1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №129 (2071) за 10.06.2005

НАРУШЕНИЯ В МАРШРУТКАХ: ПУСТЫЕ АПТЕЧКИ, "ЛЕВЫЕ" ОГНЕТУШИТЕЛИ И ЛИШНИЕ СИДЕНИЯ

По иронии судьбы, именно накануне трагедии на железнодорожном переезде под Одессой, когда во время столкновения автобуса с товарным поездом погибли14 человек, Госавтоинспекцией была объявлена всеукраинская акция "Автобус-2005". Причиной той трагедии по предварительным данным мог стать "человеческий фактор". Гаишники тоже в один голос твердят о росте количества ДТП, причиной которых является не техническое состояние машины, не колдобины на дорогах или неисправность светофоров, а именно ошибка водителя. Корреспонденты "Сегодня" побывали на рейде столичной ГАИ, которая проверяла пассажирский транспорт.

Это не первая акция киевской инспекции и наверное потому и осторожности у столичных водителей больше, и техника у них исправней, чем в других регионах. Однако и тут хватает нарушений: во время апрельской операции было пресечено около 2000 нарушений, из них 1300 — прямо на линии. Основные грехи перевозчиков — превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил остановки при посадке-высадке пассажиров.

Итак, для начала мы посетили Центральный автовокзал на Московской площади. Проверка лицензий, удостоверений, техсостояния автобусов в месте отстоя — то что на казенном языке называется профилактикой ДТП. Главная проблема ГАИ — не так-то просто снять номера и наказать нарушителя: иногда иногородний автобус приходится отпускать даже без номеров, потому что наказывать водителей могут лишь по месту прописки АТП.

И все же такие акции заставляют большинство перевозчиков подготовиться к "визиту ревизора": проверят тормозные колодки и рулевые ремни, пополнят содержимое аптечек, еще раз убедятся в исправности огнетушителей. Не удивительно, что из десятка проверенных нами "Икарусов" ни один водитель серьезно не пострадал. "Наш" инспектор сделал лишь парочку замечаний, типа треснутое лобовое стекло и огнетушитель в труднодоступном месте. Стало даже неинтересно. Но одно обстоятельство все же обратило наше внимание: у большинства "иногородних" — номерные знаки старого или очень старого образца. Что поделаешь — периферия испытывает острый дефицит в желтых номерах. За это не наказывают.

Затем мы отправились к ст. м. "Лыбидская", где "пасутся" пригородные маршрутки. И с ходу наткнулись на развалюху-"газельку" без опознавательных знаков, но, как потом выяснилось, васильковского направления. Водитель, что называется, упал на тормоз, мол, не работаю я, как раз жду хозяйку, чтобы ехать оформлять доверенность на управление. Но уже то, что количество пассажиромест превышало разрешенное техдокументацией, позволило снять номера. Кроме лишних сидений, маршрутку снабдили незарегистрированным газовым баллоном, который нагло торчал из-под "пуза" автобуса, ничем не защищенный от нечаянного наезда сзади... По сравнению со степенью риска, наказание за такое переоборудование ну просто смешное — 34 грн. штрафа.

Видя такое дело, многие водители маршруток поспешили ретироваться. Тоже, видать, совесть нечиста была. Следующий автобус гаишники тормознули под мостом возле ст. м. "Святошин", следовавшего в Бородянку. И тут началось: водитель бросает в салон клич, типа наших бьют, из автобуса высыпают пассажиры, которые начинают предъявлять претензии ГАИ. А то, что в автобусе аптечка пустая, огнетушители "левые" — никто не задумался, чем чревата даже такая "мелочь". Протокол на нарушителя все-таки составили, номера с автобуса сняли и... отпустили своей дорогой. На этом полномочия Госавтоинспекции заканчиваются. Правда, с прошлого года ГАИ отслеживает особо злостных нарушителей и сообщает об этом в Департамент автоперевозок Минтранса Украины, который может лишить тех лицензии. Таким образом с начала этого года право перевозить людей отобрали уже у трех столичных перевозчиков.

— Водители ощущают вседозволенность — вот основная причина дорожно-транспортных происшествий, — комментирует ситуацию Александр Пидшморга, заместитель начальника УГАИ г. Киева. — У нас нет прежних полномочий, и профилактика ДТП, в частности проведение таких спецрейдов, является основной сдерживающей силой. Перевозчиков пугают не штрафы, а перспектива лишиться работы. Ведь большинство водителей работают по договору. Сигнал от ГАИ — и работодатель попросту выгоняет нарушителя, за которого, по сути, не несет никакой ответственности. То есть, проблема безопасности на дорогах — комплексная. Нельзя винить лишь водителей, которые вынуждены гнаться за "рублем", чтобы и план выполнить, и для себя заработать. Спал ли, ел ли, как себя чувствуешь — многих владельцев АТП это не волнует. Как и то, что от физического и психического состояния водителей зависят десятки жизней. Словом, необходим жесткий контроль за работодателями. Особое внимание также следует уделить профессиональной подготовке водителей категории "Д". В Германии, например, этому учат три с половиной года. Можно создать и централизованную базу данных, куда бы сводилась вся информация о нарушениях водителей, что будет учитываться при устройстве на работу. В той же Германии работы могут лишить даже за то, что автобус остановился дальше 15 сантиметров от бровки. Наши же водители позволяют себе высаживать пассажиров с третьего ряда. Это говорит о том, что существующие законы — чересчур толерантны.