1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №85 (2027) за 16.04.2005

ГЛАВНУЮ ПЛОЩАДЬ СТРАНЫ ДОЛЖНА БЫЛА УКРАСИТЬ... ТЮРЬМА

В середине ХIХ столетия неблагозвучное Козье болото переименовывается на Крещатикскую площадь. Прокладывается мостовая, устанавливаются газовые фонари. Со стороны улиц, спускающихся из Верхнего города, полукругом выстраиваются 2-этажные кирпичные домики без всяких претензий на роскошь или оригинальность — характерные представители купеческой архитектуры того времени. Старейшим из них считался дом купца Смирнова с "нумерами для приезжих", расположенный между современными Михайловской и Мало-Житомирской улицами. На первом этаже размещалось частное фотоателье Гудовского, художника Петербургской Академии искусств, давнего приятеля Шевченко. Именно у него гостил поэт во время своего последнего визита в Киев в 1859 году.

Рядом, на Михайловской улице, размещалась популярная в городе кондитерская Готлиба Финке, о которой местная пресса писала следующее: "Надо признать первенство магазина Финке, в котором прекрасная кондитерская и все наилучшие заграничные изделия. Приказчики и продавцы здесь, как правило, очень вежливы, предупредительны, и если какая-то вещь приобретена в магазине Финке, будьте уверены — она хорошего качества". ("Киевские губернские ведомости", 1850).

В районе нынешней улицы Гринченко манила к себе усадьба полковника Михаила Фабрициуса, мечтателя и энтузиаста, построившего на территории своих владений одну из первых городских электроподстанций и крытый рынок под стеклом на металлическом каркасе. В 1886 году Фабрициус направил "отцам города" уникальный проект по благоустройству Крещатика: он предлагал продолжить улицу до самого Днепра, срезав при этом холм Купеческого (ныне — Крещатого) сада, а вырытую землю перевезти на Труханов остров, чтобы поднять грунт затопляемой наводнениями местности до четырех метров. Затем на подготовленных под нулевой цикл площадях полковник проектировал возвести высотные здания по американскому образцу. Увы, но его благим намерениям не суждено было сбыться.

Говоря об архитектурном облике Крещатикской площади, следует акцентировать особое внимание на двух ключевых зданиях, с которых фактически и начинается обзор местности. С левой стороны (где сегодня размещается Главпочтамт) находились особняк и усадьба Густава Эйсмана, бывшего городского головы, профессора Киевского университета. На противоположной стороне (не месте Дома профсоюза) возвышалось 3-этажное здание, принадлежащее владельцу первого в губернии сахарного завода Маврикию Понятовскому, который прославился своими пышными банкетами в честь городской знати.

Оба дома в начале 50-х годов ХIХ столетия построил Беретти (сын), как, впрочем, и другие крупные здания этого квартала: особняк шляхтича Миклашевского (р-н нынешнего отеля "Крещатик") и гостиницу "Европейскую", на месте которой сейчас возвышается Украинский дом. Творения Беретти на Крещатикской площади являлись типичным примером провинциального классицизма: отсутствие пышного декора и колоннад навевало покой и уют. Видимо, поэтому местная элита выкупила у шляхтича Понятовкого его владения за 110 тысяч рублей и устроила в доме губернское Дворянское собрание.

Таким образом ансамбль площади в виде идеальной подковы был завершен. Теперь требовалась внушительная доминанта в центре, чтобы объединить разобщенные здания в одно целое. Конечно, ни рынок, ни строение временного цирка, ни бассейн городского фонтана для этой цели не подходили. Более того, вода из фонтана, который местные жители окрестили "Уродом", еле капала, да и то по "большим праздникам".

Городские власти долго ломали голову: чем же заполнить архитектурный вакуум центральной части площади: Сенатор Болотников настаивал на сооружении... тюрьмы. "Тюремный замок, — убеждал он, — доставит немалое украшение городу, да и оное место у всех жителей на виду... Это может посодействовать к добровольному в пользу арестантов подаянию". Идея была настолько заманчивой, что за нее могли бы проголосовать многие депутаты, если бы духовенство не предложило построить на этом месте храм.