Выпуск газеты Сегодня №115 (2057) за 25.05.2005
"Я МНОГО ЛЕТ НАЗАД ПОСТАВИЛА СЕБЕ ЗАДАЧУ: ДОЖИТЬ ДО ВЕКОВОГО ЮБИЛЕЯ МУЖА",
"Я ЗНАЮ О ЧЕМ БУДУТ ГОВОРИТ, КОГДА УМРУ!"
— Александр Евдокимович любил неофициальные сборища, обожал принимать гостей и терпеть не мог посвященные ему официальные торжественные мероприятия, — вспоминает Марина Федотовна. — Так, празднование его шестидесятилетия проходило в театре Франко. К третьему звонку зал был переполнен. На сцене среди почетных гостей — украинские писатели, московские литераторы, союзных республик, иностранные гости. Поздравления, торжественные речи в адрес юбиляра. Драматург Иван Рачада передал Александру Евдокимовичу позолоченный кортик с надписью: "Маршалу драматургии от маршала Малиновского". Чествование продолжалось долго, и так утомило Александра Евдокимовича, что на следующий день утром, он, шутя, сказал: "Теперь знаю, о чем будут говорить, когда умру. Генеральная репетиция состоялась. Даю слово, что больше в моей жизни юбилеев не будет!" И слово сдержал.
У Александра Евдокимовича всегда было много друзей и знакомых, которых любил он, и которые дорожили им. В самом начале нашей совместной жизни, летом 1965 года, мы решили провести отпуск на теплоходе "Украина", совершающем рейс "Одесса-Батуми". Как только приехали в Одессу сразу же начались шумные встречи: с утра и до ночи — люди, люди. К концу дня от всего этого я очень уставала. Кроме всего прочего, очень беспокоило, как отнесутся ко мне давние одесские друзья Александра Евдокимовича. Ведь и в Киеве, во время моего "дебюта" в роли его жены, ко мне постоянно присматривались и прислушивались — одни с любопытством, другие — настороженностью. Люди разговаривали со мной приветливо, но думали о другом: "Кто ты? Соответствуешь ли?" И это вполне понятно: они привыкли видеть рядом с ним потрясающую женщину, известную писательницу — Ванду Василевскую. Но она ушла из жизни… Хоть я и актриса, меня смущали их оценивающие взгляды, и я чувствовала себя неуверенно. Ничего не могла с собой поделать. Александр Евдокимович, оценив ситуацию, спешил мне на помощь — старался шутками отвлечь внимание друзей.
К примеру, рассказывал о том, как "потрудился" над своим первым спектаклем в театре Франко:
— В Киеве я с приятелем-студентом жил на Дмитровской улице. Как-то возвращаемся домой и застаем записку: "Слышал, что вы написали пьесу. Зайдите, пожалуйста, ко мне. Гнат Юра". На следующий день беру свои черновики и отправляюсь к нему домой. Пьеса понравилась, и начались репетиции. Наконец, первая моя премьера! В театре встречает меня встревоженный Гнат Петрович: время начинать спектакль, а рабочие сцены куда-то подевались (действие пьесы было построено на поворотном круге). Ничего не поделаешь — я, Юра и администратор лезем под сцену и впрягаемся в веревки — механизмов тогда еще не было. Юра шепотом ругается, но это не мешает нам тянуть. Пошел спектакль. Я, дебютант, так старался, чтобы успешно прошла пьеса, что к концу второго действия, ладони были стерты до крови. Но молчал и тянул веревки, т.к. точно знал — искусство требует жертв! Слышим — конец. Раздаются аплодисменты. Нас вызывают на сцену. Посмотрели друг на друга и начали хохотать: потные, грязные, в паутине. Как такими показаться людям? "Пойдем, — решили. — Зато никто не скажет, что автор и постановщик над спектаклем не попотели"…
— Помню историю, которая случилась на том теплоходе "Украина", — продолжает Марина Федотовна. — Я была в каюте, а Александр Евдокимович вышел на палубу. Вскоре он вернулся очень расстроенный. Немного успокоившись, рассказал, что к нему подошел пожилой мужчина, и внимательно рассматривая , сказал, что еще в десятом классе писал сочинение на тему: "Современный герой в произведениях Корнейчука". А, дескать, сейчас глазам своим не верит, что перед ним живой Корнейчук. "Видно я долго задержался на земле, если люди смотрят на меня так, как будто я жил в прошлом столетии" — с тоской заметил муж. Очевидно, он забыл, что его произведения стали хрестоматийными, когда ему было 29, и заговоривший с ним мужчина мог быть всего на 9-10 лет старше, хотя и выглядел стариком. Я подвела супруга к зеркалу, чтобы он увидел свое симпатичное лицо, веселые глаза, представительную фигуру. Он улыбнулся!
