1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №97 (2039) за 30.04.2005

ЗАВТРА ПОЦЕЛУЙТЕСЬ С ВРАГАМИ

Завтра — Новый Год. Церковный. И День Победы — Христа над смертью. Пасха — главнейший православный Праздник, потому что когда-то в Иерусалиме произошло самое главное, ради чего Христос пришел на землю — воскрешение, искупление наших грехов и одаривание нас Вечной Жизнью.

"ВКЛЮЧИТЕ" ВЕЖЛИВОСТЬ — ЗА ВАМИ СЛЕДЯТ!

Отмечают Пасху всю неделю — это значит, что все семь дней можно баловать переживший Великий пост организм разными жирностями и сладостями. Даже в традиционно постные среду и пятницу. Церковь празднует пасхальную неделю как один день, поскольку, по преданию, солнце не заходило 7 дней, радуясь воскрешению Христа.

В народе говорили, что в Пасху на стол нужно поставить столько блюд, сколько дней длился пост. Это значит, что нам следует изощриться и приготовить 48 яств. При теперешних финансовых возможностях многих украинцев такие традиции наверняка останутся в прошлом. Главное — освященные пасха и крашенки. В это время стол должен оставаться накрытым неделю и всегда готовым к встрече гостей. Самим тоже принято ходить в гости к родственникам, особенно к старшим.

40 дней после Пасхи — до праздника Вознесения — называются Пасхальным временем, когда даже вместо "Алло!" по телефону можно говорить "Христос воскрес!". Мы наверняка будем стесняться так делать на работе, а вот дома вполне можно попробовать. Очень любимый верующими Преподобный Серафим Саровский вообще всегда, независимо от дня года, встречал пришедших к нему паломников словами "Христос воскресе, радость моя!" Он радовался Пасхе — победе Христа над смертью — ежедневно.

С первого дня Пасхи и до Вознесения по земле "с проверкой" путешествуют Христос и Его апостолы. Они наблюдают, как кто живет, испытывают нас на милосердие, тестируют нашу доброту и человеколюбие. Так что — не подкачайте! Запаситесь философским отношением к капризам судьбы и окружающих, не называйте всеми известными эпитетами наступившего вам на ногу пассажира и подайте милостыню, даже если "эта бабка явно не настоящая нищенка". В Пасхальное время принято троекратно целоваться и обмениваться крашенками не только с родными людьми, но и с врагами. Сделайте это хотя бы завтра в сам Праздник праздников.

ХРИСТОС НЕ ВЫВЕЛ ИЗ АДА ПЕТРА ПЕРВОГО

Широко растиражированы народные ритуалы, связанные с Пасхой — к примеру, если освященной крашенкой погладить буренку, та будет здорова, счастлива и плодовита, а если зарыть яйцо в могилу, оно успокоит душу почившего. Но, оказывается, есть еще и "сказания" о Пасхе.

К примеру, в "Энциклопедии коми" приведена легенда, распространенная у коми-зырян. Они верили, что после воскрешения Иисус спустился в ад, где томились души всех умерших, и вывел оттуда и грешников, и праведников. Хозяин ада распереживался, как же он будет жить без людей. Христос успокоил, что ад скоро наполнится душами курящих. Но душу одного человека Иисус вывести отказался. Петра Первого. Христос сказал царю: "Ты на земле очень хитрый был, своей хитростью сам отсюда выйдешь". И действительно, оказавшись в опустевшем аду, Петр Первый придумал аршином измерять его площадь, делая пометки мелом. Заинтересовавшемуся его занятием молодому помощнику владыки ада, бесу, царь сообщил, что теперь в преисподней стало много места, и он решил строить церковь. Узнав об этом, владыка ада приказал срочно "депортировать" Петра в рай. Говорят, коми недолюбливали царя именно за его пристрастие к табачку. Ведь он не обращал внимания на порицание церковью курения и легализовал торговлю ароматной травкой.


РОДОСЛОВНАЯ ПРАЗДНИКА
Первую Пасху праздновали древние иудеи за полторы тысячи лет до Рождества Христова в память об исходе евреев из Египта. Тайная вечеря проходила именно в праздник иудейской пасхи. Апостолы стали отмечать ее как воспоминание о смерти Христа. Сначала было две пасхи. Первая — в пятницу в память о Христовой смерти, а вторая — в воскресенье в память о его воскрешении. В 4 веке н.э. Пасха стала восприниматься только как праздник Воскресения. Он стал называться "Праздником праздников", "Царем дней", "Великим днем". Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключенным, богатые отпускали рабов; бедные получали помощь от властей.