет достоверные данные о согласованном повышении цен и потребовал у нефтетрейдеров обосновать наличие конкуренции, дать экономические расчеты и доказательства.

Подход оригинальный: сами обвиняемые должны доказать, что невиновны, еще до вынесения приговора. В пресс-службе ПИИ "Лукойл-Украина" нам сказали, что компании абослютно нечего скрывать, она готова к проверке специалистами, обладающими знаниями и методикой формирования цен на горючее. Если же будет задача найти виновных — это подход не экономический, а политический. В компаниях "ТНК-Украина" и "Альянс-Украина" сообщили, что пока вырабатывают позицию касательно заявлений правительства.

Смонительно, что правительство сможет мирным путем заставить трейдеров снизить цены на А-95 до 3 грн. Значит, либо распишется в своем бессилии, либо спровоцирует мждународный скандал.