1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №123 (2065) за 03.06.2005

ЧТО НАМ СТОИТ МАНХЕТТЕН НА ДНЕПРЕ ПОСТРОИТЬ?

Днепровская набережная... Ну что может быть лучше, чем вдыхать свежий речной воздух, наблюдая за катерами-паромами, бороздящими водные глади?! И действительно: Почтовая площадь издавна является одним из самых любимых мест для отдыха киевлян и гостей столицы. Впрочем, как известно, киевская набережная не ограничивается Речным вокзалом и простирается вдоль Славутича до моста Патона. Однако пройтись по ней от начала и до конца осмелится не каждый — буквально через сто метров от последнего причала "цивилизация" заканчивается — глушь, тьма, заброшенность. Между тем, набережные во всей Европе — это рекреационные зоны, отданные людям. Чем, спрашивается, мы хуже? Этим вопросом неоднократно задавались киевские зодчие. А специалисты творческой мастерской "Мрия" при ООО "Архитектурный союз" Сергея Бабушкина, разработали и предложили на обсуждение общественности проект реконструкции и застройки набережной Днепра с реабилитацией прилегающих склонов.

ЧЕТВЕРТАЯ ПОПЫТКА ЗАСТРОИТЬ НАБЕРЕЖНУЮ

— Набережная в Киеве в том виде, в котором она существует сейчас, для европейской столицы — нонсенс, — уверенна Мария Суская, главный архитектор проекта, директор творческой мастерской "Мрия". — Там же вечером даже на машине останавливаться страшно! А гуляющий народ встретишь разве что на День Киева, и то — не каждый дойдет до середины. Посему нашей задачей было разработать проект, который бы удовлетворил жителей города, обеспечил элитную зону для приезжих и стал одновременно конструктивно-инженерным решением реабилитации склонов.

Итак, красоту инженеры-архитекторы планируют навести на территории от Почтовой площади до моста Патона. Но красота, как известно, требует жертв. Ими-то и станут трамвайные пути и вообще нынешняя проезжая часть. Таким образом зона между склонами и Днепром станет сугубо пешеходной и получит статус рекреационной. Только не подумайте, что Подол лишится связи с Левым берегом: транспорт "загонят" в полуподземный тоннель (с одной стороны он находится в полуцоколе, так что, проезжая, будет возможность наблюдать реку), который протянется от Пешеходного моста до моста Метро (длина — порядка 2 км). Кстати, этот же тоннель станет основанием для инженерных коммуникационных каналов и фундаментом для зданий, который будут там возведены.

"Ну вот, снова стройка, — скажете вы. — Неужели нельзя хоть набережную оставить чистой от домов-сооружений?" В общем-то, можно. Но что за зона отдыха без соответствующей инфраструктуры? По словам Марии Викторовны, гостиницы, конференц-залы, торгово-развлекательная сетьспроектируются вместе с ситемой местных подъездов между широкой пешеходной зоной и склонами. В пешеходную же зону транспорт будет запускаться временно только в аварийных случаях.

— Вопрос о застройке набережной Днепра поднят очень давно, — отметила Суская. — Только в нашей мастерской это четвертый вариант. Сооружения стараемся запроектировать деликатно, чтобы просматривались склоны. Из новинок предлагаем устроить так называемые мариины — вынос ресторанов-кафе над водой. Также в наших планах — обустройство системы причалов, поскольку речной транспорт у нас совершенно увял. При наличии такой водной артерии просто глупо ее не использовать, а только смотреть. Раньше по Днепру было активное движение катеров — вот это мы хотели бы возобновить.

Чтобы организовать на набережной большую функциональную зону, туда нужно обеспечить доступ людей. Это авторы разработки предлагают сделать поперечной связью нижнего города с верхним с помощью фуникулеров и травалаторов. Ну а вдоль зоны застройки можно построить монорельс.

ЕСТЬ ДВА ВАРИАНТА

Что касается архитектурного образа, то авторы разработали два варианта застройки — в старокиевском (постмодерн, модерн) и современном стилях с учетом современных мировых технологий.

— К какому варианту склоняюсь? — переспрашивает Мария Суская. — Сердцем я — за современную архитектуру. Это даст толчок совершенно новому жизненному направлению в Киеве. А умом я понимаю, что наша общественность, менталитет киевлян, украинцев сложно перебороть. И если эта застройка будет, то, скорее всего, в старокиевском стиле — его легче согласовать.

