1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (2043) за 07.05.2005

ИМИДЖ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "ПОДМОЧИЛО" КОЗЬЕ БОЛОТО

Незастроенное место в центре Крещатикской площади пустовало до 70-х годов ХIХ столетия, пока, наконец, городская дума, арендовавшая один из купеческих домов на Подоле, не выразила желание прочно закрепиться на Крещатике. Для этой цели "отцы города" выделили 180 тысяч рублей на строительство собственного помещения. Вопрос лишь стоял за зодчим, который бы сумел воплотить радужные проекты и чаяния городской общественности в строгие архитектурные формы.

Выбор пал на выпускника Петербургской Академии художеств Александра Шилле. Прибыв в 1869 году в Киев, сорокалетний мастер зарекомендовал себя разносторонним специалистом: работал учителем рисования в коллегии Павла Галагана, реставрировал Царский дворец, расписывал киевские храмы. Шилле стал автором нескольких крещатикских домов, здания биржи (ул. Институтская, 7), музыкального училища (дом не сохранился). В последнем проекте зодчий умело использовал лучшие черты французской дворцовой архитектуры ХVIII века. И вот теперь предстояла новая задача — вставить нужный бриллиант в ожерелье каменных зданий главной площади города.

Оправдал ли надежды киевлян Александр Шилле, построив в 1876 году в центре Крещатика помпезное здание городской думы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Позитивом являлось то, что автор сумел восстановить в памяти горожан характерный силуэт не существующей уже тогда подольской ратуши: островерхая башня со шпилем, увенчанная позолоченной статуей покровителя города Архистратига Михаила, большие часы с матовым циферблатом, светящиеся в темноте, и ряд других элементов старинной архитектуры. Так, например, 3-этажный портал думы с примыкающими к нему 2-этажными анфиладами очень напоминал знакомый всем ансамбль главной колокольни Братского монастыря.

Казалось бы, от строительства такого здания внешний вид площади должен был только улучшиться. Но на практике вышло иначе. Здание не "утопили", как этого следовало ожидать, а разместили на "красной" линии крещатикских домов, в результате чего эффект открытого пространства был утрачен и визуально планшет площади с его пластичным рельефом перестал существовать. Следует заметить, что в конечном итоге сооружение думы обошлось городской казне в 326 тысяч рублей. Правда, сам Шилле, чтобы расширить площадь здания, предлагал пристроить с северной стороны большую конструкцию под стеклом для рыночной торговли, но эту идею тут же отклонили.

Остается предполагать, что архитектор прекрасно ориентировался в рекогносцировке местности, а построить здание думы в глубине площади ему просто не позволила сама природа: ведь Козье болото так и осталось "болотом" — с его подземными ключами и топким грунтом.

Что касается самого силуэта здания, то здесь без "самодеятельности" не обошлось. Вскоре хозяевам стало тесно в первозданном помещении, и они решили по периметру боковых анфилад надстроить третий этаж. В итоге общая масса сооружения стала настолько громоздкой, что оно уже не вписывалось в гармонию светлых крещатикских домов. Зато интерьер продолжал впечатлять своим великолепием. Широкие мраморные лестницы вели на второй этаж, где размещался овальный зал заседаний площадью 20 на 13 метров. Лепные украшения, драгоценные породы дерева, хрустальные люстры делали помещение думы приемлемыми для самых важных исторических решений, а портрет "батюшки"-царя на плафоне и киевский герб напоминали о правильности личного выбора каждого депутата.

После сооружения на Крещатике органа местного самоуправления главную площадь назвали Думской, хотя фактически от самой площади здесь остался только обширный скверик с изящным фонтанчиком. На предложение инженера Кучерова разместить там рынок круглой формы дума ответила отказом. Не было лишь запрета на временное использование земли стационарным цирком. Под куполом "шапито" здесь получили "крещение" выдающиеся артисты — братья Никитины, дрессировщик Анатолий Дуров, неунывающий комик Патек.