1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №116 (2058) за 26.05.2005

ЗАЧЕТОВ НЕТ, ЗАТО ЕСТЬ "ДВОЙКИ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕСДАЧИ"

К вступлению в Болонский процесс Украина готовилась заранее. К примеру, в этом году на европейские кредиты и модули перешли уже 130 вузов. Хотя в большинстве учебных заведений эта система внедрялась в качестве эксперимента.

Киевский национальный экономический университет уже несколько лет работает по европейским стандартам. Ректор КНЭУ Анатолий Павленко считает, что именно максимальная информированность студентов и изменение отношений между студентом и преподавателем — первое, о чем должны думать вузы, входящие в Болонский процесс. К примеру, студент КНЭУ уже в начале семестра знает, над чем ему придется работать, что от него требуется, сколько баллов и за что он может получить. Все это он может услышать или из уст самих преподавателей, или полистав специально изданный для студентов информационный справочник.

Как и в большинстве европейских стран, вуз уже четыре года использует 100-бальную шкалу оценки знаний. Итоговая складывается из двух составляющих — работы в течение семестра и экзаменационная оценка. То есть 40 баллов студент может заработать на практических, семинарских занятиях, за выполнение заданий по самостоятельной работе и прочее. А 60 баллов — на экзамене. Привычные "от сессии до сессии" здесь не проходят. Конечно, можно не зарабатывать текущие 40 баллов. Но даже если вы блестяще сдадите экзамен, а это тоже непросто — в билете 6 вопросов, "стоимостью" — 10 баллов каждый, то в лучшем случае вам светит советская "тройка".

Неудивительно, что разработанную 100-бальную систему было гораздо легче перевести в европейскую шкалу ECTS, чем на обычные "четверки" и "пятерки". В шкале ECTS семь оценок: "А" — "отлично", "В" — "очень хорошо, уровень выше среднего с мелкими неточностями", "С" — "хорошо, но с ошибками", "D" — "удовлетворительно – пристойно, но со значительными ошибками", "Е" — "удовлетворительно, с минимальными требованиями", "FX" — "неудовлетворительно, с правом пересдачи", "F" — "неудовлетворительно без права пересдачи". Последний "неуд" означает либо полное прохождение дисциплины "от а до я" как второгодников, либо исключение из вуза. Кстати, в европейской практике нет слова "зачет", поэтому те дисциплины, которые раньше учитывались зачетами, методисты КНЭУ тоже перевели в шкалу ECTS.

А от диплома "специалиста" уже давно отказались, считая это пережитком прошлого. Студенты получают либо диплом "бакалавра", либо "магистра". К тому же за дипломом магистра выпускники-бакалавры могут ехать на обучение в вузы Англии, Италии и других стран, с которыми КНЭУ заключил договор о сотрудничестве. Учебная нагрузка бакалавров и магистров вуза исчисляется в кредитах ECTS. Кредит — это, проще говоря, количество часов, потраченных на изучение дисциплины. В год бакалавр должен заработать таких кредитов 60, а за 4 года — 240. По условиям Болонской декларации, кредиты можно "наращивать". Чем больше кредитов — тем выше уровень подготовки.

— Многие кричат, что Болонский процесс — это ломка национальных традиций, — рассказывает "Сегодня" проректор по учебной работе КНЭУ и главный инициатор Болонских нововведений Анатолий Колот. — Ничего подобного. Мы ничего не ломали в своем вузе. Раньше нагрузка студента исчислялась в часах, а теперь в кредитах. Но, по сути, это те же часы. Мы только изменили содержательный состав дисциплин, соединили мелкие дисциплины в большие курсы.

Но Болонский процесс — это не просто уровни, эксперименты, кредиты и модули. Это новая философия, новый принцип организации учебного процесса, новый тип отношений между студентом и преподавателем, новые "технологии" получения знаний. И нужен он для того, чтобы нашим детям не приходилось никуда уезжать на учебу. У нас все есть, просто нужно привести систему образования к единым европейским стандартам. Мы должны быть понятыми Европе, а Европа - нам.