1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (2056) за 24.05.2005

МИТЯ НЕ ОСТАВИТ ШТРАФНИКА КОТОВА В ПОКОЕ ДАЖЕ НА ВОЙНЕ

На днях на телеканале "Россия" Никита Михалков, несколько лет в поте лица трудившийся над сценарием сиквела "Утомленные солнцем" объявил, что сценарий готов. По словам режиссера, он передумал делать фильм к юбилею Победы: "Я в этом смысле человек прагматичный. Утопить эту картину, которая мне очень дорога, в общем огромном потоке сегодняшних фильмов и передач о войне мне бы очень не хотелось. Мне очень хочется рассказать историю. Вы знаете, я прочел и посмотрел часов 40 хроники. И чем больше я смотрел хроники о войне, тем больше я поражался тому, что мы эту войну выиграли. Вы знаете, есть такой писатель Раш, он написал, что советские историки отняли победу у русского народа, показывая немцев идиотами, пьяницами, полными кретинами, несостоятельными, укутанными в платки и в гриме с усиками Гитлера. Мы победили самую мощную армию в истории человечества. Страшными абсолютно жертвами, невероятными усилиями. Даже говорили, что война у нас трехслойная. Первые два слоя скрывают, так сказать, выравнивают ландшафт, а третий входит по этим трупам в город. Поэтому для меня картина "Утомленные солнцем-2" — это попытка разобраться, каким образом и как получилось, что в результате гигантская, мощнейшая армия была разгромлена".

За время творческих поисков и терзаний над сценарием своего нового проекта "Утомленные солнцем-2" Никита Сергеевич не раз перетасовывал авторский состав — начинал писать с Рудольфом Тюриным, затем подключил Глеба Панфилова и Эдуарда Володарского, а финишировал с Александром Новотоцким и Владимиром Моисенко (авторы сценария фильма Андрея Звягинцева "Возвращение". — Авт.). Сценарий, по признанию Михалкова, невероятно разросся, поэтому продолжение картины "Утомленные солнцем" выйдет в двух частях, каждая из которых продолжительностью минимум два часа. А прорыв на бумажном фронте у него состоялся в Крыму, куда он сбежал из Москвы с соавторами, чтобы уединиться в алуштинском пансионате.

— В Москве работать совершенно невозможно, — объяснял корреспонденту "Сегодня" мотивы своего "побега" Никита Сергеевич. — Там меня рвут на части. Даже если я отключу телефон, приедут домой. Просто на мне слишком много общественных дел завязано. Поэтому и сбежал в Крым, поработать над сценарием. Здесь же родной язык, привычная атмосфера — не чувствуешь себя иностранцем, а это по-своему стимулирует к работе.

По словам режиссера и исполнителя одной из главных ролей (комдив Котов), ему пришлось перелопатить гору архивных материалов и отсмотреть более 40 часов военной кинохроники — нашей, немецкой и американской.

— Самая кропотливая часть работы над сценарием в том, чтобы прописать диалоги, детали, — рассказывает Михалков. — Идет война. Ее начало застает Котова в лагере — помните, его в финале первой части "Утомленных солнцем" арестовали. Оттуда он попадает на фронт рядовым в штрафной батальон. На войне и его уже повзрослевшая дочь Надя. Она медсестра. Отец и дочь уверены, что в живых никто из них не остался. И на этом фоне они параллельными путями идут навстречу друг другу. Зрители будут заинтересованы, чтобы два ищущих человека наконец соединились. А сквозным для сюжета становится Митя — герой Олега Меньшикова из первого фильма. Он майор, получает планшет с указанием — найти Котова. Плюс к этому детективная история с неясностью для зрителя миссии Мити — зачем он едет на фронт? Что ему приказали?

По поводу зачастую неудачного голливудского опыта "сиквелов" Никита Михалков возразил.

— У них в продолжениях герои становятся старше на три-четыре года. Эта разница в возрасте не слишком заметна. Но когда героине было 6 лет и стало 17 — это уже серьезные различие. При этом моя героиня взрослеет по-настоящему, она изменяется реально, и это не два разных человека на экране, а один и тот же. Этот эффект я специально подчеркну. Мы будем возвращаться в воспоминаниях к той части, когда Надя еще маленькая — думаю, может получиться довольно серьезный эффект. Во всяком случае, ощущение реальности изменения одного и того же человека.

Кстати, Михалков в начале работы над сценарием не исключал сотрудничества со Стивеном Спилбергом. Автор американского патриотического полотна "Спасая рядового Райана" должен помочь в решении сложных технических аспектов по части съемок батальных сцен. При этом тему русского ответа "рядовому Райану" Никита Сергеевич сразу закрывает.

— Спилберг замечательно делает свое дело. Он сын своей страны и не стесняется показывать развевающийся во весь экран флаг США. И там это ни у кого не вызывает оскомины. Но если бы я сегодня, у нас в России снял фильм один к одному "Спасая рядового Иванова", меня родная пресса и кинокритики по стене бы размазали — за ложь и квасной патриотизм. Его "Рядового Райана" я смотрел в Париже и видел, как после сеанса из кинотеатра выходила толпа французов с убежденностью, что войну выиграли американцы. Спилберг достиг своей цели и правильно сделал. Я ему очень завидую и мечтаю, чтобы после просмотра моего фильма тоже вышли французы из зала и поняли, что войну выиграли русские. Но это будет не ответ Спилбергу. Меня сейчас беспокоит другое. У нашего старшего поколения уже есть свое кино о войне. Сегодня нельзя снять картину "Летят журавли". Она заняла свое место, и в свое время нашла своих зрителей. А человеку, которому 15 лет, который воспитан на Интернете и на клиповом мышлении, нужно другое кино.

По расчетам режиссера, бюджет картины "Утомленные солнцем-2", включая батальные сцены и компьютерную графику, составит не меньше $20 млн. Один миллион выделило российское Министерство культуры, остальным помогли деловые партнеры. К участию в проекте активно привлекаются немцы — и не столько деньгами, сколько техникой, костюмами и актерами.


Никита Михалков
Безмятежное летнее утро довоенной Москвы. Солнце, блистающее в чисто вымытых витринах магазинов. Постепенно безмятежность эта нарушается слышимыми сначала издалека, потом все ближе и ближе душераздирающими криками. А затем окровавленные, изуродованные пальцы, судорожно зажав перо, разбрызгивая чернила и царапая бумагу, коряво выведут подпись под показаниями: "Котов". Так должен начаться мой новый фильм.