1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (2059) за 27.05.2005

СТЕНГАЗЕТА ПО ПЯТНИЦАМ

Как утверждал мой школьный учитель, наблюдая за нашими попытками написать контрольную: "Коллективный разум — самый разумный разум в мире!", в том смысле, что там, где один не сможет найти никакого решения вопроса, коллектив всегда что-нибудь придумает. Вот мы и решили попросить вас поделиться со всей страной своими рецептами борьбы с жизненными неурядицами и просто досадными недоразумениями. Например, вам удалось отвоевать у злобных коммунальщиков право на горячую воду или ремонт текущей крыши в вашем доме. А может, у вас просто есть какой-то жизненный опыт, и вы считаете, что он может помочь еще кому-нибудь. Так не надо утаивать в себе ценную информацию! Поделитесь ей с народом!

Судя по количеству писем, обрушившихся на редакцию в связи с дискуссией о месте и роли русского языка в Украине, эта тема интересует многих. Но для того, чтобы ваше письмо попало в "Стенгазету...", оно должно быть на русском языке, ведь наша газета — русскоязычное издание.

Ждем ваши письма по адресу: 03056, г. Киев, ул. Борщаговская, 152-б, "Стенгазета по пятницам", или по электронной почте: [email protected].



ХВАТИТ ЖАТЬ НА ГАШЕТКУ!

Откликаясь на приглашение редакции принять участие в дискуссии о роли русского языка, вот что хочу сказать.

История Украины и грандиозна, и героична сама по себе и совсем не нуждается в медвежьих услугах популяризаторов. То же можно сказать и об украинском языке — он не нуждается в медвежьих услугах украинизаторов. Некоторые организации с глупостью, достойной КПСС, небезуспешно прививают населению аллергию к государственному языку. Вызвано это, на мой взгляд, неверием таких людей в силу и жизненность родного языка, неверием оскорбительным, в первую очередь, для самого языка.

Все эти подстрочники в российских фильмах, все эти старания все и вся непременно перевести на украинский язык столь же абсурдны, сколь и безрезультатны.

Переводить на украинский язык "Пиковую даму" Пушкина и Чайковского такая же глупость, как если бы кто-то попытался перевести на русский язык "Запорожца" Гулака-Артемовского. И украинцы, и русские с удовольствием слушают эти оперы на языке оригинала. Украинский язык никогда не займет нишу русского, а русский — никогда не займет нишу украинского. Оба языка хоть и родные братья, но, тем не менее, все же уникальны.

Никакой проблемы этих двух языков в Украине не существует, народ таких проблем не испытывает, общается и на одном, и на другом, и прекрасно все друг друга понимают. Проблему придумали политики, они же на нее и напоролись, а напоровшись, развили бурную деятельность по "преодолению трудностей", стали искать несуществующих врагов, якобы тормозящих "украинизацию". Повторяю, все это оскорбительно, в первую очередь, для украинского языка, который не умирал и умирать не собирается, и не нуждается в чьем-то заступничестве.

Народ Украины говорит и творит на этих двух языках и на многих других, и это прекрасно. Языки — это от Бога, и не надо заполитизированным филологам вмешиваться в их жизнь. Нужно творить, писать стихи, прозу, песни. И писать хорошо! Желательно так, как писали Шевченко и Пушкин. Кстати — это общеизвестный факт — Шевченко прекрасно владел обоими языками, писал на них и никогда не опускался до шовинистических высказываний типа: "Когда я слышу русскую речь, мне хочется нажать на гашетку!". Хватит жать, дальше уже некуда. Потом будет недоумение и возмущение всей Европы.
Генрих Успенский, г. Киев

НЕМЦЫ БЫЛИ РАЗНЫЕ: ОДНИ ПОДКАРМЛИВАЛИ, ДРУГИЕ — УБИВАЛИ ИЗ-ЗА УГЛА

Летом 1942 года жил я, четырехлетний мальчик, со своей тетей и ее дочерью в Киеве, на улице Владимирской, рядом с университетом.

В нашем дворе тогда стояла небольшая румынская часть. Приглянулась моя беловолосая голова одному румыну-солдату. Часто брал он меня на руки, гладил по голове, угощал круглыми конфетами из мармелада и плакал. Как потом объяснила мне моя тетя, у него остался дома сын, похожий на меня.

Однажды, гуляя по двору, накололся я босой ногой на гвоздь. Упал, увидел кровь и, как положено, начал реветь на весь двор от боли и испуга. Первым возле меня оказался румын. Увидел кровь, схватил на руки и понес меня в часть, на перевязку. Пока возились со мной, соседи наговорили тете, что мне чуть ли не полноги снесло. Прибежала она к части, а ее часовой не пускает. Крик, слезы. Тут меня выносит румынский солдат, отдает тете и вдобавок, для успокоения, еще и полный котелок горячего супа дает — корми, матка! Был я тогда худой до прозрачности. И так он нас подкармливал, пока его часть не отправилась дальше по дорогам войны.

