1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №116 (2058) за 26.05.2005

ДВА ДИПЛОМА И ТРИ ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Как рассказал "Сегодня" один из делегатов встречи с министрами стран Европы, заместитель министра образования и науки Михаил Степко, Европа давно хотела упростить процедуру обмена студентами. Но для этого диплом каждого выпускника должен быть понятен Европе. Но как? У каждой страны свои представления о том, каким должно быть высшее образование, свои оценки и квалификации. К примеру, Германия выпускает только специалистов (там нет бакалавров), а Россия, наоборот, ввела два типа бакалавров, во Франции вообще 21 тип диплома. Чтобы обобщить весь опыт, страны и решили создать "скелет" принципов классического образования. Задекларировали его в 1999 году в Болонье 29 государств и обязались до 2010 года привести свои образовательные системы к единому стандарту.

ЗАКРЫТЬ ВУЗ ОЧЕНЬ СЛОЖНО

— Наше вступление в Болонский процесс связано с общим курсом Украины на евроинтеграцию? — спрашиваем у Михаила Филимоновича.

— И не только. У нас огромный опыт подготовки специалистов, высокий интеллектуальный потенциал. К примеру, мы еще в 1991 году ввели систему "бакалавр", "специалист", "магистр", опередив многие страны. У нас есть базовый курс дисциплин — то, что называется дипломом государственного образца. В большинстве европейских стран в каждом вузе своя программа, они только идут к тому, чтобы создавать свои стандарты на государственном уровне. А у нас они были еще со времен Советского Союза.

— Были какие-то причины, по которым Украина не могла бы вступить в соглашение?

— Такие мне неизвестны. Единственное замечание, которое сделал нам Совет Европы, касалось принудительного распределения студентов некоторых специальностей на работу в села. Совет считал, что это нарушение прав человека. Приходилось объяснять, что это временная норма, пока не появится возможность улучшить положение сельских школ. Другой вопрос — что над многими моментами нам самим придется серьезно поработать. Это касается и качества образования, и введения параллельно с обычной системой оценивания кредитно-модульной системы. Да и вообще, нам давно пора навести порядок в нашем образовательном доме.

— Что вы имеете ввиду?

— К нам в любой момент могут приехать представители Совета Европы, посетить любой вуз и проверить качество образования. И если, к примеру, система выдачи дипломов вуза не соответствует европейским стандартам, мы уже не будем слушать ни губернаторов, ни другие структуры, которые стоят за вузом. Лишим аккредитации — и точка. Тем самым повысим качество образования.

— А разве министерство не может закрыть вуз без участия Европы?

— Может. Но это очень сложно. За каждым вузом стоят огромные структуры и ведомства. Конечно, мы можем проинспектировать вуз и снять ректора (такие случаи уже есть), но будет лучше, если нашим подспорьем станет еще и Европа. Будем надеяться, что после вступления в Болонский процесс телефонное право потеряет свое огромное влияние.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

— Какие будут первые действия министерства после подписания документов?

— Болонская декларация — не элитный клуб. Это не значит, что если мы подписали соглашение, то сразу все изменилось, и нас тут же признают все европейские страны. До 2010 года мы должны сделать то же , что сделали все страны подписавшие соглашение, а поверьте, проблем у нас хватает.

Первым делом, введем дополнение к диплому европейского образца. Со следующего учебного года будем постепенно внедрять во всех вузах кредитно-модульную систему.

Европа предлагает перейти на двухступенчатую модель получения образования: бакалавр (не менее 3 лет) и магистр (еще дополнительно 2 года). Хотя Украина, Россия, Великобритания склоняются к тому, чтобы бакалавров готовили все-таки 4 года. Но не исключено, что для некоторых специальностей в украинских вузах срок обучения будет составлять действительно 3 года.

— А диплом будет только европейский?

— Нет. Выдавая в 2010 году дипломы, совместные для всех стран, каждая страна обязана будет вручать выпускнику и свой национальный диплом. Эта система также допускает параллельное существование других программ. Та же программа техникумов в Украине продолжится, хотя и не будет соответствовать критериям Болонского процесса. То есть что-то будем готовить на европейский рынок труда, а что-то сохранять для себя.

Также избирательно будем относиться к перечню специальностей, согласуем с европейским перечнем. У нас многие курсы дублируются причем на разных специальностях. Их можно объединить. У нас сейчас 76 профилей подготовки студентов, а в странах Европы — 40. Будем приучать, что дисциплины должны быть расписаны не под конкретного преподавателя, а под требования студента.

У СТУДЕНТОВ ПОЯВЯТСЯ ПРАВА

Кстати, Болонский процесс расширяет полномочия и права студентов. Теперь ни одно решение вуза не будет принято без согласия студенческих органов самоуправления.

— Что же могут студенты по Болонской декларации?

— К примеру, все вопросы, связанные с аккредитацией вуза, будут легитимны только, если соответствующие документы подпишет студенческий орган. К пример, ректор подает на аккредитацию, а студенты знают, что некоторые лекции в вузе вообще не велись, а оценки ставились ни за что. Следовательно они могут обнародовать эти замечания, и комиссия не аккредитирует вуз, пока он не приведет свою программу в норму.

— Но тем самым студенты подпишут себе смертный приговор, и вынуждены будут искать другой вуз?

— Мы должны привыкнуть к тому, чтобы самооценка была объективная. Нас никто не будет воспринимать серьезно, если мы будем говорить о себе только хорошо. Помню, на одной из встреч с немецкой делегацией, немцы удивлялись: "Все хорошо было, но ваши ректоры не говорили о направлениях сотрудничества. А только восхваляли, какие у них хорошие вузы и достижения". Преподавателям не хватает самооценки? Так будем учиться этому у студентов. Для этого у нас еще как минимум пять лет.