1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №111 (2053) за 20.05.2005

КИЕВ — СПЛОШНАЯ ЕВРОЗОНА

В четверг утром телефон в редакции разрывался от звонков возмущенных граждан, живущих в центре Киева в районе Дворца спорта. Всех волновал единственный вопрос: кто и почему позволил перекрыть железными щитами тротуары и улицу Саксаганского возле Дома кино? Да, город аж "колбасит" от "Евровидения". Понятно и то, что улицу перекрыли для безопасности. Но зачем еще и тротуары загораживать? В "зоне оцепления" оказались жилые дома, банк, кафе, рестораны, организации и фирмы.

ПРОХОД И ПРОЕЗД К ДВОРЦУ ЗАКРЫТ

Выезжаем на место. Небольшой заборчик перекрывал улицу Саксаганского. Милиционеры, а их было более десятка, немногословны. Мол, нам приказано не пускать, вот и не пускаем. Рядом стояла машина ГАИ, несколько дорожных знаков и лента с шипами, которую используют, когда останавливают машину с преступниками.

"Коридор" то и дело проезжали легковушки, у всех водителей проверяли документы, а если у кого-то не было пропуска, разворачивали на 180 градусов. Маршрутки тоже изменили свой привычный маршрут, служивые пропускали только троллейбусы. И пешеходам пришлось обходить закрытую зону "десятой дорогой". Впрочем, такое же оцепление было и на пересечении улиц Шота Руставели и Рогнединской, а со стороны Бассейной запрещен въезд машин. Кстати, на центральных улицах во всю "орудовали" эвакуаторы, пока мы были на месте сотрудники ГАИ убрали с проезжей части несколько авто.

За минут 15 милиция завернула до двух десятков людей, спешащих к метро (станция "Дворец спорта" закрыта) в банк, офисы. Впрочем, не всех. По словам одного из милиционеров, они пропускают людей в зависимости от внешнего вида и физического состояния. Такой себе "фэйс-контроль": бомжам, пьяным и неопрятно одетым в зону Дворца спорта путь заказан. Узнали, что милицейские кордоны будут стоять здесь до дня закрытия конкурса. Кстати, если человек захочет попасть к кассам Дворца спорта, чтобы купить билеты на конкурс — его без проблем пропускают.

ГЛАВНЫЙ ПОЗОР СТОЛИЦЫ — ЭТО...

Готовясь к приему гостей, мы тщательно убираем квартиру, готовим шикарный стол, конечно же, приводим в порядок себя любимого — словом, уделяем внимание "одежке", по которой, как известно, встречают. Мы решили погулять по столице и посмотреть на нее как бы глазами туриста.

Для начала отправились к одним из главных ворот Киева — железнодорожному вокзалу. Парадный вход, безусловно, наша гордость. А вот "черный"... Здесь мы несколько изменили заданию: в самом деле, какой иностранец, впервые приехавшей в город, знает о существовании входа со стороны конечной остановки скоростного трамвая? Просто хотелось убедиться, что ничто не изменилось. Так и есть — подготовка к "Евровидению" не коснулась эскалатора, неподвижного уже полтора года! Вверх и вниз по каменным ступеням, чертыхаясь, ползет народ, груженый сумками и корзинками. "Какие иностранцы? — удивляется одна из местных торговок. — Если бы хоть одна делегация пробежала, эскалатор точно сделали бы".

Далее отправились в эпицентр праздника — ко Дворцу спорта. Пардон за откровенность, но такое убожище нужно еще поискать. И речь даже не о стройке, которую обещали закрыть высоким забором, затянуть рекламными плакатами, а ограничились традиционным зеленой оградой, которая из-за особенностей рельефа ничего, собственно, и не скрывает. И не в асфальте дело, который обновили лишь "на виду". Дело в самом дворце. Зеленый забор по соседству в сочетании с зеленой сеткой на фасаде в целом смотрится как большая строительная площадка.

Крещатику только за каштаны можно простить многое. Нам очень повезло, что песенный конкурс проходит именно в мае, когда они цветут. Атмосфера же того, что происходит у их подножия, мало чем отличается от традиционных киевских праздников. Бесчисленные палатки, самодеятельные клоуны и музыканты, длинные очереди в туалеты (причем, продохнуть нельзя как в бесплатных, так и платных клозетах), кучи бумажек и бутылок под ногами. Кстати, чиновники уверяли, что в эти дни торговать на Крещатике напитками в стеклянной таре запрещено. Куда там: если в палатках таковой нет, то в магазинах — бери не хочу.

