1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №132 (2074) за 14.06.2005

КОНТРАБАНДА? ПЛАТИ БОЛЬШЕ И ЗАВОЗИ!

О взятках на таможне не знал разве что тот, кто никогда не слышал слово "импорт". По словам министра финансов Виктора Пинзеника, достаточно было дать взятку в $2 тыс. за контейнер товара — и в него никто не заглядывал. Гостаможслужба рапортует, что благодаря выполнению программы правительства "Контрабанда — стоп!" в бюджет поступает дополнительно около 700 млн грн. в месяц. И все же не перевелись еще нечистые на руку "митники", обслуживающие контрабандистов. Рискнем предположить, что в этой сфере окончательно и бесповоротно искоренить взяточничество нельзя, ибо здесь интерес взаимный: чиновник, даже рискуя загреметь в тюрьму, "продает метр государственной границы" контрабандисту, а тот — платит, ведь так получается быстрее и дешевле, чем законно растаможить товар, уплатив налоги и пошлины. Даже при том, что "тарифы" за такие услуги из-за риска выросли в 1,5—2 раза.

Комментирует Украинская ассоциация рыбопромышленников. "Если в начале реализации программы "Контрабанда — стоп!" нелегальные поставщики рыбы прекратили деятельность, то теперь снова активизировались. Контрабанда по-прежнему поступает, главным образом, через границу в Луганской, Харьковской, Сумской областях. Единственное, изменились "тарифы": несколько месяцев назад контрабандисту за 20-тонную фуру надо было заплатить $200, а сейчас сумма возросла до $400. Причины контрабанды — экономического порядка: в Украине при ввозе рыбы платится 20% НДС и 5% пошлины, в то время как в России — всего 10% НДС, а пошлина отсутствует вовсе. А, например, из Польши, в которой НДС на импорт рыбы нет, контрабандисты везут меньше продукции: видимо, на польской границе существует более серьезный контроль. По нашему мнению, решить проблему можно только экономическими методами, создав ситуацию, при которой контрабандистам работать будет просто невыгодно".

"Как возили контрабандные стройматериалы морем, так и возят, — говорит бизнесмен С., занимающийся торговлей цементом. — Прямо на рейде перегружают поддоны с иностранного судна на украинское — и вот уже товар не импортный, а отечественный. Точной суммы "откатов" таможенникам не назову, но речь идет о десятках тысяч долларов".

Поставщики контрабандной одежды и обуви утверждают, что "их" таможенники повысили плату за беспроблемный провоз товара. "Раньше брали с грузового микроавтобуса до $300 — и проезжай спокойно, а сейчас берут $500 и кривятся: мало, если погорим — не откупимся, — утверждает челночник-нелегал. — Наверное, скоро будет выгоднее растаможивать товар по закону".

Дай-то Бог, чтобы это стало выгоднее и при том цены для покупателей не выросли.