1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №89 (2031) за 21.04.2005

ГОСУДАРСТВО БЕРЕТ С НАС ЛИШНИЕ НАЛОГИ

На исходе четвертый месяц года, а в разных ветвях новой исполнительной власти все еще "согласья нет" насчет того, какую величину прожиточного минимума (ПМ) следует брать при начислении подоходного налога с граждан и предоставлении социальных льгот малообеспеченным категориям. Например, таких, как назначение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Минюст считает, что должен действовать новый средний ПМ в 423 грн., Минфин же утверждает, что старый — 382 грн. Подобный плюрализм мнений заметно отражается на кошельках многих украинцев, причем, наименее обеспеченных.

Ситуация с жилищными субсидиями прояснилась после опубликования 31 марта пересчитанного бюджета-2005, в котором заложен уже новый ПМ. Как сообщила для "Сегодня" замначальника Главного управления соцзащиты населения КГГА Ирина Старук, с этого дня за субсидиями могут обращаться все семьи, у которых среднемесячный доход на члена семьи не превышает 211,5 грн. (50% от 423 грн.). До этого на снижение квартплаты могли рассчитывать только семьи с доходом "на нос" менее 191 грн. (50% от 382 грн.). Однако правильность назначения субсидий с января по март вызывает сомнения. Как и применение социальной налоговой льготы, которую бухгалтеры продолжают считать, исходя из старого, более низкого ПМ.

Напомним, данная льгота появилась в начале 2004-го одновременно с единым 13%-ным подоходным налогом. Ее пришлось ввести, поскольку налог с небольших заработков оказывался больше, чем до нововведения. Поэтому решили тем, чья зарплата не превышает ПМ для трудоспособных, умноженной на коэффициент 1,4 и округленной до ближайших 10 грн., дать льготу в виде уменьшения налогооблагаемого дохода на определенную сумму. То есть, если старый ПМ давал право на снижение подоходного только тем гражданам, чей заработок не дотягивал до 570 грн. (409х1,4), то новый должен значительно расширить круг льготников за счет тех, чей доход не превышает 630 грн. (453х1,4).

Но так и не расширил — из-за законодательной коллизии, возникшей потому, что Закон "Об утверждении прожиточного минимума на 2005 г." был опубликован с роковым опозданием в 20 дней. По мнению замминистра финансов Василия Регурецкого, это означает, что социальная налоговая льгота должна начисляться на основе старого ПМ, поскольку в пункте 6.5.1 Закона "О налоге с доходов физлиц" сказано, что налоговая льгота "применяется к доходам, не превышающим суммы ПМ, установленного на 1 января налогового года, и умноженной на 1,4. Посему, считают в Минфине, размер ПМ следует брать из Закона "О бюджете на 2005 г.", то есть, он равен 382, а не 423 грн. Правда, сам г-н Регурецкий признает, что "законы не имеют обратного действия, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица". А здесь как раз имеем такое "смягчение" в виде уменьшения налогов, по крайней мере, для трети работающих граждан, чья зарплата составляет от 570 до 630 грн. Сегодня они переплачивают в казну лишние 17 грн., а многодетные, инвалиды, чернобыльцы и некоторые другие категории социально незащищенных (для них сумма налоговой льготы в 1,5 раза больше) — около 25 грн. в месяц.

Позиция главного казначея — Минфина — понятна, ведь именно ему надо сводить в казне дебет с кредитом. Но пикантность ситуации состоит в том, что невиданно резкое повышение ПМ (на целых 61 грн. вместо предложенных прежним правительством 20 грн.) было инициировано тогдашней парламентской оппозицией, конкретно — Виктором Пинзеником, после победы "помаранчевої революціі" ставшим министром финансов. Сегодня можно лишь гадать, какими мотивами он тогда руководствовался, пробивая свою поправку — чистым популизмом или желанием усложнить жизнь Кабинету Виктора Януковича: мол, посмотрим, как он одолеет рекордную социальную планку.

Теперь же повышенные соцобязательства приходится выполнять самому Пинзенику. А выполнять в условяих резко возросших социальных выплат, видимо, не хочется. Вот и получилось, что с начала года для одних категорий населения (пенсионеры и социально незащищенные) действует средний ПМ в 423 грн., а для налогоплательщиков — в 382 грн. Однако же в Законе "Об утверждении прожиточного минимума на 2005 г." четко сказано, что он вступает в силу с 1 января 2005 г.

Самое интересное: как сообщила на запрос "Сегодня" замминистра юстиции Людмила Горбунова, установление прожиточногоо минимума на соответствующий год не является предметом регулирования закона о бюджете. Кроме того, в случаях, когда норма закона допускает неоднозначное трактование прав и обязанностей налогоплательщика, решение принимается в пользу последнего. Из этого Минюст делает вывод, что размер ПМ на 2005-й и по Закону "О бюджете...", и по Закону "Об утверждении прожиточного минимума" с 1 января должен быть одинаковым", то есть, составлять в среднем 423 грн. Минюст считает, что данный конфликт интересов налоговиков и налогоплатепльщиков перспективен для судебного разбирательства: любой, кто подаст в суд за нарушение своих прав, наверняка его выиграет.

В Государственной налоговой администрации нам подтвердили, что сейчас налоги берут "по-минфиновски". Но в то же время не исключили, что позиция Минюста скоро может возобладать и налогоплательщики получат положенные им социальные льготы.