1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №94 (2036) за 27.04.2005

"МНЕ НРАВИТСЯ МЫСЛЬ РАЗАДАТЬ "КРУТЫЕ" НОМЕРА МАЛОИМУЩИМ"

В первый же день после своего назначения министром внутренних дел Юрий Луценко в ходе первого же выступления перед журналистами чуть ли не с первых фраз заговорил о ГАИ: о замене руководства, о назревших реформах и перезревших проблемах. Как водится, вскоре такое отношение министра обросло еще и слухами — мол, командовать будут непрофессионалы, от подразделений мокрое место останется, то продадут, это обменяют, третье вовсе выбросят... Но прошло немного времени и все встало на свои места. Оказалось, "ломать" будут лишь коррупцию и лишние надстройки, а не механизм дорожной милиции, без которой (пусть полиции) не обходится ни одна страна мира. И к руководству пришли профессионалы: Департамент возглавил прошедший все ступени вплоть до первого зама ДГАИ генерал Сергей Коломиец, "на Киев" вернули из Харькова уже занимавшего должность начальника столичной УГАИ полковника Анатолия Павловского. Вот с ним, как с человеком, у которого "новый-старый" взгляд на многие вещи, которому есть с чем сравнивать, и встретился корреспондент "Сегодня".

"КРЕДИТ НА КВАРТИРУ — ВОТ ЭТО СТИМУЛ!"

— Анатолий Сергеевич, что нового в работе "теперь" по отношению к "тогда"?

— Задачи ГАИ не поменялись — организация дорожного движения, безопасность на дорогах... Так что наша цель — заставить людей поработать именно в этом направлении, не отвлекаясь, как раньше... Посмотрим, как получится.

— А есть кому работать?

— Много людей, действительно, ушли на пенсию. Мы нескольких человек вернули — таких, без которых сейчас тяжело. Новый приказ позволил взять их гражданскими, но на руководящие должности. А вообще людей достаточно — для сегодняшнего дня. Завтра, возможно, их будет мало, потому что растут потоки транспорта и все с этим связанное. Если о цифрах — всего у нас 1,5 тысячи человек, с вольнонаемными. Непосредственно обслуживают дорожное движение 800 человек инспекторского состава. Ежедневно на линии — половина.

— Что, и сегодня на "нижние" должности, скажем, патрульных, есть желающие, в свете борьбы со вязточничестом?

— Я считал и считаю, что основная масса сотрудников ГАИ — честные люди. Вы посмотрите, большинство из них живут в общежитиях. Если бы они столько брали, сколько им приписывают, уже давно бы жили в квартирах... Хотя, не буду отрицать, само явление существует при определенных условиях. Когда сотруднику просто приходится выживать. Мы как-то увольняли одного, у него жена не работает, маленький ребенок. До получки оставалось еще три дня и у парня не было даже на обед. Вот он и взял 5 гривен...

— А сейчас что, зарплаты выросли?

— Пока нет, но уже нас хоть слышат, что так жить нельзя. Есть указание давать максимальные надбавки, премии. Если бы еще что-то двигалось с жильем... Хотя есть механизм, и во многих странах он работает — кредитование сотрудников под должность, под зарплату. И поощрение не приказом о 50 гривнях, а о погашении части долга. Это был бы стимул! Вот дворники когда-то — приходил, ему давалась квартира как бы в кредит, он 10 лет работал и получал ее себе.

"ЭВАКУАТОР — ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ ШТОПОР"

— Рейды, проверки по выявлению "оборотней" проводите?

— Эта работа ведется всегда и, поверьте, на должном уровне. Причем без всякого дополнительного контроля. Все эти "прямые линии", конечно, помогают, но порой и мешают работать. Звонит гражданин: под домом подозрительная машина! Мы выезжаем, а машины и след простыл. Оказалось, "Москвич-"пирожок" приезжал из Черкасской области. В гости. А мы ведь расследование начали... Вообще, участники дорожного движения должны быть в равных условиях. Вот по телефону доверия звонят, подмечая нарушения у наших инспекторов. Хорошо. Но пусть бы был и телефон, по которому водитель или пешеход позвонил и сказал: я за день нарушил столько-то раз, куда подъехать и составить протокол об этом... Интересно было бы, а?

— Ну, вы на нарушителей тоже влияние имеете. Можете даже машину эвакуатором увезти...

