1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №97 (2039) за 30.04.2005

ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ СТАЛИНА

Фото и короткая заметка без особых подробностей о том, что тов. Сталин побывал в гостях у черноморцев на крейсере "Молотов", появилась в газете "Правда" 9 сентября 1947 г. Скудная информация была опубликована лишь спустя три недели после маленького приключения вождя большой страны. Факты из жизни Иосифа Виссарионовича подавались народу дозировано и тщательно отфильтрованными.

Ну а непосредственные свидетели сталинского похода, в силу различных обстоятельств, не спешили широко распространяться о том, что видели и знают. Теперь их в живых осталось немного. Крымчанин Петр Егорович Гармаш один из тех, кто весь день 19 августа 1947 г. провел на корабле с "великим и ужасным" лидером СССР.

ОСОБАЯ МИССИЯ "МОЛОТОВА"

Летом 47-го Иосиф Виссарионович отправился в путешествие — достаточно авантюрное для своего возраста и положения. По дороге в отпуск на юг он своими глазами хотел увидеть, как восстанавливается страна после войны с фашистами. В сопровождении охранной команды генерала Власика 68-летний вождь вечером 16 августа выехал из Москвы на черном автомобиле "Паккард". До Курска кортеж сделал три остановки — запланированные в городке Щекино Тульской области, потом в Орле, и между ними вынужденную на отрезке трассы Тула — Орел. У сталинского "паккарда" перегрелись покрышки — пришлось менять. После этой накладки Сталин пересел в советский лимузин ЗИС-110 и уже не менял машину до конца автопробега. В Курске "кремлевский отпускник" отдохнул и поужинал на квартире одного из местных сотрудников госбезопасности, после чего без приключений доехал до Харькова. Там Иосиф Виссарионович пересел в поезд и продолжил путешествие по железной дороге. Последняя пересадка на пути к морю была в Симферополе. 18 августа уже в сумерках его на машине привезли в Ливадию. Сталин предпочел остановиться в бывшей резиденции российских императоров, возможно, из-за приятных впечатлений, связанных с Ялтинской конференцией 1945 года. Именно в Ливадийском дворце проходили все пленарные заседания и встречи Большой тройки: Сталина, Рузвельта и Черчилля. Правда, тогда дворец был предоставлен в распоряжение американцев, а советской делегации с ее лидером определили Юсуповский дворец в Кореизе. Два с половиной года спустя после тех исторических событий товарищ Сталин в Крыму надолго не задержался — провел всего одну ночь.

— Рано утром 19 августа, только начинало светать, мы бросили якорь на траверзе Ливадии, — вспоминает Петр Гармаш, в то время 23-летний старшина I статьи. — До этого наш крейсер неожиданно отозвали с флотских учений и он вернулся в Севастопольскую бухту. Два дня экипаж драил и без того блиставший корабль, были пополнены запасы топлива, воды и боеприпасов. А на камбузе появились продукты, которых прежде никогда не получали. Но к чему все эти приготовления — даже для офицеров оставалось загадкой. Большинство наших предположений сходилось на том, что "Молотов" пойдет с ответным визитом к англичанам на одну из баз в Гибралтар или на Мальту. У нас же накануне побывал их крейсер "Ливерпуль" с двумя эсминцами. Версию "загранки" подтверждал и тот факт, что наш экипаж "прошерстили" — около 60 матросов и старшин временно были списаны на берег. Хотя все ребята прошли суровую проверку на войне. Естественно, обижались, некоторые даже рапорты писали. Наконец, вечером 18-го в сопровождении эсминцев "Лихой" и "Огневой" вышли из бухты.

На борту "Молотова" (командир капитан II ранга Петров) находилось все флотское руководство: главком ВМС СССР адмирал Юмашев, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский и член Военного совета ЧФ контр-адмирал Бондаренко. И только в открытом море экипажу "Молотова" по корабельной трансляции объявили, что им выпала высокая честь принять у себя товарища Сталина! Новость для моряков была поистине ошеломляющей.

