1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №88 (2030) за 20.04.2005

УКРАИНА ОСТАНЕТСЯ БЕЗ БЕНЗИНА?

Пытаясь остановить "ползучее" подорожание горючего, правительство установило предельную торговую надбавку для АЗС в 13% и потребовало снижения цен в рознице. Ответом на попытку разрулить ситуацию административными методами стало письмо семи нефтекомпаний (НК) премьеру Юлии Тимошенко: они пригрозили, что страна может остаться без горючего. Это пока не открытая война, но за дипломатичным тоном послания прощупывается стальной кулак нефтетрейдеров, готовых на силу ответить силой.

СТАРАЯ ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ

В мае 2004-го рост цен на горючее был более критическим, чем сейчас, и 4 июня Кабмин В. Януковича заставил нефтетрейдеров подписать меморандум, обязав снизить цены на А-95 до 2,9 грн./л, А-92 — до 2,75, А-76 (80) — до 2,6, дизтопливо — до 2,5. Кабмин Ю. Тимошенко решил повторить "старую песню о главном": согласно приказу Минэкономики N95, цены в рознице должны снизиться на А-95 — до 2,99 грн., А-92 — до 2,95, А-76 (80) — до 2,85, дизтоплива — 2,75. То есть, АЗС должны снизить нынешние цены разных марок "горючки" на 15—40 коп. Стороны уже обменялись пробными "щелчками". Киевская инспекция по контролю за ценами оштрафовала одну из АЗС компании "ТНК-ВР Украина" за превышение предельных цен (тогда как, по заключению Минюста, названный приказ Минэкономики вступит в силу лишь 25 апреля); после этого компания закрыла свои АЗС (всего их 51) "на время проведения инвентаризации". Конечно, остановка работы полсотни АЗС погоды не делает. Куда серьезнее решение прекратить реализацию горючего с Лисичанского НПЗ во время его ремонта, опять же, для инвентаризации: без горючего могут оказаться свыше 1100 джобберских АЗС — четверть рынка. И лишь после инвентаризации и анализа инициатив КМУ компания "ТНК-ВР" сформирует свою ценовую политику.

Почему же админрегулирование цен, сработавшее в прошлом году, вряд ли повторимо в нынешнем? Уже хотя бы потому, что с тех пор резко вздорожала нефть: если в мае 2004-го украинские НПЗ получали ее по $210/т, то сейчас — по $300, а ведь тогдашние и теперешние фиксированные розничные цены должны отличаться незначительно. По словам исполнительного директора Консалтинговой компании ЮПЭКО Сергея Куюна, чтобы "вписаться" в установленный правительством ценовой коридор, нефтетрейдеры должны отдавать горючее фактически по себестоимости, не имея прибыли.

На вчерашней пресс-конференции руководители НК говорили, что чиновники, отвечающие за политику на рынке топлива, очевидно, дали премьеру неполную информацию о причинах подорожания и необоснованно обвинили нефтепереработчиков в ценовом сговоре. В качестве аргументов роста цен трейдеры назвали подорожание нефти с начала года на 53,8%, увеличение акцизного сбора на 30%, повышение тарифов на железнодорожные перевозки нефти и горючего. Они призвали правительство к конструктивному диалогу: мол, установление экономически необоснованных предельных цен может привести к разбалансированию рынка и дефициту горючего.

По словам министра экономики С. Терехина, нефтетрейдеры перенесли получение прибыли с производства на сбыт, где рентабельность достигает 80%: за счет ее уменьшения можно снизить цены в рознице. Вице-премьер же Н. Томенко вчера заявил, что нынешняя дискуссия покажет, защищает ли правительство "бедных нефтетрейдеров" или народ.

ДОРОГОВИЗНА ИЛИ ДЕФИЦИТ

Центр энергетических исследований, возглавляемый бывшим председателем правления НАК "Нефтегаз Украины" Юрием Бойко, подсчитал, что подорожание нефти в апреле прибавило к цене горючего 500 грн./т, увеличение акциза и железнодорожных тарифов по — 200 грн./т. В этих факторах заложен потенциал для дальнейшего роста оптовых цен еще на 200—300 грн./т. Если же правительство прибегнет к введению полного регулирования оптовых и розничных цен, возникнет риск остановки большинства НПЗ из-за убыточности их работы.

С. Куюн считает, что если КМ введет админрегулирование цен, в мае поставки нефти на НПЗ резко сократятся (зачем работать себе в убыток) и большинство АЗС закроются либо прибегнут к хитрости: будут продавать горючее якобы по фиксированным ценам, но еще 30—50 коп./л брать "за услуги".

Директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин говорит, что если правительство настоит на упомянутом фиксировании цен, почти все АЗС, за исключением подконтрольных государству сетей "Укрнафта" и "Экойл", прекратят работу. Возникнет жесточайший дефицит горючего. Если же переговоры КМ и НК пойдут по конструктивному пути, до конца мая неизбежно подорожание горючего еще на 30—50%, зато дефицита не будет. Импортом же остановить рост дороговизны сегодня нельзя: даже при минимальной прибыли в 10% заграничное топливо будет стоить в рознице 3,5—3,7 грн./л.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
9 апреля 2005 г.
КМ принял постановление N265, которым установил предельную торговую надбавку на горючее, реализуемое через АЗС, в 15% от оптово-отпускной цены либо таможенной стоимости.
14 апреля 2005 г.
Вышел приказ Минэкономики N95, по которому предельная торговая надбавка в рознице ограничена 13%. При этом дизтопливо не может стоить больше 2,75 грн./л, бензин А-76 (80) — 2,85, А-92 — 2,95, А-95 — 2,99.
18 апреля 2005 г.
Нефтекомпания "ТНК-ВР Украина" приостановила продажу горючего на собственных АЗС (всего их 51). Официальная причина — проведение инвентаризации.