1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №95 (2037) за 28.04.2005

ДОКТОР ВОЗВРАЩАЕТ СЛУХ, ИЗЛЕЧИВАЯ ДУШУ

Пролежав с дочкой полтора месяца в больнице, где девочку лечили от тяжелого бронхита, Татьяна поняла — Аленка ничего не слышит.

— До шести месяцев дочка была здоровой, веселой, агукала, — рассказала мама Таня. — В полгода она тяжело заболела. Нас положили в райбольницу. Там крошке делали 12 уколов в день. Оно, может, и надо было, но девочка ослабла совсем, даже головку не поднимала. Дома я не сразу заметила, что Аленка не поворачивает голову на звуки, думала, это от слабости, и просто выхаживала ее, откармливала. А к году поняла: девочка не слышит, поэтому и не говорит.

Специалисты лишь руками развели: 4-я степень глухоты, ничего сделать нельзя. К бабке-знахарке подались. Та дала воды и велела делать компрессы на ушки. Не помогло. Отдали малышку в спецсадик для слабослышащих детей. Там Аленкой занялись сурдологи, и к трем годам она научилась говорить слова "мама", "папа", остальное показывает пальчиком.

Что может ждать малышку при таком развитии? Только специнтернат и пожизненная инвалидность. Ни профессии хорошей при таком диагнозе не получить, ни работы. Мама впала бы в отчаяние, если бы не крестный отец девочки. Он узнал, что таким детям помогает операция по вживлению трансплантата. Эта мысль засела в голове. Значит, есть спасение! Но операция стоит 20 тысяч евро. А Таня осталась с двумя детьми одна. Вот и пришел крестный Аленки в редакцию, как в последнюю инстанцию.

ИМЕЮЩИЙ УШИ ДОЛЖЕН СЛЫШАТЬ

Услышав от нас историю Аленки, профессор Вагиф Рахманов из Украинского психотерапевтического реабилитационного центра Днепропетровска при областной психоневрологической клинике, который 27 лет лечит нарушения слуха разной степени у детей без операций и лекарств, сказал, что операция — не единственный метод спасения. Ведь если у родителей нет средств на операцию, то ребенок может навсегда остаться инвалидом.

Метод же Вагифа Мамедовича не так скор, он требует большого желания родителей помочь своему малышу и, порой, полной их самоотдачи. Приехав в Киев, доктор зашел в редакцию рассказать, каким же волшебным образом врач-психотерапевт, психиатр возвращает слух слабослышащим детям.

— Часто родители, узнав, что их ребенок не слышит, отчаиваются, замыкаются в себе, стараются скрыть от всех недуг, даже подумывают о самоубийстве, — рассказывает он. — Других начинают раздражать здоровые дети, а нервозность передается их малышу. В таких случаях часто распадаются семьи. Поэтому лечить нужно и родителей тоже. Например, Рому первый раз привезли ко мне, когда ему было 6 лет.

Мальчик родился очень слабеньким, и чтобы спасти новорожденного, врачи кололи антибиотики. Малыш выкарабкался, но родители обратили внимание, что он не слышит погремушку. Начались долгие хождения по специалистам, те прописывали витамины и ставили диагноз — "глухота". Правда, подобрали слуховой аппарат для правого уха, оно чуть-чуть воспринимало звуки. Левое не слышало вовсе. Мальчонка, кроме слов "мама", "папа", "дай", ничего произносил. Занятия с логопедом были почти неэффективны. Родители Ромы были шокированы сообщением, что болезнь неизлечима. Рома нервничал оттого, что его не понимают, плакал от бессилия.

— Так больно было слышать это беспомощное мычание, — признается мама Ромы Валентина. — Но я не сдавалась, ни на секунду не расслаблялась. Показывала, как работают бытовые приборы. На пальцах объясняла, что горячий утюг — это боль, и его трогать нельзя. Но речь его почти не улучшилась. Ведь Рома произносит звуки так, как он их слышал, а слышал он плохо.

Родители испробовали все возможные способы лечения сына, искали любую информацию о воспитании слабослышащих детей. И вот на глаза папе попалась статья о не совсем обычном лечении нарушения слуха: гипнозом, иглоукалыванием и всякими психотерапевтическими штучками. Верилось с трудом, но решили попробовать. А вдруг...

— На первой встрече с доктором Рахмановым мы беседовали обо всем, — рассказала Валентина. — Удивило, что доктор расспрашивает и о нашем самочувствии, об обстановке в семье. С первых сеансов он вселял уверенность. Он не говорил об этом прямо, но мы чувствовали это каждой клеточкой. И случилось чудо: до лечения сын слышал только на расстоянии 20 сантиметров, а после — с 2-х метров. Дальше улучшение пошло как по маслу. Если врачи пророчили ему учебу в специнтернате, то сейчас Рома учится в обычной школе. Свободно говорит по-английски и по-немецки. Все учителя удивляются, когда узнают, что 14-летний мальчик до школы почти ничего не слышал.

