1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (2044) за 10.05.2005

ДОМ,ГДЕ ХРАНИТСЯ ИСТОРИЯ

До песенного конкурса "Евровидение" остались считанные дни. В столице во всю бурлят подготовительные работы. А во Львове, этнографическом музее "Пирогово" и Национальном музее истории Украины, ведутся съемки презентационных сюжетов, в которых будет показано разнообразие ландшафтов, промышленности и культуры нашей страны.

Накануне работы творческой группы под руководством режиссера Леся Санина в историческом музее корреспондент "Сегодня" узнала, какими раритетами богаты фонды этого заведения, и выяснила, как вообще пополняются экспонатами музейные хранилища.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

В фондах исторического музея хранятся более полумиллиона памятников истории и культуры. Они постоянно пополняются, поcкольку история не стоит на месте. "Мы стараемся держать экспозицию в актуальном состоянии", — рассказывает Ольга Федотова, главный хранитель музея, и в доказательство своих слов показывает материалы, отображающие хронику недавно завершившейся "помаранчевой революции".

В экспозиции можно увидеть и прозрачные урны, которыми оснащались избирательные участки, и оригиналы документов Центральной избирательной комиссии, которые засвидетельствовали исход голосования, и оранжевый флаг с автографами всех основных действующих лиц прошедших "помаранчевых" событий. Здесь же хранится диплом, о существовании которого мало кому известно. Он гласит, что "помаранчевая революция" получила первое место в рейтинге самых резонансных событий прошлого года.

"Через какое-то время подобные материалы уже невозможно будет найти. Поэтому одна из наших задач — комплектовать фонды сегодня. Мы специально создали группу, которая собирала вещи на Майдане. Это на первый взгляд кажется, что все просто. На практике же иначе", — говорит Ольга Федотова. Теперь экспонаты с палаточного городка лежат на столах научных работников музея, а часть из них уже представлена на суд посетителей в открытой экспозиции.

Множество материалов в фондах музея составляют подарки от разных людей, меценатов или организаций. Зачастую такие дары музей получает неожиданно, и они в одночасье становятся предметом гордости. К таковым относится облачение Папы Римского Иоанна Павла II, в которое он был одет во время своего визита в нашу страну. Кстати, Нацмузей истории Украины — единственное в мире светское учреждение подобного рода, где хранится такой культовый наряд. "Мы были приятно удивлены, когда узнали, что именно наш музей был избран Нунциатурой Ватикана для такого подарка", — отметила собеседница.

ЭКСКЛЮЗИВ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

В конце 2002 года фонды музея пополнились еще одним эксклюзивным собранием раритетов. Огромную коллекцию танцора Сержа Лифаря, которую мечтали заполучить многие музеи Европы, специально в украинскую столицу передала графиня Алефельд, вдова великого деятеля балетной сцены.

Серж Лифарь, как известно, уроженец Киева, но был вынужден уехать из этого города, чтобы иметь возможность профессионально учиться классическому танцу. Более пятисот вещей, которые сам Лифарь собрал за свою карьеру и большинство из которых уникальны, теперь можно увидеть в Киевском музее национальной истории.

В экспозиции представлена, к примеру, утонченная золотая туфелька, врученная Лифарю правительством Франции как выдающемуся танцору и хореографу, как одному из тех, кто возродил в этой стране классический балет. А с другой туфелькой, разительно отличающейся от этой, драгоценной, сшитой из ткани, потрепанной работой и временем, связана трогательная история. Ее для Сержа Лифаря сделала мама, когда его балетная карьера только начиналась. И он пронес ее через всю жизнь.

В Нацмузее хранятся сценические костюмы великого балетмейстера — эксклюзивные работы именитых модельеров, маленькие приятные мелочи, которые сопровождали Лифаря и дома, и во время гастролей. Здесь можно увидеть вещи знаменитых людей из окружения хореографа — Сергея Дягилева, Анны Павловой, а также копия портрета танцора работы Пабло Пикассо.

Сам Серж Лифарь тоже неплохо рисовал. Подтверждение тому — некоторые его работы. К примеру, на одном из листов бумаги схематически, не без художественного изыска изображены все места, где хореографу приходилось бывать, танцевать, где его принимали как звезду балета. В самом центре этого рисунка — французская Гранд Опера. Несмотря на то, что Лифарь никогда не танцевал в Киеве, вверху листа нашлось место и для отображения украинской столицы. В виде солнца. О любви мастера балета к Киеву свидетельствует и тот факт, что, согласно завещанию, на его могиле была сделана надпись: "Серж Лифарь из Киева".

