1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №121 (2063) за 01.06.2005

КОШМАР В ВЫСОТНОМ ДОМЕ

Кошмар, случившийся в понедельник в одном из домов на Печерске, вновь заставил вернуться к проблеме о согласованности действий различных служб, призванных нас спасать. В лифте в очередной раз погиб ребенок — семилетняя Машенька. О проблемах лифтов и медлительности (а иногда — и безответственности) коммунальных служб мы писали не раз. Но, похоже, столичным чиновникам не шибко хочется разбираться в таких ситуациях. Изначально информация о трагедии звучала так: ребенок сам зашел в лифт (высотного дома), и когда поднималась кабина подъемника, пропало электричество. Лифтеры ехали медленно, а девочка просидела в лифте длительное время. Когда кабину подъемника открыли, тело было бездыханным. Якобы ребенок погиб то ли от жары, то ли от страха. На самом деле все оказалось далеко не так. Дабы выяснить причину трагедии, мы выехали на место ЧП.

"НИКАКАЯ Я УЖЕ НЕ НЯНЯ"

На подступах к дому дежурила "скорая". Рядом — детская площадка с качелями и песочницей, на которых за пару часов до рокового момента гуляла погибшая девочка. На скамейке сидели несколько женщин и овчарка. Собака поскуливала и смотрела на женщину, которая в припадке истерики чуть ли не волосы на голове рвала, причитая что-то непонятное.

— Это няня погибшей девочки, — шепнула мне одна из женщин. — Уже несколько часов не можем ее успокоить.

— Вы няня? — спрашиваю.

— Да... Господи, Машенька... Никакая я уже не няня. Нет, нет, моей милой доченьки (женщину начало трясти). Ой, извините, меня... извините.

Няня потеряла сознание, к ней подбежали медики и дали что-то понюхать. Она еще долго причитала, повторяя: "Они меня не пустили, не пустили к ней". Соседки пояснили, что когда произошла трагедия, родители девочки не подпустили няню к телу ребенка. По словам женщин, это обычная семья: супругам лет по сорок, у них — двое детей (еще есть старший сын), поэтому и нанимали няню. Горе, с которым столкнулась эта семья, ни с чем не сравнимо. Соседки рассказали, что родители погибшей девочки уехали вместе с ней. Каким был ребенок? Как все. Машенька ходила в школу, любила играть на детской площадке.

МОЛЧАЛИВАЯ КОНСЬЕРЖКА

На скамейке возле дома брали показания у консьержки. Женщина была немногословна. И на мои вопросы отвечала с большой неохотой.

— Вы первой заметили, что с лифтом что-то не в порядке, и вызывали аварийные службы?

— Да, я набирала несколько номеров, но все приехали почти в одно время.

— Кто родители девочки, и видели ли вы, как она заходила в лифт?

—Я только заметила, когда лифт остановился. А родители — бизнесмены. Сейчас их нет дома. Телефон? Нет, отец девочки запретил его давать кому-либо. У людей — горе, они не хотят общаться.

МНЕНИЕ ГОСНАДЗОРОХРАНТРУДА И ПРОКУРАТУРЫ

Как рассказали нам в пресс-службе Госнадзорохрантруда Киева, все три лифта в доме, где произошла трагедия, были исправны, они, кстати, находятся на балансе ОАО "Укрлифтсервис" — проверку прошли 22 апреля этого года. "Причину случившегося должна определить прокуратура. Во-первых, как в руки девочке попала трос-скакалка. И во-вторых, почему она зашла в лифт одна. Ведь рядом были и няня, и консьерж дома, а согласно правилам пользования лифтами, детям дошкольного возраста пользоваться пассажирскими подъемниками без сопровождения взрослых запрещено".