СЕРЕЖКИ И ПЕРСТЕНЬ ЗА СОТЫЙ СПЕКТАКЛЬ
— В Москве в конце 1965 года, мы несколько дней жили в номере гостиницы "Москва", — вспоминает Марина Корнейчук. — За эти дни столько гостей побывало у нас! Пришел Леонид Утесов с дочкой, народный артист СССР Василий Топорков и другие. Как всегда в таких случаях, шутки, воспоминания, веселые истории. Леонид Осипович давно не виделся с Александром Евдокимовичем, и, обнимая его, сказал, что благодаря "Гибели эскадры" заново родилась его песня "Раскинулось море широко". Он опять включил ее в свой репертуар. Василий Топорков вспомнил, как он в спектакле "Фронт" играл Хрипуна. Незадолго до премьеры ему пришлось вырвать зуб и вставить протез. Довольный работой врача, он пригласил его на премьеру. После спектакля забегает к нему взволнованный доктор и кричит "Чудесно!" Топорков думал, что речь идет о его игре, а между тем, доктор поясняет: "Даже с первого ряда незаметно, что зуб искусственный!"
В декабре того же года мы приехали в Москву на премьеру спектакля "Страницы дневника" (по пьесе мужа) в Малом театре. Спектакль прошел с большим успехом. Мы заказали много цветов для актеров (это, кстати, традиция Александра Евдокимовича). На сцене и в зале царила праздничная атмосфера.
На следующий день, отдыхая в гостиничном номере, мы вспоминали наших украинских актеров: Ужвий, Пономаренко, Яковченко и ушедших из жизни Нятко, Бучму, Шумского, Юру. Уловив грусть в глазах Александра Евдокимовича, я, стараясь как-то развеселить его, напомнила сотый спектакль "Калиновой рощи" в театре Франка. Тогда супруг всем актерам, занятым в спектакле подарил ювелирные украшения. Причем преподносил их очень деликатно, с любовью и благодарностью. Было море цветов, и в театре царил настоящий праздник. Я тогда играла одну из ролей по очереди с актрисой Надеждой Новацкой. К моему огорчению, в тот вечер играла она. Поэтому подарок я не получила. Александр Евдокимович, будто что-то вспомнив, вышел из номера. Быстро вернулся, и со словами: "За тот сотый спектакль, с маленьким опозданием" преподнес мне золотые сережки и перстень…
ПРИВЕТ ОТ СТАЛИНА
— Тогда же у одной актрисы я увидела фотографию, сделанную во время гастролей франковцев в Москве накануне войны, — продолжает супруга Корнейчука. — На ней молодой Александр Евдокимович запечатлен в окружении артистов, занятых в комедии "В степях Украины". Это историческое фото я выменяла на однотомник пьес Корнейчука. Вернувшись в Киев, показала фотографию мужу. Глядя на нее, он расчувствовался и вспомнил события 25-летней давности. Вынув из шкафа старую папку, достал листочек, вырванный из блокнота. На нем было написано: "Многоуважаемый Александр Евдокимович! Читал вашу пьесу "В степях Украины". Получилась замечательная штука — художественно цельная, веселая-развеселая. Боюсь только, что слишком она веселая, и есть опасность, что разгул веселья в комедии может отвести внимание от ее содержания. Между прочим, я добавил несколько слов на 68 странице. Это для большей ясности. Привет! И. Сталин 28.12.1940 года".
А вот другая история. Однажды вечером, гуляя в Первомайском парке, мы услышали доносящуюся издали симфоническую музыку и пошли на эти звуки. На летней эстраде шла репетиция симфонического оркестра. Устроившись на скамейке, стали слушать. И вот, репетиция окончена. Музыканты встают и скрипачи, приветствуя Александра Евдокимовича, стучат смычками по декам скрипок. Дирижер Натан Басов низко кланяется нам. Когда мы отошли, я поинтересовалась причиной таких знаков уважения. Оказывается, вскоре после войны Александр Евдокимович как-то, будучи на концерте симфонической музыки в исполнении этого же оркестра, обратил внимание на то, что музыканты плохо одеты (он был тогда председателем комитета по делам искусства УССР). И им выделили новые концертные костюмы. С тех пор прошло много лет, но этот случай не был забыт.
ДОМИК ДЛЯ ПАУСТОВСКОГО
— Однажды, супруг, просматривая свою корреспонденцию, увидел письмо от Костантина Паустовского, — рассказывает Марина Федотовна, — в котором тот писал: "Дорогой Александр Евдокимович, если бы вы только знали, как мне неловко беспокоить вас. Одно извиняет — здоровье, вернее, отсутствие оного. Я очень болен, и сил так мало, что сам я ничего не могу для себя сделать. Прошу, если можно конечно, помогите мне. Дело в том, что врачи рекомендуют мне большую часть года жить в Ялте. Решил построить там маленький домик. Нужен небольшой участок. Я разговаривал с ялтинскими властями. Они говорят, что выделить мне участок без указания Совета Министров Украины не имеют права".