ДЕГУСТАТОР КОСЫГИН И СТАЛИНСКИЙ ЗАПАС

— Где мы ходили всю ночь, я даже не знаю, потому что после отбоя ушел спать, — рассказывает Петр Егорович. — А утром все началось. К ливадийскому берегу ушел катер с адмиралами и в 6.00 уже вернулся обратно. Вахтенные и командир крейсера встречали гостей у трапа, мы — у кого была возможность, со своих мест в каком-то торжественном волнении наблюдали за происходящим. Сталин был в сером плаще. Он осторожно поднимался по трапу, за ним зампред Совета Министров СССР Косыгин с женой — рыжая такая особа, на палубе она потом не появлялась. За ними — начальник сталинской охраны генерал-лейтенант Власик, секретарь Поскребышев и собственно, охрана. Это были рослые парни в армейской форме. Все обратили внимание на их необычные автоматы — компактные такие, вроде бы венгерские — но точно не ППШ и не ППД. А еще к нам пожаловали флотские контрразведчики — офицеры СМЕРШа.

По уставу ВМФ для встречи главы советского правительства всему личному составу корабля полагалось выстроиться на приветствие. Но Сталин попросил обойтись без церемоний, поскольку он в отпуске и отправляется на отдых в Сочи. Его провели в каюту флагмана — в носовой части крейсера, и "Молотов" взял курс к берегам Кавказа. По словам Гармаша, генералиссимус, немного отдохнув, появился на полубаке, потом спустился по трапу на самолетную площадку возле передней трубы и там расположился в мягком кресле — кто-то из старшин подсуетился. Сталин выбил из трубки пепел, раскрошил две папиросы и набил ее табаком. Закурил, стал наблюдать за морем и моряками. Ну, а те, после утреннего оцепенения отошли, осмелели и старались оказаться поближе, чтобы поглазеть на вождя. Он был немногословен, заметил лишь: "Хороший корабль, вот такие и надо нам строить". А возвращаясь в каюту для разговора с адмиралами, Сталин обратился к Косыгину: "Пройдите по кораблю, посмотрите, как живут моряки". И тот не без интереса стал исследовать крейсер — побывал в машинном отделении, в артиллерийской башне, и на камбуз заглянул.

— У нас в тот день борщ готовили, это я хорошо запомнил, потому что его Косыгин пробовал, — вспоминает ветеран. — Он зачерпнул ложкой, распробовал и после паузы, как знаток определил: "Вкусный борщ, но не достает тут кореньев". Еще в тот день у меня было яркое "гастрономическое впечатление". Мой знакомый интендант, тоже старшина I статьи, предложил посмотреть — что Сталину привезли. Ну, мы были молодые, дерзкие... Спустились в "холодильник" — там 115 бутылок вина из Массандры. Соблазн велик — решили попробовать, но поскольку толком в винах не разбирались, то выбирали по этикеткам. Как сейчас помню, открыли одну бутылку, потом другую — по чуть-чуть. Мне запомнилось почему-то "Ай-Даниль", и еще было "Пино-Гри".

ПАПАРАЦЦИ ВЛАСИК И ФОТО С ВОЖДЕМ

После обеда по кораблю прозвучала команда: "Свободному от вахты личному составу собраться на юте". Товарищ Сталин откликнулся на просьбу адмирала Юмашева сфотографироваться с личным составом крейсера. Как свидетельствует Петр Гармаш, день выдался солнечным и безветренным. Появление генералиссимуса среди экипажа было встречено аплодисментами, аплодировал и он морякам. Сталин был в фуражке с околышем, на сером френче, застегнутом на пять пуговиц, — золотые погоны и Звезда Героя. Когда крейсер сбавил ход, моряки стали собираться вокруг него. Для вождя и адмиралов принесли скамеечку. Расстановкой руководил генерал Власик, он же и фотографировал.