Поздней осенью 1943 года мы всей семьей оказались в беженцах, под Киевом. Приютила нас добрая семья в селе Малютинка. В небольшой хате собралось нас человек 17. Сестру мою двоюродную уговаривали под печку забраться, так тесно было. Однажды утром сижу я на подоконнике и смотрю, что происходит на улице. Вдруг вижу — бежит по улице немец, штаны руками придерживает. Одну ногу в штанину просунул, а вторая сверкает кальсонной белизной. Только он пробежал, как следом за ним едет небольшой зеленый броневичок с пулеметом сзади. Поравнявшись с нашим домом, застрочил очередью вдоль улицы. От страха меня с подоконника как ветром сдуло. Все, кто был в хате, притихли. Прошло немного времени, дверь в хату с грохотом открывает ногой солдат и застывает на пороге с автоматом наперевес. Телогрейка наглухо застегнута, а глаза бешеные. И кричит во все горло: "Немцы есть?" Мы кричим, что нет. Он развернулся и кинулся вдоль по улице догонять того неодетого немца. Мы осмелели, высыпали на улицу. Я тоже выскочил со всеми. А там по улице идут наши солдаты в шинелях, с погонами. Солдаты! Наши! Все кинулись обниматься. На радостях втащили в хату двух рядовых. На стол выставили все, что было съестного в доме. И, как водится, бутыль сивого самогона. Начались разговоры. Хозяин дома, мужик толковый, хозяйственный, предложил сходить за село, где немцы, отступая, вырыли окопы, и насобирать трофеев. Со взрослыми увязался и я. Пошли с нами и два гостя-красноармейца. Идем в гору, рядом идет солдат, а я автомат на его плече рассматриваю. Неожиданно со стороны деревенского кладбища прогремел выстрел, и идущий рядом со мной солдат упал. Кинулись на землю и мы все. Второй боец, пригибаясь, побежал в сторону кладбища. Выяснилось, что в могиле, которую вырыли для предстоящих похорон кого-то из деревенских, спрятался немец. Мужики подошли, вытащили его. Подвели его к убитому: смотри, мол, а его как током дергает. Приказал ему боец раздеться и махнул автоматом в сторону кладбища, к той могиле, из которой его только что вытащили. Не доходя двух шагов до могилы, немец упал, подкошенный автоматной очередью. Столкнули его мужики в могилу, присыпали землей, сверху похоронили моего спасителя, сложив на груди холодеющие руки.

Такие были похороны осенью 1943 года на деревенском кладбище под Киевом.
Игорь Пинчук, г. Киев

ПОГИБШИЕ ОТЦЫ ЖИВЫ В СВОИХ ДЕТЯХ И ВНУКАХ

В начале пятидесятых годов я учился в Спецшколе ВВС-12 в г. Краснодаре. Так получилось, что основной массой воспитанников нашей школы были сыновья погибших во время ВОВ. Однажды наша рота была дежурной по школе. Было уже после отбоя. По широкой лестнице к выходу спускались начальник школы и командир нашей роты капитан Пушкарев. Я стоял на посту дневальным и оказался невольным свидетелем их разговора, разговора двух воинов, прошедших всю войну с первого дня до победного. Приведу слова начальника школы такими, какими они мне запомнились: "Перед этими мальчишками мы все должны снять шляпы и низко поклониться им". После небольшой паузы, сопровождаемой тяжким вздохом, продолжил: "В войне есть жертвы, они обязательны. Так вот, если бы не погибли их отцы, погибнуть должны были бы мы, вернувшиеся с войны живыми".

Не скромные наши ветераны, не скромные. Они требуют наград, уважение, льгот и тому подобное. Но у них и их детей уже есть самая главная льгота и самая высокая награда на земле: они остались живыми, а их дети росли в полноценных семьях, окруженные заботами живых отцов. А у нас были только фотокарточки погибших отцов. Величайшее мужество проявили вдовы погибших и их дети – они выжили. А потому считаю я, что чествования каждого Дня Победы надо начинать не с избитых фраз у Вечного огня и Могил неизвестного солдата, начинать надо с чествования погибших, с чествования их детей, как единственных и полномочных их представителей на земле. Отдавая дань детям погибших в Великой Отечественной войне, детям, ставшими уже седыми, люди, вы будете отдавать дань погибшим. Ибо погибшие отцы живы в детях своих и внуках.
Александр, г.Киев

А ДЕПУТАТОВ НАДО С... МЕТЛОЙ!

Я не противник русского языка, но только как языка межнационального, межгосударственного общения, как это принято в цивилизованном мире с английским, например, языком. Я, заметьте, сказал в первую очередь о межнациональном общении, имея в виду общение в пределах одной державы, в том числе, в пределах Украины. Но государственным языком в Украине должен быть один, украинский язык. Так записано в действующей Конституции нашей страны.

Но на всех этажах власти чиновники, депутаты, короче, все госслужащие (они, кстати, пенсии получают гораздо выше, чем все остальные граждане) должны, по крайней мере, с экранов телевизоров, на радио и др. СМИ говорить только на ГОСУДАРСТВЕННОМ языке. А депутатов всех уровней, игнорирующих украинский язык даже в стенах парламента, надо лишать депутатских мандатов и гнать с насиженных мест, как говорят в народе: "С… метлой!".
Киевлянин