1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №108 (2050) за 17.05.2005

"Б.Н.": БЕНЗИНА НЕТ И НЕ БУДЕТ ДО ИЮНЯ

Кризис на рынке нефтепродуктов, о неизбежности которого так долго говорили эксперты, произошел. Правительство не смогло договориться с производителями нефтепродуктов о приемлемой для обоих цене, установив административное ограничение стоимости "горючки", после чего та начала исчезать из продажи. В конце прошлой недели Кабинет министров решил наступить на горло собственной песне и таки решился чуток поднять фиксированные цены в рознице — на бензин А-95 до 3,2 грн./л (повышение — на 21 коп.), А-92 и дизтопливо — до 2,99 грн. (соотвественно на 4 и 24 коп.), сохранив неизменной стоимость А-76 (80) — 2,85 грн. Горючего на рынке этот реверанс в сторону нефтетрейдеров не прибавил, напротив, дефицит стал тотальным: на большинстве автозаправок "высокооктаном" заправляют только по безналичному расчету, на многих его вовсе нет, а найти АЗС, где берут "живые" деньги, стало большой проблемой. Нефтетрейдеры намекают, что ситуация исправится только в июне, если поднять цены еще на копеек 30. Правительство на уступки идти не хочет и намерено решить проблему за счет импорта нефтепродуктов, сняв с него все ограничения. Обещает, что к началу июня с дефицитом покончат...

ВИНОВАТЫ "ВРАГИ"?

Премьер Юлия Тимошенко виновными в возникновении кризиса считает российские нефтекомпании, которые "хотят дискредитировать новую украинскую власть. В Украине создана монополия российских нефтепереработчиков, которые хотят получать сверхприбыли. Идет сознательное прекращение поставок нефти в Украину, хотя все контракты оплачены". В частности, по словам премьера, 7—8 мая Россия прекратила поставлять нефть на Кременчугский НПЗ. Между тем вчера в пресс-службе АО "Укртатнафта"(которая владеет этим НПЗ) нам сказали, что поставки сырья не прекращались: заявленные на май 240 тысяч тонн из Татарстана поступают согласно графику, а возможно, этот объем будет и большим. Пресс-служба компании "Альянс-Украина" подтвердила, что сейчас на Херсонский НПЗ нефть не поступает в связи с плановым ремонтом предприятия, о котром правительство было уведомлено заблаговременно. По причине непредвиденной поломки оборудования во время его починки ремонт на Лисичанском НПЗ продлен до конца мая — отсюда сокращение поставок нефти (здесь, теоретически можно подозревать, что работа остановилась неспроста). Компания же ЛУКОЙЛ зявила, что продолжает поставки сырья на Одесский НПЗ в оговоренных на май объемах. Итак, правительство вполне могло подсчитать, что законтрактованной на май нефти не хватит для обеспечения рынка горючим, но почему-то этого не сделало. Надеялось на "авось"?

ЗАГРАНИЦА ВРЯД ЛИ ПОМОЖЕТ

Министр топлива и энергетики Иван Плачков считает ситуацию управляемой — мол, новые цены в рознице позволят снять ажиотаж на рынке, в частности, за счет импорта горючего из Прибалтики и Белоруссии. Однако глава представительства литовского АО "Мажейкю Нафта" Игорь Майстренко считает, что цена импортного А-95 на АЗС должна составлять 3,6 грн. Между тем АМК предложил экономический вариант борьбы с дефицитом: отменить таможенную пошлину и сбор в Пенсионный фонд на импорт горючего и "оптимизировать" ставки акциза. Премьер ухватилась за эту идею и призвала парламент поддержать законопроект об упрощении импорта, что станет первым этапом преодоления кризиса. А полностью урегулировать ситуацию правительство намерено до конца мая. Да, но как продержаться до июня автолюбителям, которые видят на АЗС таблички "Б.Н." — то есть, бензин отпускается только по безналичному расчету юрлицам (которые платят за него на 20% — сумма НДС —дороже, скажем, А-95 теперь для них теперь стоит 3,84 грн.)? Ответа на этот вопрос у правительства нет, ведь ситуацию планируется урегулировать "в течение нескольких недель".

