1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №100 (2042) за 06.05.2005

АВТОБАНА "КИЕВ — ОДЕССА"... НЕТ

Мой знакомый слесарь — специалист ВК (высшей квалификации) — любит повторять: "Запомни — быстро и хорошо не бывает". Это к тому, что прошло всего полгода после помпезного открытия 235-километрового участка "автобана Киев—Одесса" между городами Жашков Черкасской области и Краснознаменка — Одесской, построенного вдвое быстрее проектных сроков, и оказалось: дорожное покрытие уже требует серьезного ремонта. Более того, оказывается построили мы... совсем не автобан, а всего-навсего дорогу первой категории.

По мнению председателя Госслужбы автомобильных дорог Украины Вадима Гуржоса, заграничный термин "автобан" — не что иное, как "PR и политическая акция прежней власти. Вся дорога Киев—Одесса протяженностью 473 км находится в неудовлетворительном состоянии, особенно на участках от Киева до Жашкова и от Краснознаменки до Одессы, некоторые участки уже требуют капитального ремонта. Даже третья часть автострады не принята государственной комиссией, то есть не сдана в эксплуатацию, хотя движение по ней уже открыто. Не ликвидированы недостатки, допущенные при реконструкции и проявившиеся после эксплуатации в зимний период: проседание грунта, оползни. В нынешнем году на их устранение предусмотрено около 650 млн грн. Строительство альтернативной (бесплатно. — Авт.) дороги является экономически невыгодным, потому что дополнительно требует больших инвестиций. Нецелесообразна и прокладка шестиполосной трассы, существующих четырех вполне достаточно для пропуска перспективного транспортного потока с расчетной скоростью до 140 км/ч. Вопрос перевода автодороги в режим платного проезда на сегодняшний день не решен. По предварительным расчетам, стоимость проезда легковых автомобилей составит 12 коп за 1 км, грузовых и автобусов — 37 коп./км".

"Главный дорожник" страны также рассказал, что предусмотренный проектом третий слой дорожного покрытия можно класть только после того, как земляное полотно, сооружаемое в особых условиях (высокие насыпи, особенно на слабых грунтах, места подхода насыпей к искусственным сооружениям, расположенным на фундаментах или сваях) даст усадку. Этот процесс длится минимум год с момента окончания работ. Учитывая, что они проводились в чрезвычайно сжатые сроки, технология обустройства элементов дороги была нарушена. Теперь приходится исправлять огрехи и лишь затем в нынешнем году планируют положить третий слой асфальта.

Но это еще не все расходы. К примеру, начальник региональной службы автомобильных дорог Одесской области, через которую проходит новопостроенная трасса, считает, что необходимо 17 млн грн. на восстановление 340 км дорог, разрушенных тяжелой техникой в ходе строительства. Кто даст эти деньги — неясно. К сожалению, некотрые недостатки исправить нереально, потому что обойдется это очень дорого. Конструкция установленных на разделительной полосе трассы металлических ограждений оказалась неудачной. Зимой возле них скапливался снег, который можно убрать только роторными снегоочистителями, а не обычными бульдозерами. На 50 км дороги положена минимум одна роторная машина, реально их намного меньше, поэтому посреди дороги всю зиму лежали сугробы, сужая проезжую часть. До сих пор на многих участках отсутствуют дорожные знаки и ограждения, их заменяют каменные глыбы и покрышки, расставленные вдоль дороги. Выходит, до автобана этой дороге — как пешком до неба.


СПРАВКА
Для строительства автотрассы Киев—Одесса в 2003 г. принят Закон "О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев—Одесса на участке от Жашкова до Краснознаменки". Это — магистраль государственного значения протяженностью 454 км, длина реконструированного участка — 235 км, его строили с июня 2003 по октябрь 2004 г. По данным Министерства транспорта, общая стоимость работ составила около 2,8 млрд грн. Плата за проезд по этой автостраде пока не взимается.