1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (2044) за 10.05.2005

КОМУ С "АВТОГРАЖДАНКОЙ" ЖИТЬ ХОРОШО

После того как ГАИ фактически отсрочило до 1 сентября наложение штрафа за отсутствие у автовладельцев полиса обязательного страхования гражданской ответственности (ОСГО) перед третьими лицами на случай ДТП, страховаться стали только самые сознательные, пугливые и неумелые водители. По информации президента Лиги страховых организаций Украины Александра Филонюка, к концу апреля таковых насчитывалось всего 5% из 8,8 млн владельцев "колес". Для того, чтобы их число выросло хотя бы до 30—40%, когда закон об ОСГО начнет хоть как-то работать, надо, считает г-н Филонюк, ужесточить контроль за наличием у водителей полисов. Но, как оказалось, закон уже добавил немало головной боли... потерпевшим от действий застрахованных. Почему? Хозяева поврежденных машин в большинстве случаев полагают: достаточно им предъявить пакет необходимых для выплаты документов, и страховая компания тут же раскроет кошелек. Но на практике все оказывается гораздо сложнее.

Дело в том, что статья 25 Закона "О страховании" гласит: "В случае необходимости страховщик или Моторное (транспортное) бюро Украины могут делать запросы о сведениях, связанных со страховым случаем, в правоохранительные органы, банки, медицинские учреждения и другие предприятия и организации, владеющие информацией об обстоятельствах страхового случая, а также могут самостоятельно выяснять причины и обстоятельства страхового случая". Спору нет, эта статья необходима для защиты страховщиков от недобросовестных клиентов, которые пытаются фальсифицировать страховой случай, либо завысить сумму убытков, подлежащих возмещению. Но и страховщики порой поступают непорядочно. Некоторые компании используют свое законное право на проведение расследования для того, чтобы под видом выяснения всех нюансов аварии максимально отсрочить дату выплаты или сделать как можно меньшей сумму возмещения. Поэтому, очевидно, кроме ужесточения контроля за наличием у водителей полисов ОСГО, назрела необходимость действенного контроля за порядком выплаты страховок и за тем, чтобы сотрудники страхкомпаний четко разъясняли обратившимся к ним потерпевшим положения Закона "О страховании". Многие клиенты не знают тонкостей этого документа, пускают дело на самотек, а потом начинают жаловаться, часто безрезультатно.

Как пример рассмотрим обращение в редакцию Марии Григорьевой, автомобиль которой пострадал в ДТП по чужой вине. В результате удара сзади ее машина "достала" стоящее впереди авто. Учитывая, что кроме "железа", других пострадавших не было, суд на основании статей 221 и 228 Админкодекса оштрафовал виновного водителя на... 17 грн. — за нарушение правил дорожного движения. Свою вину он признал, но ущерб Григорьевой за разбитую машину возмещать отказался, предъявив потерпевшим полис ОСГО — дескать, обращайтесь в страхкомпанию "Р", которая мне его продала. Женщина так и сделала, предварительно собрав необходимый в таких случаях пакет документов. Однако страховщики не согласились с суммой ущерба, нанесенного ее автомобилю. Дело дошло до суда, который по просьбе юристов "Р" назначил экспертизу. Здесь все законно, но медлительность нашей судебной системы автоматически работает в пользу страхкомпании. Поэтому истице стоило бы понимать: если она хочет побыстрее получить деньги, надо не ждать у моря погоды, а всячески подталкивать прохождение документов.

Однако Григорьева пошла другим путем: начала жаловаться на страховщиков в Госкомиссию по регулированию рынка финансовых услуг, которая, как известно, контролирует деятельность страхкомпаний. Полученные ответы о том, что все происходит в рамках закона, ее, понятное дело, не удовлетворили. А вот со страховщиками окончательно поссорили. "Уже нет сил вести пустой диалог с ведомством Суслова (глава Госфинуслуг. — Авт.), — пишет нам г-жа Григорьева. — Хочу через вашу газету узнать, сколько времени надо ждать оплаты или другого вида компенсации за нанесенный материальный вред, не говоря о моральном вреде".

Так вот, Закон "О страховании" не регламентирует сроки проведения расследования по ДТП, и это правильно, потому что иногда установить виновного весьма непросто. Поэтому потерпевшим можно посоветовать следующее:

— прежде всего не пытаться ловчить, завышая тем или иным способом сумму ущерба;

— стараться не доводить дело до суда со страхкомпанией, разумный компромисс часто оказывается гораздо выгоднее, чем тяжба за несколько сотен, а порой даже тысяч гривен;

— если договориться не удалось, можете не надеяться, что кто-то быстро, а главное, бесплатно решит ваши проблемы.

В подобных случаях уместно вспомнить поговорку о тех, кто норовит грести жар чужими руками. Конечно, свои пальцы в этом случае не обожжешь, но и огоньком вряд ли удастся разжиться.