Выпуск газеты Сегодня №116 (2058) за 26.05.2005
ЗАЧЕТОВ НЕТ, ЗАТО ЕСТЬ "ДВОЙКИ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕСДАЧИ"
Киевский национальный экономический университет уже несколько лет работает по европейским стандартам. Ректор КНЭУ Анатолий Павленко считает, что именно максимальная информированность студентов и изменение отношений между студентом и преподавателем — первое, о чем должны думать вузы, входящие в Болонский процесс. К примеру, студент КНЭУ уже в начале семестра знает, над чем ему придется работать, что от него требуется, сколько баллов и за что он может получить. Все это он может услышать или из уст самих преподавателей, или полистав специально изданный для студентов информационный справочник.
Как и в большинстве европейских стран, вуз уже четыре года использует 100-бальную шкалу оценки знаний. Итоговая складывается из двух составляющих — работы в течение семестра и экзаменационная оценка. То есть 40 баллов студент может заработать на практических, семинарских занятиях, за выполнение заданий по самостоятельной работе и прочее. А 60 баллов — на экзамене. Привычные "от сессии до сессии" здесь не проходят. Конечно, можно не зарабатывать текущие 40 баллов. Но даже если вы блестяще сдадите экзамен, а это тоже непросто — в билете 6 вопросов, "стоимостью" — 10 баллов каждый, то в лучшем случае вам светит советская "тройка".
Неудивительно, что разработанную 100-бальную систему было гораздо легче перевести в европейскую шкалу ECTS, чем на обычные "четверки" и "пятерки". В шкале ECTS семь оценок: "А" — "отлично", "В" — "очень хорошо, уровень выше среднего с мелкими неточностями", "С" — "хорошо, но с ошибками", "D" — "удовлетворительно – пристойно, но со значительными ошибками", "Е" — "удовлетворительно, с минимальными требованиями", "FX" — "неудовлетворительно, с правом пересдачи", "F" — "неудовлетворительно без права пересдачи". Последний "неуд" означает либо полное прохождение дисциплины "от а до я" как второгодников, либо исключение из вуза. Кстати, в европейской практике нет слова "зачет", поэтому те дисциплины, которые раньше учитывались зачетами, методисты КНЭУ тоже перевели в шкалу ECTS.
А от диплома "специалиста" уже давно отказались, считая это пережитком прошлого. Студенты получают либо диплом "бакалавра", либо "магистра". К тому же за дипломом магистра выпускники-бакалавры могут ехать на обучение в вузы Англии, Италии и других стран, с которыми КНЭУ заключил договор о сотрудничестве. Учебная нагрузка бакалавров и магистров вуза исчисляется в кредитах ECTS. Кредит — это, проще говоря, количество часов, потраченных на изучение дисциплины. В год бакалавр должен заработать таких кредитов 60, а за 4 года — 240. По условиям Болонской декларации, кредиты можно "наращивать". Чем больше кредитов — тем выше уровень подготовки.
— Многие кричат, что Болонский процесс — это ломка национальных традиций, — рассказывает "Сегодня" проректор по учебной работе КНЭУ и главный инициатор Болонских нововведений Анатолий Колот. — Ничего подобного. Мы ничего не ломали в своем вузе. Раньше нагрузка студента исчислялась в часах, а теперь в кредитах. Но, по сути, это те же часы. Мы только изменили содержательный состав дисциплин, соединили мелкие дисциплины в большие курсы.
Но Болонский процесс — это не просто уровни, эксперименты, кредиты и модули. Это новая философия, новый принцип организации учебного процесса, новый тип отношений между студентом и преподавателем, новые "технологии" получения знаний. И нужен он для того, чтобы нашим детям не приходилось никуда уезжать на учебу. У нас все есть, просто нужно привести систему образования к единым европейским стандартам. Мы должны быть понятыми Европе, а Европа - нам.