1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №105 (2047) за 13.05.2005

ПОЗДНЕЕ ЗАЖИГАНИЕ

"Плюрализмом в одной голове" можно назвать разнобой в заявлениях власть имущих касательно ценовой политики на рынке нефтепродуктов. В среду министр экономики Сергей Терехин озвучил намерение правительства изменить механизм формирования цен на горючее, "привязав" их к мировой стоимости нефти — а значит, подорожание бензина неизбежно. По словам министра финансов Виктора Пинзеника, именно конъюнктура мирового рынка, а не повышение Россией экспортной пошлины на нефть с 1 июня со $102,6 до рекордных $136/т, будет главным фактором повышения цен. Но в тот же день премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что и в июне можно удержать нынешние цены, если "разрушить монополию нефтетрейдеров". Мол, в этом случае, если украинские нефтепереработчики будут покупать у россиян нефть по мировым ценам, нынешняя стоимость горючего обеспечит и им, и продавцам необходимую рентабельность.

А вот эксперты утверждают: что бы не предприняло сейчас правительство, тотальный дефицит горючего и/или скачок цен в ближайшее время неизбежен. Время для плавного выхода из кризиса упущено, "позднее зажигание" власти в лучшем случае сработает в июне.

ДЕФИЦИТ? ВОТ ОН!

Намедни мы с другом не смогли заправить его авто на АЗС под брендом ТНК — бензина нет; на одной "лукойловской" — тот же результат, на второй — приличная очередь. Перед нами хозяин джипа загружал в багажник 6(!) канистр бензина А-95: "Запасусь, пока дешевый", — бросил он на мой вопрос, зачем столько.

Как пояснил начальник отдела по связям с общественностью компании "ЛУКОЙЛ-Украина" Валерий Рясик, Одесский НПЗ даже увеличил выпуск бензина, заметно выросла его продажа (компания имеет сеть из 177 АЗС). Но из-за того, что некоторые операторы прекратили продажу горючего, резко увеличилась нагрузка на остальные заправки: на них порой не успевают подвезти бензин. "Думаю, к концу мая дефицит будет еще острее, уже возник ажиотажный спрос: народ начал запасаться в "домашнюю тару", — резюмировал В. Рясик.

Впрочем, нехватка топлива зависит в первую очередь из-за сокращения переработки нефти: в апреле — на 23,5% по сравнению с мартом и на 15,2% — в сравнении с аналогичным периодом 2004-го. Херсонский НПЗ останавливался на ремонт; Лисичанский НПЗ, планировавший закончить ремонт 10 мая, из-за повреждения по вине крановщика оборудования, находившегося в починке на Северодонецком котельно-механическом заводе, продлил ремонт до конца месяца. "Запасы были сформированы до 14 мая, — комментирует директор департамента по связям с общественностью компании "ТНК-Украина" Ирина Ковальчук, — поэтому сейчас мы испытываем дефицит ресурсов и стараемся обеспечить прежде всего свои 50 АЗС. Многие джобберы, а это около 1110 АЗС (четверть рынка! — Авт.) ищут другие источники поставок".

А задача найти поставщика усложняется. По словам директора Научно-технического центра "Психея" Сергея Сапегина, уже сейчас нехватка нефтепродуктов на рынке достигла 200 тыс. т: "Из-за правительственной политики фиксирования цен нефтекомпании снизили поставки сырья на НПЗ, кроме того, я не исключаю, что они придерживают горючее, чтобы продать его дороже, если произойдет либерализация ценовой политики", — говорит эксперт. "Ситуация очень серьезная, — утверждает исполнительный директор Консалтинговой компании ЮПЭКО Сергей Куюн. — В Одессе Луганске, Донецке уже не продают А-95 за наличные, только по ранее проданным талонам, что на 20—50 коп./л дороже, чем за наличку. Думаю, глобальный дефицит горючего наступит через неделю и продлится 2—3 недели".

ПОДОРОЖАНИЕ НЕИЗБЕЖНО?

Предположим, Кабмин все-таки пойдет на уступки нефтетрейдерам — как будет развиваться ситуация в этом случае? Нефтекомпании дружно отказались комментировать заявление С. Терехина, аргумент у всех был один: покамест политические заявления не обретут форму документов, которые можно проанализировать, говорить о перспективах наполнения рынка и ценах на горючее преждевременно.

Эксперты же говорят, что власть уже упустила время для выхода из кризиса малой кровью. "Я не уверен, что будет результат, если правительство станет "плясать" только от одного фактора — цен на нефть, ведь экономика у всех НПЗ разная, их нельзя стричь под одну гребенку, заменяя одни фиксированные цены другими, — говорит С. Сапегин. — В этом случае торговля уйдет в "тень": установленные правительством цены будут стоять на стелах АЗС, но горючего не будет, а торговать им станут по реальной цене в "подворотнях". Дефицит победить не удастся, если не будет гарантий наполнения рынка — а это невозможно без обеспечения прибыльной работы производителей, без учета баланса спроса и предложения, наконец, возможности стабилизировать цены за счет импорта горючего, который сейчас фактически заблокирован. А-95 из Литвы и Белоруссии может стоить в Украине 3,5—3,7 грн./л, думаю, это реальная цена и для отечественного бензина".

По мнению С. Куюна, какое бы решение не приняло правительство, в мае ситуацию уже не исправишь. Глобальный дефицит неизбежен, ведь НПЗ в этом месяце уже не смогут поставить нефть сверх законтрактованных объемов, а импортный бензин в лучшем случае может поступить через 2 недели. Кроме того, на литовском НПЗ в Мажейкю — очередь желающих купить горючее, и не факт, что там найдутся солидные ресурсы для импорта в Украину. Исходя из того, что бензин А-98, на который цена не регулируется, стоит 3,8—4,1 грн./л, реальная цена А-95 — 3,4—3,5 грн. Но даже если правительство оперативно предложит нефтекомпаниям такую модель рынка, которая их устроит, то есть позволит работать не с нынешней нулевой рентабельностью, плюс отпустит цены, из-за нехватки горючего А-95 "подскочит" в мае до 4 грн./л. В июне его стоимость снизится до 3,5—3,6 грн., если нефтекомпании возобновят достаточные поставки сырья и дефицит горючего будет преодолен.

Впрочем, эксперты сомневаются что правительство готово предложить нефтетрейдерам модель, учитывающую все рыночные факторы. Стоимость нефти на мировом рынке — лишь один из них, и устанавливать фиксированные розничные цены сроком на 1—2 месяца, исходя только из этого показателя — значит заменить одно административное регулирование другим. Последствия же "ручного управления" рынком, вылившееся в растущий дефицит, мы уже видим.