"Дефицит за счет импортных поставок в мае ликвидировать уже не удастся, — утверждает директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. — Даже если правительство либерализирует импорт, для его поставок нужно до двух недель. Кроме того, по моим данным, дефицит составляет 200 тыс. т: импортом такую "дыру" оперативно закрыть нельзя". "Наполнить рынок за счет заграниничных поставок в мае уже нереально, — соглашается с коллегой исполнительный директор Консалтинговой компании ЮПЭКО Сергей Куюн. Если даже правительство полностью откажется от регулирования цен в рознице — в нормальной ситуации А-95 при этом стоил бы 3,5 грн., а в условиях дефицита может подскочить до 4 грн. — физически горючему взяться неоткуда. Украинские НПЗ не смогут получить больше нефти, чем законтрактовано на май, да с чего россиянам увеличивать ее поставки, если в Европе нефть отрывают с руками. Баланс спроса и предложения на рынке горючего, думаю, может выровняться к 10—15 июня, если Кабмин пойдет на компромисс с нефтекомпаниями".

КТО КОМУ ВЫКРУТИТ РУКИ

Руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин прямо называет главную причину дефицита — нефтяникам при нынешней розничной цене невыгодно перерабатывать в Украине нефть: "Стало нерентабельно перерабатывать нефть, объемы сократились со средних 1,8 до 1 млн т: нехватка — 40% потребностей и взять недостачу негде — на май поставки уже законтрактованы. У Казахстана для нас нефти по той же причине сейчас не найдется. Мало того, если правительство будет и дальше держать розничные цены, в июне ситуация будет катастрофической: чтобы по ним продавать горючее, нефть должна стоить $305/т, а РФ ее предлагает по $320. Чтобы НПЗ до 20—25 мая успели законтрактовать нефть на июнь, Кабмин должен срочно снять ограничения на цены горючего. Тогда в июне подорожание составит 30—40%: А-95 — до 4—4,5 грн., в противном случе дефицит породит цену в 5—6 грн.". В общем ситуация на самом деле понятна. Нефтяники не хотят продавать свою продукцию так дешево, как того хочет правительство (и их понять можно). Правительство не хочет дать им поднять цены (и его понять можно). Топливо в стране исчезает. И это тоже можно понять — когда мировые цены на нефть берут новые высоты — вряд ли кто-либо из нефтяных компаний мира будет озабочен проблемами украинского потребителя. Увы. Джунгли капитализма.


3 ГЛАВНЫХ ВОПРОСА
1. Почему нет бензина?
Премьер Юлия Тимошенко считает виновными российские нефтекомпании, которые получают сверхприбыли, а сейчас прекратили поставки в Украину, чтобы дискредитировать новую власть. Нефтетрейдеры утверждают, что ремонты НПЗ плановые, и правительство должно было заранее просчитать возможный дефицит.
2. Появится ли бензин в июне, как обещает правительство, и по какой цене?
Правительство собирается импортировать горючее, за счет этого покрыть дефицит, и утверждает, что цена к июню будет 3,2 грн./л за А-95, А-92 и ДТ — 2,99 грн./л. Эксперты и продавцы бензина считают, что дефицит исчезнет только в начале-середине июня, а цена А-95 на заправках составит около 3,6—4,5 грн./л.
3. Что делать автомобилистам сейчас?
— меньше ездить или встать на прикол.
— запасаться бензином, пока он есть, с таким расчетом, чтобы хватило минимум на месяц.
— заняться "химией", смешивая в пропорции 50:50 А-92, которого мало в продаже и А-98, недостатка в коем нет. В итоге получится приблизительно А-95.
— если позволяют средства, перейти на А-98, отрегулировав систему подачи топлива.