1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №105 (2047) за 13.05.2005

100 ДНЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА: ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ?

Послезавтра исполняется 100 дней деятельности правительства Юлии Тимошенко. Пора подводить первые итоги. Собственно, правительство их уже поводит само - отчитываясь о грандиозных успехах. Хорошо дела идут, если верить министрам, практически по всем направлениям - борьба с бедностью, обуздание цен, борьба с коррупцией, обуздание олигархов... Правда, оппоненты правительства говорят о том, что повышенные социальные выплаты делаются за счет ужесточения налогового гнета на бизнес (в том числе на малый и средний), а борьба с корупцией преимущественно касается только политических оппонентов властей. Все эти обвинения правительство, впрочем, отметает и не хочет менять выбранный курс. И в этом есть своя логика. Властям необходимо выигрывать выборы в Верховную раду в марте 2006 года. А для этого необходимо дать народу почувствовать, что жизнь его заметно улучшилась и, таким образом, свою главную задачу правительство выполнило. Потому интересами бизнеса можно пожертвовать - его в конце концов не жалко. Однако, весь вопрос в том, как скоро проблемы для бизнеса станут проблемами для всей экономики и их почувствует народ? Вероятно, правительство рассчитывает, что народ их почувствует уже после выборов. А до выборов главное продолжать в том же направлении - повышать соцвыплаты, удерживать цены, давить олигархов и показывать всем свою неподкупность. И как это у наших министров получается?

БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ И ЦЕНАМИ

Провозгласив своим приоритетом борьбу с бедностью, правительство прежде всего повысило минимальные пенсии, уравняв их с прожиточным минимумом для нетрудоспособных гражан. Старики стали получать минимум 332 грн. и вздохнули с облегчением. Надолго ли? Инфляция, с начала года достигшая 5,1%, уже "съела" 16 грн. из 48 грн. прибавки, и если так пойдет дальше, к концу года пенсионеры останутся при своих интересах. Уже сейчас они на повышенные пенсии могут купить меньше мяса, молока и рыбы, чем на "довыборные" пенсии (см. таблицу). То же самое можно сказать о бюджетниках, для которых важно поэтапное увеличение минимальной зарплаты с 262 до тех же 332 грн.

Резкое, сразу на 2,7% (с $/5,19 до $5,05 грн.) укрепление гривни Нацбанк объяснил стремлением обуздать инфляцию. Хотя любому студенту экономического вуза известно, что наиболее эффективный способ борьбы с дороговизной — рост производства, чтобы за счет увеличения предложения товаров покрыть спрос (в нашем случае — нейтрализовать эмиссионные гривни). Но рост производства с начала года уменьшился вдвое. И, по оценкам экспертов, не исключен его спад за счет сокращения экспорта, для которого укрепление нацвалюты — нож к горлу. Скажете, ну и ладно — пусть олигархи меньше заработают на экспорте металла, продукции машиностроения и химии. Да, но ведь и отчисления налогов в бюджет с их прибылей сократятся, а значит — под вопросом социальные выплаты.

По оценке Фонда гарантирования вкладов населения, почти половина сбережений граждан в банках — доллары. В результате обвала "зеленого", по данным Ассоциации украинских банков, валютные вклады обесценились на 1,2 млрд. грн. Думаете, от этого богачи пострадали? Ошибаетесь: размер большинства вкладов — до $1000. По самым скромным оценкам, в домашних заначках народ держит $10 млрд, так вот, из-за курсового "взрыва" эти сбережения обесценились на 2,5 млрд грн.! Немного найдется у нас стариков, которые не держат "на смерть" сотню-другую долларов: выходит, они уже заплатили за борьбу с инфляцией. Наконец, обвал доллара вызвал подорожание жилья на 5%, и для тех, кто копил на него валюту, перспектива покупки "метров" отдалилась.

О том, как правительство умеет бороться с ценами хорошо видно на примере мяса. Премьер Ю. Тимошенко пообещала, что уже в апреле цена мяса снизится до 16—17 грн./кг — и где же? Нет и быть не может. Кабмин рассчитывал завалить рынок дешевым мясом из госрезерва, для этого были объявлены тендеры по закупке говядины и свинины по стартовой цене в 11 и 12 грн./кг. Немного нашлось желающих отдать продукцию в закрома родины по таким ценам и закупленный мизер не позволил госрезерву пустить фантастически дешевое мясо в торговую сеть "Укоопсоюза". На организованных же обладминистрациями ярмарках крестьяне продавали мясо всего на 2—3 грн. дешевле базарных перекупщиков, и то оно "улетало" рано утром.

