1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (2062) за 31.05.2005

100 ДНЕЙ МИНКУЛЬТУРИЗМА —

Несколько позже, чем этого можно было ожидать, Министерство культуры и туризма решило отчитаться перед журналистами за первые 100 дней своей работы. Видимо, в Минкультуризма честно предположили, что эти 100 дней запомнились налогоплательщикам не столько качественными изменениями в сфере культуры и искусства, сколько кадровыми скандалами и приснопамятной встречей журналистов с Билозир в киностудии Довженко.

Во всяком случае, вместо проведения итогового брифинга, чреватого неудобными вопросами, в Минкультуризма ограничились рассылкой по редакциям нескольких страниц печатного текста с несколько странным названием "100 дней министра культуры и туризма Украины О.В.Билозир", что дает основания предполагать, будто всю работу ленивые чиновники взвалили на одного министра.

Наверное, поэтому отчет скромно умалчивает о достигнутых результатах и преимущественно посвящен планам на будущее. Но даже 100 дней не хватило министерству на то, чтобы четко очертить это дальнейшие шаги по достижению этого самого будущего — мало-мальской конкретикой отличается только раздел, посвященный охране историко-культурного наследия. Во всяком случае, понятно, каким заповедникам будет уделяться приоритетное внимание.

Первым делом Минкультуризма обещает завершить реставрацию музея Шевченка в Каневе, восстановить памятные места острова Хортица, начать подготовку к воссозданию историко-архитектурного комплекса "Резиденция Богдана Хмельницкого" в составе национального заповедника "Чигирин". Кроме того, в частности, продолжат реставрационные работы в крепости Чембало Национального заповедника "Херсонес Таврический". Начинается работа по созданию в Киеве музея "Мистецький Арсенал" в связи с чем объявили международный конкурс архитектурных проектов, а в конце июня обещают провести первое заседание рабочей группы, посвященное этой теме.

В то же время полностью покрыта туманом программа деятельности министерства, например, в сфере реформирования репертуарного театра, бюджетных музеев.

Зато определяется "стратегическое задание культуры", которое есть не что иное как "объединение украинцев в единую общность, воспитание новой личности для новой Украины". Среди других задач — повысить культурно-образовательный уровень жителей страны, "чтобы преодолеть в новом поколении заниженные ориентиры".

Начинать нужно с подрастающего поколения, поэтому упоминается программа с пафосным названием "Культура великого народа начинается с души маленького ребенка", состоящая из нескольких этапов: музыкально-эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях, музыкально-изобразительное воспитание в начальной школе, музыкальная составляющая в общеобразовательной школе, искусство для детей с ограниченными физическими возможностями.

Особое место в "100 днях" уделяется вопросу кадров и структурной реорганизации министерства, совершенствовании высших учебных заведений, относящихся к Минкультуризма. Здесь сделали попытку разъяснить общественности причину возникновения стольких конфликтов на почве кадровых перестановок: "Проблемы кадров и невозможность быстрой реструктуризации старой бюрократической машины, которой Министерство культуры в Украине являлось и прежде, провоцируют конфликтные ситуации, которые могут показаться новым качеством власти".

Впрочем, трудности последних месяцев объясняются также и следствием развития новой политической системы, смены устоявшейся системы координат, а посему сама Билозир воспринимает конфликты как "позитивное явление, которое ускоряет процесс качественных изменений".

Затрагивают "100 дней" и необходимость улучшения финансово-хозяйственного положения в сфере культуры, отмечая повышение госфинансирования сферы с 360 млн. гривен в 2004 году до 547 млн. гривен в нынешнем. А финансирование кинопроизводства составит более 49 млн гривен и вырастет в 4 раза по сравнению с минувшим годом.

При этом министерство подвергло анализу систему государственных целевых программ в сфере культуры, "уточнило, конкретизировало и актуализировало их приоритеты", но о содержании самих программ и выделяемых средствах — ни слова.

Разумеется, вопросов к Оксане Билозир накопилось много, но вместо публичного обсуждения работы министерства, журналистам предложили уточнять интересующие детали в частном порядке.


О МИНКУЛЬТУРИЗМА
Максим Паперник, режиссер
Что касается лично меня, то я возлагаю большие надежды на возрождение кинематографа. Я вхожу в комитет, который занимался разработкой стратегии создания полностью новой системы работы кинематографа. В него вошли 12 независимых экспертов от кино. Мы собирались на круглые столы в министерстве, подготовили пакет документов и сейчас ждем, что что-то произойдет.
Дмитрий Шленский, директор Музея одной улицы
Что касается музеев — было несколько круглых столов в Министерстве культуры, но пока, честно говоря, дальше этого не пошло. Активно обсуждался вопрос по поводу "Мистецького Арсенала", и министр Оксана Билозир высказала достаточно интересную мысль о том, как должен быть построен этот музей. Даже упомянула наш музей, Музей одной улицы, что по его образу и подобию можно создавать музеи — собирать и документы, и вещи, и фотографии — так как строились старые классические музеи. Каких-то суперизменений пока нет, и, я думаю, что вряд ли они могут быть за три месяца.
Владислав Троицкий, худрук театра "Дах"
— На культуре в принципе должна строиться политика государства. В какой-то степени были декларированы эти принципы, например, стратегическое значение культуры и так далее, но конкретных шагов в этой области не было. И к тому же были ошибки — с наскока снять Резниковича, Приходько, то что произошел возврат, откат, это конечно дискредитирует любые усилия власти в области культуры. Вместо того, чтобы сказать, признать, что ошиблась министр культуры... С другой стороны, я понимаю, что министерство культуры и вся область культуры — это "авгиевы конюшни", в которых за сто дней сложно что-то выгрести.