1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №130 (2072) за 11.06.2005

ПРОШЕДШИМ ВНЕШНЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ СТОИТ

Наши читатели наверняка помнят ажиотаж вокруг региональных центров тестирования. В конце мая выпускники выстаивали тысячные очереди, чтобы сдать тесты и получить сертификат с оценкой. Оценку эту можно было засчитать как один экзамен в школе или как непрофильный экзамен в вузе. Центр тестовых технологий с огромным трудом смог зарегистрировать не 10000, а 10030 желающих. А пришли на тесты только 8700 человек, остальные 1330, видимо оценили сложность заданий и передумали. Но добровольцы справились со сложными заданиями достойно.

Большинство ребят выбрали тест по украинскому языку (3781 человек). И только 45 из них смогли сдать тест на 12 баллов, а на "ноль" написали 29 человек. Вторую по популярности — математику — на "12" тоже сдали 45 человек, но зато не сдавших было уже 83. И, наконец, наибольшее количество отличников оказалось среди 1510 ребят, сдававших историю. Там было 50 "двенадцаток" и 25 "единиц".

Правда, по словам специалистов центра тестирования, эти цифры ярко продемонстрировали, насколько в школах разное качество знаний и оценивания. После тестирования детей просили заполнить анкеты с указанием своей годовой оценки. Разница между школьной и тестовой оценкой оказалась как минимум три балла, причем как в худшую, так и в лучшую сторону. То есть, большинство "двенадцаток" объективно могли отвечать лишь тестовым "девяткам". Хотя попадались и такие ребята с "девятками", которые написали тесты на все "12".

Спешить сдавать свои тестовые результаты в вуз, чтобы их зачислили как экзамен, не стоит. Для начала вы должны выяснить, что означает ваш тестовый балл в вузах. И приготовьтесь к тому, что, к примеру, ваши 11 баллов в сертификате отнюдь не гарантируют вузовскую оценку "отлично".

— Прежде чем подавать сертификат в приемную комиссию, нужно обязательно спросить — на каких условиях засчитывается сертификат, — предостерегает директор Центра тестовых технологий Лилия Гриневич. — Хотя вузы получили все материалы и имеют представление о сложности наших тестов. Но они могут интерпретировать эти результаты в зависимости от конкурсной ситуации. Поэтому нужно убедиться, что ваша тестовая оценка значит во внутривузовской системе, и не лучше ли будет сдать экзамен на общих основаниях, чтобы не потерять баллы. Каждая приемная комиссия в каждом учебном заведении должна четко знать, где абитуриент может об этом прочитать.

Все это — проблемы эксперимента. В следующем году такие тесты будут сдавать все, кто планирует поступить в вуз (поступающие в училища, лицеи будут сдавать экзамены как обычно). Тогда уже выпускник не сможет выбирать, засчитывать ему свою тестовую оценку или нет — она будет идти в аттестат как государственная итоговая. А вузы уже не смогут интерпретировать оценки по своему усмотрению и будут принимать сертификаты в единой с тестами шкале оценивания.

Именно с помощью всеобщего тестирования президент и правительство планирует бороться с коррупцией в учебных заведениях. Но одно дело — много и красиво рассказывать, а другое — внедрить это систему для 500 тысяч выпускников уже в 2006 году.

— Чтобы успеть, уже сейчас должны быть выделены деньги для оборудования региональных центров тестирования, — комментирует ситуацию Лилия Гриневич, — должна вестись подготовка специалистов и разрабатываться информационные материалы для школ, чтобы уже в начале учебного года выпускники четко знали правила прохождения внешнего тестирования и были к этому готовы. Ничего этого пока нет, так как деньги не выделены. Получается, что мы теряем драгоценное время и с каждым днем делаем идею борьбы с коррупцией все более иллюзорной.