На первом этапе лечения, который длился 30 дней, Роме ставили иголки, делали массаж. Как сказал профессор Рахманов, сначала нужно излечить от нервозности — вылечить душу. Нужно, чтобы ребенок расслабился. Все процедуры проводились в присутствии родителей и перемежались беседами. Доктор рассказывал родителям, как себя вести с ребенком, что делать. Например, если тот чего-то хочет, он должен попросить сам, а не мычать и не тыкать пальцем. Мамы понимают малышей с полувзгляда. А если не заставлять их говорить, они никогда не научатся этому. Рома плакал, а мама, сжав сердце, говорила: "Скажи!" и таки добилась, чтобы он начал произносить слова.

После этого этапа идет перерыв в 3 месяца. За это время ребенок адаптируется к звукам. Ведь иногда просто беда: человек начинает слышать звуки, которых раньше не слышал, и это его раздражает.

Второй этап — "отключение зрения". У животных, обитающих под землей или ведущих ночной образ жизни, слух очень острый. Вот Рахманов изобрел специальные очки, в которых пациенты ничего не видят. Тогда организм включает другие органы восприятия, в частности слух. Сначала очки надевают на 10 минут, потом на 20... В них дети ходят даже по улице и, услышав незнакомые звуки, спрашивают, что это звучит. Родители с радостью объясняют детишкам, поезд ли проехал или птичка запела.

В это же время доктор проводит психотерапевтические сеансы гипноза. Подходит к каждому, касается серебряным шариком ко лбу, и дети засыпают. Потом он включает ритмичную музыку, а дети, находясь во сне, танцуют. Потом рассказывают, какую мелодию слышали, какие движения выполняли. Многие мамы и бабушки плачут, ведь до этого их девочки и мальчики и мечтать не могли о танцах. А после лечения у доктора Рахманова многие даже заканчивают музыкальную школу.

Третий этап заключается в социальной адаптации. Приобретя слух, ребенок все равно еще боится общаться с чужими людьми, брать трубку телефона.

— У меня есть такой прием, — говорит доктор. — В комнате больного звонит телефон, я подглядываю через приоткрытую дверь. Девочка подходит к аппарату, протягивает руку, но не поднимает трубку. И так несколько раз. Она не уверена, что не услышит звонящего. Я потом объясняю, что не надо бояться, ты ведь слышишь. Некоторые стесняются ходить на свидание вечером, потому что не видят губ, по которым они читают слова. Я говорю каждому: "Ты здоров. Ты слышишь. Теперь все можешь. Не бойся".

ЧУДО СЛУЧАЕТСЯ, ЕСЛИ ЕГО ВЫКОВАТЬ ТРУДОМ

Вот так лечили и Эльвиру, которой доктор Рахманов очень гордится.

— В четыре года мы заметили, что Эля стала невнимательной, не всегда откликалась, — рассказала ее мама Людмила. — Сначала педиатр утверждала, что это такой возраст, возможно, девочка вредничает. Но потом я заметила, что оглядывается она только тогда, когда за плечо тронешь. Заподозрили, что не в порядке слух. Специалисты поставили диагноз: "одно ухо — глухота третьей степени, а второе — четвертой". Сказали сразу: "Все, мамочка. Готовьте девочку в спецшколу". А я сама учительница, знаю, что это такое. Поэтому не смирилась. С ней занимался логопед. Звук "р" Эле не давался, приходилось применять всяческие подручные средства. В итоге мы рискнули отдать ее в массовую школу. А потом встретили профессора Рахманова.

Его приемы сначала шокировали: в полутемной комнате звучит музыка, дети засыпают и в гипнотическом сне начинают выполнять танцевальные движения. Но когда дочка рассказывала, что она слышала музыку, Людмила начинала проникаться доверием к доктору. Когда Эле надели очки, она, услышав чириканье птички, вдруг спросила маму: "Кто это поет?", та ответила: "Птичка". Представляете, девочка в десять лет впервые услышала пение птиц! Сегодня Эля закончила школу, институт, стала инженером-программистом, работает, свободно общается по телефону.

Что самое интересное, отметил профессор Рахманов, у детей после лечения открываются творческие способности. Эля, например, стала вязать, хотя до этого даже не знала, как это делается. Многие после лечения начинают заниматься музыкой или танцами. Один из пациентов доктора Рахманова стал психотерапевтом, как его спаситель. Обретая слух, дети получают возможность жить полноценной жизнью, но это достигается лишь тяжелым каждодневным трудом и доктора, и родителей, и ребенка.


Доктор меднаук, профессор Вагиф Рахманов
У меня лечился 781 больной с недостатками слуха в возрасте 5—15 лет. И 82 пациентам, то есть 10,5%, ранее специалисты бездушно установили диагноз "психическая неполноценность". Но после лечения у 70 из них этот диагноз был снят.


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ
Мама Аленки уверена, что ее девочке может помочь только операция, поэтому она решила собрать на нее средства. Если вы хотите помочь девочке, можете перечислить деньги на счет в Сбербанке Украины:
Васильковское отделение Сбербанка N3031
МФО 320263
Код 02760867
Для зачисления на вклад
р/с 290949009
Для выплаты переводов
р/с 29099024
Вовченко Татьяна Ивановна