1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (2054) за 21.05.2005

5000 КМ КИНОПЛЕНКИ О ВОЙНЕ

Не сходят с экранов кадры хроники военных лет: в фондах хранится 5000 км пленки, запечатлевшей ужасы войны. Телефестиваль "Победили вместе", посвященный подвигу тех, кто создавал основу нашей теледокументалистики — фронтовым телеоператорам — закончил свою работу в Севастополе.

На фронтах не с автоматами, а с телекамерами наперевес воевали 286 человек. Об этом не говорится в учебниках истории, как и о том, что каждый пятый фронтовой оператор погиб. Сейчас их осталось в живых только пятеро. Двое живут в Москве — это Борис Соколов и Аркадий Левитан. Семен Школьников — в Таллинне. Малик Аюмов — классик узбекского кино. А единственный оператор, снимавший подписание акта капитуляции, — Михаил Посельский — уехал к детям в Нью-Йорк. Их в прошлом году в Москве очень трогательно чествовали — вручили премии Ника. Жест, увы, запоздалый, но необходимый, ведь они остались за кадром. Страна узаконила их безымянное положение: когда была снята эпопея "Неизвестная страна", Ленинские премии получили даже те, кто дублировал американцев, а фронтовые операторы, на чьих кадрах был построен почти весь фильм — увы.

Грань между игровым кино и документальным — относительна. И операторы не спешили рассказывать, как была организована их работа. Известны случаи: Советская Армия вошла в деревню, а там накануне были повешены партизаны. Никто специально не ждал оператора, потому для кинохроники тела были повешены заново. А иначе они не могли показать то, о чем должна знать вся страна — о зверствах фашистов... И сейчас их кадры в "строю": из 459 работ, предоставленных на фестиваль, 80% — их кадры.

Работы современных телеоператоров оценивали члены жюри из пяти стран. Фильмы прислали участники из 14 стран. Приехали и румыны — проигравшая сторона в той войне. Подобную акцию к юбилею устроила только Украина.

— 60 лет Победе, а общего телепроекта страны так и не создали, — сокрушался вице-президент Евразийской академии телерадиовещания, член жюри Владимир Лившиц.

Но смогли другое — собрать кинодокументы о нынешней жизни фронтовиков и их воспоминания. Каждая судьба достойна отдельного фильма. К примеру, николаевская телекомпания нашла архивные данные о немке, жившей в Союзе, которой пришлось выполнить спецзадание — выйти замуж за нашего инжерена-разведчика. Донецкие журналисты сняли очерк о священнике, который тогда защищал Родину с автоматом в руках. Белорусам впервые удалось разговорить вдову фашиста, зверски истязавшего людей. А телевизионщики из Казахстана привезли с собой социальные 2-минутные ролики, в которых читали отрывки из детских сочинений о войне. Эту прекрасную работу жюри оценило вдогонку — на следующий после награждения день.

Увы, хороших работ было очень мало. В итоге три номинации из девяти так и остались без первых мест. Главные призы, в том числе и гран-при, тоже не присудили никому.

— Мы оценивали передачи и фильмы не с точки зрения мастерства журналиста, важна оригинальность раскрытия темы и образа, — говорит председатель жюри, президент ГТРК "Всемирная служба "Украинское телерадиовещание" Василий Юричко. — Мы были потрясены большим количеством штампов. Например, 27 раз фильмы начинались с проигрывателя и песни "Синий платочек". Просто поразительно: от Киргизии до Западной Украины. С пылающего обелиска начинались 36 работ.

Однако господин Юричко признал, что рассчитывали на 50—60 работ, а пришло почти полтысячи. Значит, следующий фестиваль будет интересней.