Животноводы говорят, что дешевле свою продукцию отдавать не могут, иначе обанкротятся; перекупщики на базарах клянутся, что зарабатывают максимум 1 грн. на килограмме и уже откровенно смеются на вопрос, не боятся ли, что власти заставят их снизить цены. Словом, фокус с дешевыми белками для народа пока не удался.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ОЛИГАРХАМИ

Подробно о том, как сейчас обстоит дело с коррупцией показано на примере таможенников в статье "Контрабанда, стоп!..." на этой же полосе. Сейчас отметим лишь только, что вести с мест поступает зело тревожные. Предприниматели говорят, что новые чиновники взяток берут не меньше, чем старые, однако размер их увеличился, да еще и из-за бардака в госуправление даже взятка не гарантирует решение вопроса. Кстати, последний момент действительно способствует некоторому снижению коррупции, так как смысл давать взятку теряется.

Теперь об олигархах. Популярный в народе процесс их раскулачивания, вызывает, однако, некоторые вопросы. Почему-то все попадающие под нож структуры и деятели как на подбор в прошедшую избирательную кампанию боролись против Ющенко, а предпринимателей из окружения президента никто не трогает. Более того, именно эти "свои" предприниматели, а также их партнеры из числа российских олигархических авторитетов похоже нацелились на выкуп подешевке имущества "раскулачиваемых". Чем эти новые олигархи будут лучше старых?

Олигархов, конечно, надо было приучить жить по закону и честно делится своим доходом со своей страной. Но тогда более полезно было сказать им примерно следующее: ваше прошлое нас мало интересует, но если будете сейчас беспредельничать, уклоняться от налогов, подкупать чиновников - тогда вам конец. Сейчас же крупный капитал "мочат" за преступления прошлых лет. Так что ему в принципе все равно - платит он налоги теперь или не платит - все равно прокурор в урочный час придет.

И ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Экономисты прогнозируют замедление темпов экономического роста (примерно до 4%) и, вследствие этого, очень большие проблемы с наполнением бюджета, которые начали проявляться уже в апреле (налоговые поступления в бюджет оказались гораздо меньше запланированных, хотя в предыдущие месяцы, до внесения изменений в бюджет, наблюдалось уверенное перевыполнение планов). Так что, у нынешней правительственной команды таки будут очень большие проблемы на выборах? Не факт. Да, бизнес уже сейчас ропщет - раньше всех почувствовав все прелести новой политики властей. Но сколько того бизнеса в числе электората? Намного меньше, чем бюджетников и пенсионеров. А тем худо-бедно, но выплаты повысят. Правда, здесь главный риск - рост цен, с которым правительство не научилось бороться, но может несколько его сгладить за счет открытие рынка для дешевого импорта. В бюджете закончаться средства? Очень вероятно. Однако, дыру в казне наверняка поможет закрыть Запад - прокредитовав Украину через МВФ и прочие структуры. Наконец, рост экономики хотя и замедлится, но по инерции продолжится - скажется хорошая конъюнктура внешних рынков наших основных экспортных продуктов - стали и химии, которая сохранится до конца года. То есть, до выборов у правительства есть все шансы удержать ситуацию в социально-экономической сфере от коллапса. А вот потом придется туго. Все нынешние эксперименты скажутся в следующем году. Тогда вполне возможен и экономический кризис, задержки в выплате зарплат и пенсий, резкий рост безработицы, закрытие многих производств (тем более, что ситуация на внешних рынках для наших экспортеров как раз в это время может ухудшиться).

Поэтому вывод такой: продолжение нынешней политики украинского правительства, направленной на решение своих популистских предвыборных задач за счет ресурсов национального частного бизнеса и среднего класса приведет к тяжелым экономическим последствиям. Однако широкие массы народа их, вполне вероятно, до выборов не почувствуют (главное - справится с ростом цен). А в более далекое будущее, сейчас, похоже, в Кабмине не заглядывают. Ведь следующие (после парламентских) выборы только в 2009 году - президентские. А до них еще уйма времени.