"КОЛЛЕКЦИЯ ДОЛЖНА ЖИТЬ ВМЕСТЕ"

Главный хранитель Ольга Федотова говорит, что в храме муз, коим является музей, должны совершаться только благородные поступки. И должны храниться вещи, которые несут позитивную ауру. "Я уже очень давно здесь работаю и на себе испытала, что большинство вещей несет положительный заряд, особенно те, которые предназначены для использования в быту, сделанные руками человека. И люди, пользуясь, накапливают эту энергетику. Редкие-редкие вещи могут вызвать негативные ощущения", — отметила собеседница "Сегодня".

Работы мастеров Киевского завода художественного стекла несут именно положительный заряд. Почти четыре тысячи предметов их авторства были переданы в исторический музей, когда в 1995 году завод обанкротился, были навсегда задуты печи. Хотя до этого момента завод просуществовал более ста лет. Пережил и гражданскую войну, и октябрьскую революцию, и Великую Отечественную войну. А новых рыночных отношений вынести не смог... "Но самое главное, что заводская коллекция не пропала, а оказалась у нас по инициативе самих мастеров — стеклодувов. А ведь могла пойти с молотка! — рассказывает Ольга Федотова. — Представляете, какое самосознание у людей, которые понимали важность сохранения всей коллекции и не позволили ее ни распродать, ни раздарить разным музеям частями. Ведь коллекция должна жить вместе".

По словам главного хранителя, чтобы порадовать мастеров-стеклодувов и предоставить возможность увидеть их невероятные работы всем желающим, исследователи Нацмузея готовятся в конце мая открыть расширенную экспозицию. Такая выставка наверняка будет иметь успех. Ведь на ней будут представлены предметы из стекла, которые с трудом можно отличить от настоящих. Во всяком случае, композиция "Теплый вечер" уж точно может ввести в заблуждение. Сразу и не поймешь, что булка хлеба, яблоки, рыбка и корзинка с яйцами, которые ее составляют, сделаны из стекла.

ИСТОРИЯ НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ

Фонды Национального исторического музея отображают различные вехи в развитии государства, преемственность поколений украинской нации. Ольга Федотова рассказала, что любой исторический музей живет и подчиняется достаточно четким требованиям, обязательно выстраивается его общая концепция. "Задача наших экспозиций — показать историю. И мы стремимся создать фонды такими, чтобы вся ретроспектива исторического развития нашего государства и тех образований, которые существовали на территории современной Украины, была отражена. Одно дело — говорить об истории и писать, и совсем иное — показать историю памятником материальной культуры, в котором посетитель может увидеть становление украинской государственности", — отметила она.

Также моя собеседница уверена, что работа сотрудников Национального исторического музея по формированию фондов очень важна: "Если мы не сделаем это сегодня, то потом образуется пустота. Тем, кто придет после нас, придется затратить гораздо больше сил, чтобы заполнить эту нишу. Поэтому мы как историки должны фиксировать каждый момент сегодняшнего дня, чтобы он соответствовал развитию исторической науки на данный момент".

Одной из пустующих ниш в истории развития украинской государственности можно считать разрушенную давным-давно Десятинную церковь. Этот храм был возведен на Старокиевской горе после официального введения христианства на Руси в 988—996 гг. В 1240 году ее полностью разрушили орды хана Батыя, когда штурмовали город. В ХVІІ веке митрополит Петр Могила возводит на руинах небольшую часовню Николая Десятинного, а в 30—40-х годах ХІХ века по проекту архитектора В.Стасова здесь была построена Десятинная церковь, сооружение которой на протяжении ХІХ века неоднократно подвергалось критике. В 1935 году церковь разобрали. И вот теперь снова хотят восстановить. Несмотря на то, что каких-либо точных сведений о ее первоначальных архитектурных особенностях вообще не сохранилось.

Ольга Федотова солидарна со многими историками, которые считают, что Десятинную церковь не стоит отстраивать заново. Потому как "то, что сейчас будет предложено, — это чистой воды фантазии на тему подобного культового сооружения того давнего периода". "Десятинную церковь правдоподобно восстановить нельзя, ведь сведения о том, как она выглядела, утрачены. Будет строительство наугад", — сказала главный хранитель Нацмузея. Кроме того, отметила она, если строительство все-таки будет осуществляться, то в районе пересечения Владимирской улицы с Андреевским спуском нарушится ландшафт — ныне действующая Андреевская церковь была возведена, когда Десятинной, располагавшейся в свое время неподалеку от этого места, уже не было.