— Мы еще выясняем подробности. В общем, можно сказать, что произошел несчастный случай, — рассказал "Сегодня" Андрей Бакай, следователь прокуратуры Печерского района столицы. — Девочка, которая проживала в этом доме, гуляла во дворе, играла с детками. Затем она вызвала лифт и хотела подняться в свою квартиру и взять что-то. У нее был в руках автомобильный трос, сделанный под детскую скакалку. Девочка зашла в средний из трех лифтов в парадном. Нажала кнопку своего этажа (на этот момент следователю не было известно, на какой точно). Двери закрылись. Девочка несла трос то ли на шее, то ли на туловище (точно неизвестно). Конец троса с грубым узлом попал в двери лифтовой шахты. Лифт начал подниматься и остановился на уровне второго этажа... Девочку зажало и задавило тросом. Как в руки ребенка попал автомобильный трос, мы будем выяснять, как и другие обстоятельства происшествия.На данный момент мы осмотрели только место ЧП. С родителями разговаривали, но сейчасони не в том состоянии, чтобы давать показания или отвечать на какие-либо вопросы.

СО СПАСАТЕЛЯМИ — ХАОС

Людям, конечно, все равно, что в городе есть целая армия всевозможных служб: газовщики, лифтовики, скорая помощь, государственная пожарно-спасательная служба под всем известным номером "01". Им нужно одно — чтобы их вовремя спасли из беды. Но тот хаос, который существует при возникновении всяческих ЧП, просто удручает и говорит о том, что в Киеве из-за несогласованности разных служб может погибнуть еще не один человек.

Во-первых, как обычный человек может вспомнить шестизначный номер, когда на его глазах гибнет человек? И почему существует так называемое отфутболивание звонящих по поводу аварий, например, когда случилось несчастье — служба, которая обязана выехать на место и устранить ЧП, дает гражданам отговорки, мол, это не наша проблема, звоните по такому-то номеру. И чаще всего крайними становятся пожарные-спасатели, которые и безотказны, и оперативны. В третьих, почему городские власти безустанно создают другие спасательные подразделения, в частности, коммунальную службу спасения? Ведь когда приезжаешь на место аварии или какого-либо ЧП, там такое скопление чиновников (толпятся на месте, раздают комментарии журналистам), что складывается впечатление, будто для них это просто тусовка, где можно с коллегами пообщаться и покрасоваться перед телекамерами. Получается, десяток людей устраняют аварию, и еще 20—30 наблюдают за этим и раздают команды. А ведь власти неоднократно поговаривали о "золотых минутах" — это время, когда спасательная служба прибывает на место и может еще спасти пострадавшего человека. Увы, это всего лишь разговоры — на деле получается все далеко не так.

— Сигнал о трагедии на Старонаводницкой поступил к нам в последнюю очередь. Как оказалось, люди звонили до этого в массу инстанций: "03", аварийную службу лифтов, Печерскую районную коммунальную службу по чрезвычайным ситуациям, — рассказал "Сегодня" Александр Музыченко, помощник начальника ГУ МЧС Украины в Киеве по вопросам взаимодействия со СМИ. — Еще консьерж утверждает, что она набирала службу "01", но у нас зафиксирован всего один звонок, после которого на месте мы были через 4 минуты. То есть, мы опять сталкиваемся с проблемой несогласованности между многочисленной армией аварийных и спасательных служб. Если бы люди набрали с самого начала "01", машина со спасателями была бы на месте за 4 минуты и лифт вскрыли быстро. А получилось все наоборот. Люди звонили в "скорую", аварийную лифтов, коммунальную службу спасения. Словом, теребили телефоны. Но, увы, приехавшие на место лифтеры поначалу не сумели открыть дверь кабины.

Кстати, по словам соседей, дверь вообще взломал кухонным ножом отец несчастного ребенка.

Не знаю почему, но когда я уезжал с этого страшного ЧП, у меня перед глазами стоял праздничный Крещатик, по которому шагала радостная детвора, такие же мальчики и девочки, как погибшая Машенька... А еще трибуна с руководством страны и города, перед которыми дружной гурьбой проезжала коммунальная техника, впечатлял вертолет на прицепе "Коммунальной службы спасения Киева". Может, властям хватит любоваться техникой, а следует подумать, как всевозможные службы взять под одно крыло и сделать их единым целым, например, под уже известными номером "01". Иначе, как после таких происшествий смотреть людям в глаза?