1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (2046) за 12.05.2005

АВТОМОБИЛЕЙ, ОБЕЩАННЫХ КО ДНЮ ПОБЕДЫ, ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ НЕ ПОЛУЧИЛИ

За громом салютов и щедро накрытых в честь ветеранов праздничных столов осталось в тени невыполненное обещание правительства обеспечить к 60-летию Победы всех инвалидов-фронтовиков бесплатными легковыми автомобилями производства Запорожского автозавода (ЗАЗ). Напомним: это от имени государства гарантировал тогдашний премьер Виктор Янукович, но ведь и новое правительство заявляло, что выполнит все социальные обещания прежней власти. Увы, к празднику инвалиды ВОВ машины не получили, да и до конца года, видимо, получат немногие.

За две недели до Дня Победы вице-премьер Николай Томенко заявил, что правительство планировало к 9 мая ускорить выполнение (а не завершить! — Авт.) программы по обеспечению инвалидов войны автомобилями, но препятствием этому стало решение ЗАЗа повысить цены на спецмодели для ветеранов на 26—28%. "Я уважаю руководителей заводов, но думаю, что на ветеранах зарабатывать грех", — сказал он.

В свою очередь, ЗАО "ЗАЗ" дало достаточно резкую отповедь, заявив, что "такие необоснованные и голословные заявления из уст вице-премьера — это уже не просто популизм, а прямая обида в адрес работников ЗАЗа". По словам руководства завода, цены выросли только на 5,88% — за счет увеличения себестоимости, расходов на закупку материалов для производства и налоговой нагрузки. Остальное — 20% НДС, который появился в стоимости авто после решения отменить все преференции заводу. Но 20%, закладываемые теперь в стоимость автомобилей, через выплату НДС возвращаются государству.

Н. Томенко утверждает, что правительство выполнит все обязательства перед инвалидами-фронтовиками в течение года. Давайте подсчитаем. В свое время с трибуны Верховной Рады была озвучена цифра: в Украине проживает более 200 тыс. инвалидов войны, самому младшему из которых — 77 лет. На очереди для получения машин стоит примерно каждый третий, но и в этом случае нужно около 70 тысяч машин. Если учесть, что, по информации пресс-службы ЗАО "ЗАЗ", предприятие выпускает около 2500 "Таврий" и "Славут" в месяц, то, начиная с октября минувшего года, когда родилась идея обеспечить до 9 мая с. г. всех инвалидов-фронтовиков машинами за счет государства, рабочие ЗАЗа физически не могли изготовить больше 17—18 тыс. таких малолитражек. Даже если бы все они пошли инвалидам ВОВ ко Дню Победы, а это далеко не так, ибо практически все машины были проданы, получить в подарок от государства "Таврию" в лучшем случае мог бы менее чем каждый десятый из 200 тыс. потенциальных кандидатов. Впрочем, заметим: ручным управлением оборудованы немногие машины.

"Завод за свои собственные средства произвел около 1000 автомобилей для ветеранов войны, с надеждой на то, что соглашение все же будет подписано, и автозаводчане получат плату за свой труд, — говорится в сообщении пресс-службы ЗАЗ. — Но Минсоцполитики не только не уплатило заводу за автомобили, но и даже не подписало договор".

Поэтому даже если до конца года ЗАЗ выдаст еще 20 тыс. "народных автомобилей", притом каждый оборудует под нужды инвалидов, все равно на всех будет мало. Но это не все, считаем далее. В новом варианте бюджета на 2005 г. на обеспечение инвалидов ВОВ спецавтотранспортом предусмотрено 243,3 млн грн. При этом за одну такую машину завод просит от 19,796 до 20,565 тыс. грн., в зависимости от модификации. Выходит, заложенных в казне средств хватит на то, чтобы по указанной цене осчастливить собственными "колесами" примерно 12 тысяч заслуженных граждан. Очевидно, что Кабмин это не устраивает. Но даже по прошлогодней цене в 15581 грн. за самую дешевую "Таврию" с ручным управлением на бюджетные деньги можно купить лишь 15615 таких машин. А только тем инвалидам ВОВ, кто стоит в очереди, нужно в четыре с лишним раза больше автомобилей... Вопросы есть?


КАКИЕ МАШИНЫ ДЛЯ НИХ ВЫПУСКАЮТ
Для инвалидов выпускаются три модификации ЗАЗ. Автомобиль ЗАЗ-110270 предназначен тем, у кого повреждена одна нога, но обе руки здоровы. Он оборудован ручными приводами "газа" и тормоза. ЗАЗ-110280 предназначен для инвалидов, у которых ампутированы или повреждены обе ноги, а руки, опять же, здоровы. Он отличается наличием не только ручного привода "газа" и тормоза, но и электровакуумного привода сцепления. И, наконец, ЗАЗ-110290 выпускается для инвалидов, имеющих одну ногу и одну руку, поэтому он оборудован спецпедалями "газа" и тормоза, электровакуумным приводом сцепления, рычагом стояночного тормоза под правую или левую руку, специальным ножным переключателем передач, знаком ограничения скорости на переднем и заднем стеклах.
Сейчас ЗАЗ-110270 стоит 19796 грн., ЗАЗ-110280 — 20565 грн. (в 2004 г. — соответственно 15581 и16186 грн.). О цене ЗАЗ-110290 завод не сообщает.