При этом набережную поделили на зоны. Так, между Почтовой площадью и Пешеходным мостом планируется восстановить систему колоннад — архитекторы подняли исторические материалы, и выяснилось, что колонна-памятник Магдебургскому праву была не одиночной, а стояла в системе колоннады. На территории от Пешеходного до моста Метро запроектированные обозначенные выше гостиницы, рестораны, увеселительные заведения. А вот на участке от моста Метро до Патона застройка исключается, поскольку эти гектары принадлежат Киево-Печерской лавре. Там разобъют большой ландшафтный парк с минимальными социально-общественными объектами типа миникафе, бюветов.

— Что важно, в проект входит реабилитация склонов Днепра, — отметила архитектор. — Ведь они — в ужасном состоянии: изрыты, там много штолен, убежищ гражданской обороны, оставшихся еще со времен войны. Так что над ними предстоит поработать. Недавно склоны от стадиона "Динамо" до Киево-Печерской лавры специалисты проанализировали заново. Чтобы поддержать верхнее плато, будет разработана целая система — то ли свайные поля, то ли подпорные стены. Ну а дендрологи проведут на склонах капитальную чистку зеленых насаждений, реабилитируют то, что можно, и высадят молодые деревья.

ЕСТЬ "ЗА, ЕСТЬ "ПРОТИВ"...

Каково же отношение к такой концепции застройки набережной у общественности и властей Киева? Как рассказали авторы работы, проекты показывались в мэрии, демонстрируются на интернет-сайтах: реакция обывателя и мэра города — положительная. Но процент архитектурной общественности таки считает, что проектировщики занимаются чуть ли не бандитизмом, что приведет к разрушению склонов Днепра.

— Прошлым летом в стадии предпроектных предложений мы выходили со своей работой на градостроительный совет. Были разные мнения, абсурдные отзывы, но однозначных аргументов о том, что застраивать набережную нельзя, я не услышала. Когда в следующий раз планируем показаться главному архитектору? Понимаете, сейчас такая обстановка в стране, что я не вижу желания у архитектурной общественности что-то смотреть. Все погрязли в политических и административных разборках. Мы готовы показать работу в любой момент. Но, к сожалению, это не от нас зависит. Как правило, на градсовет работу выставляет не архитектор, а заказчик. Он заключает договор с Главкиевархитектурой и оплачивает все это мероприятие. Впрочем, если Главкиевархитектура сама организует конкурс на проект застройки набережной, мы выставим свою работу.


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Александр Быструшкин, начальник главного управления культуры, искусств и охраны культурной среды:
— Я категорически против застройки набережной Днепра. Об этом даже не может быть разговоров. Нельзя срезать склон. Если сейчас мы поем "грає море зелене", о чем будем потом говорить — о новых админзданиях и домах богачей, которые "вырастут" на набережной? Так называемую щадящую застройку мы уже видели в центре Киева. Пусть запускают транспорт в тоннель и там размещают ночные бары-рестораны — все, что угодно. А наверху можно обустроить пешеходную зону и на уровне 1 этажа —павильончики, ресторанчики, но, повторяю, не трогая склоны.
Николай Жариков, бывший главный архитектор Киева:
— В последние годы различные субъекты предпринимательской деятельности рвут Киев на части, особенно его центр, где доходы от строительства непомерны. Помогают им в этом такие же алчные архитекторы. Самое большое надругательство над верхней силуэтной бровкой склонов случилось в 30-е годы при Сталине — это было строительство здания нынешнего Министерства иностранных дел. Режим Кучмы "подарил" столице не менее гнусные постройки на склонах. Сначала — "стекляшку" у Дворца пионеров с уничтожением уникального рельефа и сквера, затем — элитный дом-монстр возле Парковой аллеи. Застройка набережной — это очередной этап экспансии людей, для которых главное — большая прибыль. Они не понимают, что склоны Днепра — самое ценное, что есть в нашем городе. А говорить об архитектуре... Есть принципиальные вопросы: "да" или "нет". Я говорю "нет". Впрочем, это и нереально — все эстакады, дороги над ними. Посмотрите, какой поток машин там движется! Это чушь. Ради чего забивать транспортом город — чтобы закрыть застройкой склоны?