1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (2054) за 21.05.2005

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ "БУРИ"

Всего лишь через 10 лет после окончания Второй Мировой войны ракетные специалисты США и СССР сделали все возможное, чтобы уничтожить друг друга: они почти одновременно стали создавать межконтинентальные крылатые ракеты. 22 мая 1958 года в Союзе состоялся первый успешный пуск такой ракеты "Буря". Тогда и у нас, и у американцев ракетные двигатели работали неустойчиво, и лишь лет через 20—25 люди "научили" их работать так, что крылатые ракеты стали основным боевым средством в современных бесконтактных войнах.

Крылатыми ракетами Сергей Королев занимался еще с 1930-х годов, впрочем, как и другой выдающийся генеральный конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей. Королев, начиная с 1953 года, успешно занимался созданием боевой межконтинентальной ракеты 8К71 (Р-7) или "семерки", когда остро встал вопрос о создании средств доставки советской термоядерной бомбы. Ракета могла доставить ядерный заряд к цели, находящейся на расстоянии восьми и более тысяч километров. А в 1954 году разработка МКР была передана из Министерства вооружений в Министерство авиационной промышленности в ОКБ-301 Сергея Лавочкина.

Лавочкин начал работать над созданием МКР "Буря". Именно тогда ракета получила заводской индекс " 350". По своим техническим возможностям "Буря" могла развивать скорость, соответствующую 3 числам Маха, дальность полета 8000 км, то есть свободно долететь и передать наш "привет" американскому континенту. Украинский институт электросварки им.Патона тоже внес свою лепту в работу над ракетой: создавая термостойкие материалы на основе титановых сплавов и возможность их обработки и сварки.

Конструктивно МКР "Буря" получилась красивым и внушительным изделием: первая ступень в виде двух ускорителей оснащалась жидкостными двигателями тягой каждый по 68,4 т, а вторая ступень представляла собой крылатую ракету со среднерасположенным тонким крылом. Крестообразное оперение венчало это творение человеческой мысли. В начале летно-конструкторских испытаний масса первой ступени составляла около 95 т, а второй, маршевой — 33 тонны.

"Буря" должна стартовать вертикально с лафета-установщика. При достижении района цели вторая ступень переводилась автопилотом в пикирование и на высотах 7—8 км от цели отделялся конус с термоядерным зарядом.

Американскими ракетными специалистами фирмы "Northrop Corp" с конца 1940-х годов разрабатывалась МКР "Shark" с дозвуковой скоростью полета. Разработку и испытания сверхзвуковой МКР "Novacho" ракетные специалисты американской фирмы "North American Aviation" взяли на себя. Летные испытания своих МКР США начали раньше СССР, еще в марте 1951 года. Но, испытав горечь неудач, они испытания прекратили уже через 7 лет.

А в СССР испытания "Бури" на старте начались 31 июля 1957 года, первый пуск ракеты состоялся уже через 2 месяца. Увы! После старта сразу же произошло аварийное сбрасывание газовых рулей, а ракета, упав на землю, взорвалась.

Последующие три пуска "Бури" тоже успеха не принесли. И только 22 мая 1958 года пуск был удачным. Полет продолжался 120 секунд. Она поднялась на высоту 17, 3 км со скоростью 2,95—2,97М. Пролетела она немного — всего 100 км. Это был большой успех. Но три последующих запуска МКР вновь были аварийными. И лишь на 11 пуске "Буря" набирала скорость до 3 500 км в час с дальностью полета 1760 км. Лавочкин, однако, не выдержал напряжения и умер во время испытаний, так и не узнав, что его "Буря" "взяла" 6425 километров.

Однако после успешных пусков королевской "семерки", начиная с августа 1957 года, программа по созданию "Бури", так и не слетавшей ни разу на заданную дальность, была приостановлена. Но труд Сергея Лавочкина не пропал: на основе его работ создана МКР, летающая на сверхдальние расстояния со сверхзвуковой скоростью. К сожалению, сейчас ракеты больше используются для ведения бесконтактных войн. Однако, если бы люди договорились жить в мире, то эти ракетные двигатели можно было бы использовать для создания сверхскоростного суперлайнера для пассажирских перевозок.


КСТАТИ
"Результаты (летно-конструкторских испытаний МКР. — Авт.) значительно превосходят все известные как у нас, так и за рубежом в области крылатых аппаратов. Следует указать, что ВВС США, в течение многих лет работавшим над той же проблемой, не удалось решить задачи создания сверхзвуковой крылатой ракеты с ПВРД (прямоточным воздушно-реактивным двигателем) с аналогическими летно-тактическими данными…" (Из доклада председателю Государственной комиссии маршалу авиации В. Судцу 16.03.60г. ).