— Я оказался рядом со Сталиным, — рассказывает Петр Егорович, — слева и чуть сзади, буквально в полуметре. И когда волнение прошло, уже бесцеремонно его рассматривал. Он воспринимался, как самый обыкновенный человек — пожилой, невысокого роста, усатый, с приятной улыбкой на добродушном лице. Не зная, кто это, вряд ли можно было бы угадать в нем тирана, на совести которого миллионы искалеченных человеческих судеб. В какой-то момент он снял фуражку правой рукой, и я заметил на его макушке большую лысину. Это открытие меня очень удивило, потому что на портретах мы привыкли видеть вождя с седоватой шевелюрой.

Власик для верности отщелкал несколько кадров. Иосиф Виссарионович подозвал кого-то из охраны и сказал: "Власик так старался, а его никто не снял. Вот вы сфотографируйте его вместе с нами". Генерал объяснил своему сотруднику, где затвор камеры и тот тоже сделал несколько снимков. Фотографии у Власика получились удачные, и впоследствии они появились на первых полосах центральных газет СССР.

Около восьми часов вечера крейсер "Молотов" подошел к Сочи и застопорил ход.

— Когда сыграли аврал и все разбежались по расписанию, я остался на артиллерийской площадке кормовой зенитной батареи, как раз напротив трапа, — Петр Егорович для наглядности показывает старый пожелтевший снимок корабля, — и наблюдал как с берега подходил катер. Катер причалил у трапа и какой-то человек в элегантном коричневом костюме стал подниматься вверх. Я узнал в нем министра иностранных дел Вячеслава Молотова. Он начал было подниматься на корабль, но и Сталин уже занес ногу на трап. Потом мне ребята из команды, подававшей трап, рассказывали, что, поздоровавшись, Молотов сказал: "Иосиф Виссарионович, а я хотел побывать на своем корабле". А тот ему: "Успеете, успеете еще".

Сталин сразу же прошел в салон катера, а Молотов оставался на корме, и уже на ходу прощаясь с моряками, выстроившимися вдоль борта, махал им шляпой. На своем крейсере ему так и не довелось побывать.

А историческое пребывание вождя на корабле черноморцев, хотя поначалу и носило засекреченный характер, впоследствии нашло свое отражение в творчестве советских деятелей искусства. Среди наиболее известных работ — роман Аркадия Первенцева "Матросы", картина Петра Мальцева "Крейсер "Молотов" и полотно Виктора Пузырькова "И. В. Сталин на крейсере "Молотов". Это был последний морской круиз генералиссимуса. Перед смертью он еще побывал у моря, но на корабли уже не поднимался.


ДОСЬЕ
Петр ГАРМАШ родился 14 октября 1924 года в селе Гармашевке Луганской области.
Ветеран Великой Отечественной войны. Участвовал в обороне Севастополя 1941—42 гг. На крейсере "Молотов" эскадры Черноморского флота ВМС СССР служил с 1942 до 1957 гг. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью Ушакова, двумя медалями "За боевые заслуги", медалью "За оборону Севастополя" и др. Окончил Московский полиграфический институт. С 1957 г. живет в Симферополе. До выхода на пенсию работал в Крымиздате ("Таврия"), был главным редактором издательства (1963—1984).


ЧТО ЗА КОРАБЛЬ?
Крейсер "Молотов" был построен в 1939 году (водоизмещение — 7 756 т; длина — 191,4 м, ширина — 17,7 м, осадка — 7,2 м; скорость хода — 36 узлов; экипаж — 863 чел.). Накануне войны входил в отряд легких сил эскадры ЧФ. С 22 июня по 1 ноября 41-го находился в Севастополе, потом перешел в Поти, оттуда — на базу в Туапсе. Привлекался к артиллерийской поддержке войск, участвовал в транспортировках бойцов, вооружения и боеприпасов. Ночью 3 августа 1942 г. торпедирован немцами у крымских берегов. Вернулся в строй в конце 1943 г., но в боевых действиях уже не участвовал. После модернизации стал флагманским кораблем 50-й дивизии крейсеров ЧФ. 3 августа 1957 г. его переименовали в "Славу". Из состава ВМФ крейсер исключили 4 апреля 1972 г. и затем разрезали в Инкермане.