Александр Евдокимович сразу же написал в ЦК Компартии Украины письмо, в котором доказывал необходимость удовлетворить просьбу писателя. Для того, чтобы это письмо быстрее попало к месту назначения, муж поручил своему шоферу отвезти его. Но и на этом не успокоился — поехал сам к Щербицкому. Вернулся домой в хорошем настроении: Паустовский будет жить в Ялте!
"А КТО ЗАБЫЛ БРЮКИ?"
— Мы должны были ехать в Париж по делам Всемирного Совета Мира, членом президиума которого был Александр Евдокимович, — вспоминает еще одну историю его супруга. — Собираясь в дорогу, я заранее упаковала вещи в чемоданы. В один из них положила пиджаки мужа, а брюки решила упаковать перед самым выходом из дома. Наша помощница Анна Григорьевна, увидев упакованные чемоданы, выставила их у двери. А брюки повесила обратно в шкаф. Так мы и уехали. В парижской гостинице нам сразу же сообщили, что французские сторонники мира устраивают прием в честь Александра Корнейчука. Раскрываю чемоданы и — о ужас! Ни одной пары брюк! Я ожидала справедливого "разноса". Муж вначале тоже растерялся — ведь на нем были повседневные брюки, которые он одел в дорогу, и они не подходили ни к одному пиджаку. Задумался на минуту, а потом изложил свой план: "Надену шикарный галстук и пиджак. Войдя в зал, найду стул и незаметно поставлю его так, чтобы находиться все время за ним". Я помогла ему все это сделать. Удивительно, но о той истории Александр Евдокимович никогда не вспоминал всерьез. Только изредка, когда уж очень упрекала его за что-то, шутил: "А кто забыл брюки?"
— Планируете ли приехать в Киев на 100-летие Александра Евдокимовича? — спрашиваю у Марины Федотовны.
— Непременно! Я много лет тому назад поставила перед собой задачу — дожить до его 100-летия, и приехать к нему. Туда же обещали прибыть артисты из театров Киева, Одессы, Москвы, Петрограда, Тбилиси и других городов. Все вместе мы поедем в Плюты (раньше — наша дача, теперь — дом-музей Александра Евдокимовича).
— Планируются ли в театре какие-либо мероприятия в честь 100-летия Александра Корнейчука? — поинтересовалась я после разговора с Мариной Корнейчук в администрацию театра Франко.
— Мероприятий, как таковых не планируем, — ответили мне. — Но фотоэкспозиция, посвященная Корнейчуку будет. Группа наших актеров подготовила небольшую программу, посвященную Александру Евдокимовичу, которую покажут в Плютах.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В 1972 году Александр Евдокимович после тяжелой болезни скончался в больнице в Феофании. До последней минуты рядом с ним была Марина Федотовна — любимая жена, друг и помощник.
Немногим более десяти лет тому назад имя Александра Евдокимовича начало забываться: сначала оно исчезло с театральных афиш, потом с названия столичного проспекта в районе Оболонь, с названия танкера, со станции киевского метро, со страниц школьных учебников. В результате — его не знает нынешняя молодежь. Когда я спросила у своей молодой коллеги, кто такой Корнейчук, услышала неуверенное: "Эстрадный певец". Позже выяснилось, что она перепутала его с Игорем Корнелюком.
По-разному относятся к нему и люди старшего поколения. Перечень почестей и должностей Корнейчука раньше вызывал аховый восторг. Cегодня некоторые оценивают это по-другому — дескать, во как выслуживался! Но многие согласятся со мной: просто так звания не дают. Его пьесы почти полстолетия не сходили со сцен лучших театров страны. Сам автор говорил: "Если захотят проследить историю нашей страны, пусть читают мои произведения".
ДОСЬЕ
Александр Корнейчук — украинский советский драматург. Его пьесы экранизировались и переведились на многие языки мира. Председатель Союза писателей (в 1938—41 и в 1946—53 годах). Председатель Верховного Совета УССР (с 1959 года). Делегат практически всех послевоенных партсъездов — от Сталина до Брежнева. Лауреат нескольких Госпремий СССР. Награжден пятью орденами Ленина, в1967 году стал Героем Соцтруда. Корнейчук поработал и в Совете министров Украины — был замом председателя Совмина, ранее — замминистра, а затем и министром иностранных дел. Входил украинский драматург и в президиум Всемирного Совета Мира, был замом председателя Советского комитета защиты мира.