Бросилось в глаза отсутствие бомжей в "трубе". Заметили парочку цыганок-попрошаек сверху и только одну старушку со стаканчиком внизу, которая все время передвигалась, боясь, видимо, что милиция прогонит. А та, между прочим, по Крещатику толпами бродит.

Но все это мелочи по сравнению с тем, что происходит на Крещатике ближе к часам шести-семи вечера. Если Дворец спорта — место для избранных, то Майдан Незалежности — для народа. Цивилизованного иностранца здесь попросту затопчут, в лучшем случае обматерят. Один из нас чуть не стал жертвой пьяной разборки, учиненной группой малолеток. Стекло от разбивающихся бутылок щедро разлеталось в стороны. Один осколок пролетел буквально в сантиметре от глаза. Но ребятки быстро утихомирились, кондиция, видимо, не позволяла долго махать руками. Так что обошлось без милиции. Впрочем, в такой толпе каждый сам за себя, даже не вериться, что совсем недавно "дух Майдана" был совершенно другим. А теперь... Теперь мы понимаем, что, если иностранец и будем чем-то неприятно поражен в нашей столице, то отнюдь не горами мусора, который остается после массовых гулянок. Главный наш позор — мы сами.

СУВЕНИРОВ ПОЛНО, А ГДЕ ТУРИСТЫ?

Помнится, за несколько месяцев до "Евровидения" городские власти трубили о том, что нужно бы позаботиться, чтобы на раскладках Киева было как можно больше разнообразных сувениров: дескать, туристов хлебом не корми — дай какую-нибудь диковинную вещицу купить. Тем более — в память о песенном конкурсе или о небезызвестной всему миру "помаранчевой революции". Предполагалось, что каждый иностранец только на раскладках Андреевского спуска оставит не менее тысячи долларов.

И вот время "Ч" пришло. В Киев начали съезжаться туристы. Дабы воочию увидеть предполагаемый ажиотаж вокруг палаток с сувенирами, отправились туда. Первым делом посетили Андреевский спуск, который к нашему удивлению оказался пустым и унылым. Пройдясь вдоль всего спуска и обратно заметили двух иностранцев (судя по их разговору, французов) с бейджами "Eurovision", которых, похоже, местный товар не интересовал.

— Не те это туристы, чтобы приличные деньги на сувениры тратить! — уверял нас один из продавцов футболок. — Сербы, хорваты, ирландцы... Что с них возьмешь? Если целая группа иностранцев хоть $100 у нас оставит — это хорошо. Что покупают? Футболки с надписью "СССР". К "Евровидению"? Пока не берут — вон валяются. А вообще мало туристов приехало...

С этой мыслью мы покинули Андреевский, направившись на Майдан — там точно иностранцев хватает. У традиционной раскладки возле Главпочтамта крутилась пара туристов. Ребят заинтересовали лакированные матрешки по 10 евро за штучку. Рядом молодой человек торговал брелоками по 5 грн.: на "ура" уходили аксессуары к ключам "два в одном" — с фото Тимошенко и Ющенко. Впрочем, приобретали их наши же сограждане.

Теперь вся надежда на палатки вдоль Крещатика. Ведь чего там только нет! Расшитые вручную бисером блузы хозяйки отдают "всего" за 500 у.е., тряпичные куклы в национальных костюмах — по 40—50 грн., футболки-рубашки "Evrovision" — от 10 у.е, вазы, пивные кружки — 70—100 грн. Короче, чего душа желает. Правда, туристического движения возле торговых точек опять-таки не наблюдалось. По словам Веры, продающей изделия из керамики, за два дня к ней подошел лишь один иностранец из Германии — интересовался огромной кружкой для пива. Крутил-вертел ее в руках, но так и не купил. А барышни, торгующие ароматами "помаранчевой революции" (40 грн. за флакон) рассказали, что парфюм у них туристы покупали — мол, теперь и за границей будут знать, как пахнет киевский Майдан.

Кое-где на главной улице страны встречались девушки в вышитых сорочках, продающие брелоки, значки, косынки, флажки и футболки от ООО "Украинский сувенир" — единственного производителя сувениров, получившего право официально представлять "Евровидение".

— Сегодня кроме меня в центре города стоят еще пять девочек, — говорит Саша, продавец. — Но завтра сувениры будут продавать сорок человек. У нас покупают футболки, а вот мелочевку народ редко приобретает. Иностранцы? Да что вы! Они даже не подходят. Наши покупатели — киевляне и приезжие из регионов страны.