— Эвакуаторы... Люди их порой расценивают как какую-то акцию, придуманную гаишниками для зарабатывания денег. На самом деле у нас сейчас эвакуатор — это, образно, штопор для откупоривания заторов. Убрать машину, которая мешает проезду — вот его смысл. А денег с этого мы не имеем. Они вообще не наши. Сейчас в Киеве — 6 эвакуаторов, их закупила не ГАИ, а городская организация " Киевдорсервис". Наше участие — вызов эвакуатора в то место, где он необходим. В день по Киеву увозят в среднем 20 автомобилей — на штрафплощадку, расположенную недалеко от центра города, ибо именно там в основном идет работа. Площадки вполне достаточно одной, так как эти автомобили моментально забираются, это же не после ДТП, когда стоит никому уже не нужный металлолом. Бывает даже так: стоит поперек улицы машина — нет хозяина, подходит милиционер — нет хозяина, подъехал эвакуатор — и хозяин объявился. Начинаются переговоры... Бывают и нешуточные угрозы, но до действий пока не доходило. Наверное, потому, что у нас перевес большой: водитель, грузчики, милиционеры...

Но мы в центре уже начали наводить порядок. Ставим на наиболее проблемных перекрестках по одному-два милиционера. И они в час пик не просто регулируют, а контролируют потоки с каждого направления. Есть наработанные схемы, есть руководители, которые это координируют. То есть максимальное использование человеческого фактора. Все, что можно сделать — делается. Завтра, возможно, этого фактора уже будет мало. Взять альтернативные тротуарам и проезжей части места стоянки. Пока мы в центре не решим этот вопрос, никакие репрессии и регулировки не помогут. И мест нужно много. Вот Бессарабский квартал, сделали паркинг на 400 мест. Обывателю, может, и кажется, что много, но на деле остроту вопроса паркинг не снимает. Дальше, на Леси Украинки, уже делают 4-этажные паркинги при высотных домах, это подход правильный.

"ТАКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО..."

— Обычно сотрудники ГАИ, говоря с журналистами, сетуют на законодательство. Вас оно, нынешнее, устраивает?

— Что-то менять надо безусловно. Штрафы, например, должны быть адекватны нарушению. Мне рассказывали, в Словакии подъехали наши к какому-то куреню перекусить, стали не там, где можно, — штраф 70 долларов! А не наши 17 гривен, которые, скорее всего, нарушитель и не заплатит через суд... Но главное — нам должны дать возможность составлять протокол без водителя. Или хоть оставлять какой-то след без водителя, ну, там, наклейку... Это очень упростит работу и наполнит бюджет.

— А вы сторонник того, чтобы штраф платить на месте, сотруднику ГАИ?

— Я сторонник упрощения всех отношений. Давайте изучим общественное мнение. Чего хочет народ? Готов ли человек, если совершил нарушение и не имеет претензий к указавшему на это, платить на месте, избавив себя от необходимости ходить по сберкассам и судам? Думаю, должна быть альтернатива в этих вопросах. А сколько сейчас теряет бюджет, это же страшно! Когда я работал в Харькове, мы посчитали, что деньги, затраченные нами только на покупку протоколов о нарушениях (бланки, они же не дармовые), и то не окупаются суммами, взысканными судами с нарушителей. Вообще, судебная статистика в этом плане (сколько протоколов рассмотрено, сколько денег взыскано) настолько печальная для страны, что я о ней и говорить не хочу. Но она есть...

— Пьяный за рулем. Что должен, при обнаружении такового, сделать инспектор?

— Это для нас "вечная" проблема. Он должен, например, предложить освидетельствоваться... Если отказывается, надо найти свидетелей и при них составить протокол — мол, отказался. А дальше сложнее. Ведь "права" у этого человека с запахом забрать нельзя, вытащить его из машины — Боже упаси, забрать машину — ни в коем случае... И оставить пьяного за рулем — преступление. Ну, правда, если сильно пьяный, может оказать неповиновение сотруднику милиции, тогда за это можно уже доставить его в отделение. Но вообще, это пока вопрос, на который отвечать сложно. Такое у нас законодательство...

— Ситуация с угонами беспокоит?

