Выпуск газеты Сегодня №102 (2044) за 10.05.2005
ЗА РАЗВЕДЕНИЕ ГОЛУБЕЙ — РАССТРЕЛ
Предупреждаю сразу, первое впечатление может быть ошибочным: какие-то плакаты, рисунки, газеты... И только приглядевшись, поймешь, что такого нигде и никогда не видел. Например, гравюра королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого. Между прочим — оригинал, купленный Виктором Геннадиевичем в Париже. До сих пор многие из нас могли встречать лишь ее копию в какой-нибудь книге. А как выглядел ее сын Филипп I, вообще, мало кто знает. Во всяком случае, автор коллекции утверждает, что в Киеве портретов внука великого князя до сих пор не было. Интерес могут вызвать и оригинальные рисунки известного археолога Кондратия Лохвицкого, раскопавшего Золотые Ворота (они-то и представлены). Он считается основоположником регулярных археологических исследований в Киеве, проводил раскопки у фундаментов Десятинной церкви, нашел старый крест около Андреевской церкви.
Вот ведь как бывает, человека нет, а его работы продолжают жить. Именно созерцание пожелтевших страниц с поблекшей краской и натолкнуло сотрудников музея на "потустороннее" название выставки. "Многие вещи уходят, нам только кажется, что мы все знаем. Ведь исчезают не только объекты, но и память. А здесь зафиксированы многие важные эпизоды нашей истории", — говорит администратор музея Владислава Осьмак.
Виктор Киркевич — известный литератор, журналист, культуролог, а также близкий друг Музея Одной Улицы. Предметы его коллекционирования не раз помогали в оформлении других выставок. А теперь вот и сам решился.
— Поначалу я, как, наверное, и многие, почтовые марки с открытками собирал, — рассказывал коллекционер во время презентации. — Но встреча с Яковом Бердичевским (искусствоведом, одним из крупнейших коллекционеров и библиофилов — Авт.) все изменила. До этого в нашей семье понятие "Украина" не существовало, мать моя была русской казачкой, отец — полу-украинец, полуполяк. Но 40 лет назад Яков Исаакович как-то сказал мне: "Витя, Украина — это великая страна, которая и в 18 веке, и в 18 году показала свое величие всему миру". Я заинтересовался политическими деятелями. Такое занятие в то время было довольно опасным, за открытку Петлюры могли срок дать.
"Адреналина не хватало?" — спросила я. "Может, и так, — согласился коллекционер." Хотя, по его словам, ни у кого, наверное, и в мыслях не возникало, что русский, не знающий украинского языка, к тому же член партии, интересуется националистическим движением в Украине.
— У меня тогда уже было несколько тысяч книг и рукописей, среди которых и прятал коллекцию, — продолжал Виктор Киркевич. — А в 1988 году, когда журнал "Украина" начал печатать материалы о националистах, выяснилось, что у меня самая большая подборка личностей. Были среди них Дорошенко, мой любимый Донцов, которого многие ненавидели, Винниченко.
Вообще, у Киркевича богатая подборка о Центральной Раде. Это было, по его словам, первое украинское правительство, состоящее сплошь из интеллигенции. Гордостью коллекционера являются оригинальные тексты трех Универсалов Центральной Рады, четвертого, увы, пока не нашел. А вот — избирательные бюллетени 1917 года, когда в Киеве проходили выборы в Учредительное собрание. Все архивы после войны растащили, позже эти бюллетени оказались в частной коллекции Николая Прахова, у которого Киркевич купил много познавательных документов. (Интересно, догадается ли кто-то сохранить бюллетени прошедших президентских выборов, особенно признанных недействительными? Нашим правнукам, наверняка, будет интересно узнать, как относились их предки к прославившимся, быть может, в дальнейшем кандидатам. — Авт.)
Из всех экспонатов в глаза бросается плакат 1919 года, на котором изображена карикатура Троцкого, сидящего на кремлевской стене, и китайцы, расстреливающие великий русский народ. Плакат гласит: "Мир и свобода совдепии!". Рядом — антипольский плакат (куплен в Польше) с фотографиями взорванных мостов, гимназий, домов. Сверху — надпись: "Що ми, робітники, будуємо, те вони, буржуї, руйнують".
— Здесь нет ни одной дорогой вещи, — предупреждая вопрос, заверил Киркевич. — Вернее, никто, кроме меня, не понимал их ценность. А ведь анализируя содержание, приходишь к выводу, что в некоторых случаях официальная история перекручивала и утаивала факты. Или что события тех дней во многом перекликаются с днем сегодняшним.
Красноречивым является текстовая афиша, датированная 1942 годом. В ней сообщается, что оккупанты в Киеве устанавливают "граничные цены в области хозяйственной команды". Несанкционированное подорожание каралось "по военному праву", то есть расстрел. (Актуально, не так ли? — Авт.) Или вот — необычайно интересное письмо: в 1943 году киевлянка, чей муж воевал в рядах Красной Армии, послала запрос в немецкий Красный Крест, поскольку ничего не знала о судьбе благоверного. В ответе немецкой стороны значится, что всем советскими военнопленным предложено написать своим семьям письма, если они живут на занятых немецкими войсками землях. Впрочем, говорить о гуманности таких ответов не приходиться. Почему? Тут же видим указ немецкой комендатуры, в котором говориться об истреблении в Киеве голубей, а за нарушение этого указа, то есть, за укрывательство — расстрел...
Виктор Киркевич отметил, что на выставке представлены лишь пять процентов от того, что у него в архивах. Всего же собралось — более 4 000 почтовых открыток, 2500 журналов и газет, более 1000 книг. Многие предметы описаны в авторских трудах. Без ложной скромности коллекционер намекнул, что все фотографии, рукописи, гравюры и прочие старинные предметы могли бы стать костяком для создания в столице Музея Независимости Украины, о котором говорят долго, но дальше слов дело не движется. Пока же киевлянам предлагают такую себе "независимость в миниатюре", выставка которой продлится до 5 июня.