— В день 1—2 автомобиля, больше почти не бывает. Большое количество мы вскоре находим, потому что угоняют чаще "Жигули" для каких-то разовых потребностей. Но вот скоро, по нашим прогнозам, может начаться страховочный бум и, соответственно, бум с угонами престижных, дорогих и застрахованных автомобилей. На Западе это происходит давно. Я сейчас дал команду отслеживать, сколько в Киеве "бегает" застрахованных авто. Думаю, эта цифра будет расти и с ней — количество таких угонов. Но пока этого нет. С угонами боремся, и не только мы, но и угрозыск, и УБОП. Есть интересные задержания, раскрыты целые группы. Сейчас приобретаем маленький компьютер, будем прямо на место выезжать, показывать потерпевшим и свидетелям фотографии возможных подозреваемых. Потому что со временем это забывается, а по горячим следам — результативнее.

О "БУДКАХ", НОМЕРАХ И VIP-ПРОЕЗДАХ

— В ГАИ города есть пресловутые "будки" на дорогах, то есть КПП? Если да, то какова их дальнейшая судьба?

— Да, у нас их 9, все реально работают. Вопрос об их дальнейшей судьбе пока рассматривается. Нужны ли они? Знаете, наверное, человек, въезжая в мегаполис вроде Киева, всегда хочет где-то остановиться, о чем-то спросить... Другое дело, что эти КПП не должны стоять так одиноко, наверное, вокруг них должна быть соответствующая инфраструктура. Я не имею в виду, конечно, глупости, вроде публичных домов для дальнобойщиков. Но место отдыха, информирования водителей и пассажиров — почему бы и нет. Кто ездил далеко и в одиночку, да еще ночью, тот понимает, как ждешь такого КПП, чтобы перевести дух.

— А в "закрытии" города при разных "Перехватах" они помогают?

— Сейчас сказать, что КПП могут закрыть город, нельзя. Из Киева — сотни выездов. Хотя... Люди, совершившие правонарушения и позже настигнутые, рассказывали не раз, что, мол, по той дороге не поехали, ибо там ваше КПП... Но, конечно, попадаются и на КПП, особенно те, кто города не знает, "гастролеры". Был как-то случай, когда наряд на КПП выявил в машине 100000 долларов. И оформил их, как полагается. Это к слову о честном несении службы...

— Пару слов о номерных знаках. Есть уже команды какие-то конкретные серии или номера снимать, отбирать?

— Таких команд нет. Мне лично понравилась мысль руководства раздать так называемые "крутые" номера малоимущим. Вот уже сюрприз преподнесут тем, кто боролся и платил за "крутость", дальше некуда... А если серьезно, то замена номерных знаков ведь повлечет за собой и материальные затраты, об этом надо помнить. Грубо прикинуть, если только номера поменять, то со всеми технологическими операциями обойдется гривен в 250—300. А если еще техосмотр, транспортный сбор — то и все 500—600 гривен. Тем более, что платят люди обычно, когда "прижмет". Вот честно, хотел бы я видеть хоть одного человека, который ежегодно платит транспортный сбор, а не раз в два года, когда нужно пройти техосмотр? (Присутствующие скромно опустили глаза вниз, в том числе и журналист. — Авт.).

— А что по автострахованию гражданской ответственности? Штрафуете или профилактируете?

— Профилактируем, убеждаем, но пока не штрафуем. Мы же представляем, что будет, если реально наказать человека, умеющего за себя постоять. Суды-пересуды, нервы, потоки жалоб в адрес ГАИ... Да еще окажется, что ему и нагрубили инспекторы... В России закон приняли раньше, но и до настоящего времени еще далеко не все ладно с ОСАГО. Но я — сторонник страховок. У милиции однозначно работы станет меньше, ибо процентов 80—90 жалоб — это имущественные споры. И есть перспектива, что милиция вообще на эти так называемые "стуканчики" (когда без жертв слегка ударяются машины) выезжать не будет. А в Киеве сейчас до 100 "стуканчиков" в день, надо выехать, нарисовать схему, оказать помощь, вникнуть в конфликт... А так будут разбираться страховщики — как во всем мире.

— Что поменялось при новой власти в смысле проезда охраняемых персон? Перекрытий улиц стало меньше?

— Приказы остались те же. Там нечего менять, охраняемое лицо при любой власти — охраняемое. Другое дело, что "тогда" были еще интерпретации этих приказов, сейчас этого нет. Меньше задействовано людей, нет той нервозности, что раньше, потому что делаем лишь то, что положено.