1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №132 (2074) за 14.06.2005

МАШИНА ВРЕМЕНИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Как часто мы слышим от учителей, что раньше и дисциплина в школе была лучше, и знания у детей крепче. Обычно это ворчание не принимается всерьез — понятно, мол, раньше и солнце было ярче, и трава зеленее. Члены Ассоциации государственных школ Великобритании решили провести эксперимент, который мог бы прояснить, есть ли в этих утверждениях резон. Об этом уникальном эксперименте рассказывает учитель из города Нью-Касл Пол Хилдитч. В рамках правительственной программы "Международная профессиональная подготовка преподавателей" он несколько месяцев работал в Харькове, в Авторской школе Бойко с углубленным изучением английского языка.

В НАКАЗАНИЕ — ХОЛОДНЫЙ ДУШ

Тридцать девочек и мальчиков шестнадцати лет, лучших учеников, отобранных из разных школ города Нью-Касла, отправили в… прошлое, в 1955 год. А если точнее, то изолировали на четыре недели в здании одного из интернатов и погрузили в школьную действительность полувековой давности. У подростков отобрали современный "прикид" вроде джинсов и футболок, выдали взамен форменную одежду. Изъяли также электронные игрушки, плееры, мобильники и прочие атрибуты современности.

Учебный план и стиль преподавания в точности соответствовали прошлому веку, за одним щадящим исключением: к ученикам не применялись физические наказания, хотя это было обычной практикой для Англии тех лет. Самыми тяжелыми наказаниями, заимствованными из старой школы, были ежедневный холодный душ и стояние с тяжелыми гантелями в вытянутых руках.

Для современных школьников, которые пошли на эксперимент добровольно, реальности школы пятидесятилетней давности оказались шокирующими. Оказалось, что жесткие правила касались в то время буквально всего — поведения в классе, столовой, на прогулке и даже во время сна. Например, пища в столовой, изготовленная в полном соответствии с рецептами 50-х годов, казалась детям слишком пресной, неаппетитной.

В интернате регулярно проводились обыски личных вещей, а воспитательницы могли входить в спальни ночью, чтобы проверить, все ли спят, как положено, с руками, лежащими на одеяле!

На уроках иностранного языка вместо того, чтобы учить живому общению, требовали бессмысленного зазубривания грамматических правил, глагольных форм и падежей существительных. Так как важной задачей школы полвека назад считалась выработка силы воли и характера, программа была насыщена уроками физкультуры. Как выяснилось, современным детям выполнять упражнения 50-летней давности оказалось тяжеловато, правда, втянувшись, они за время эксперимента даже окрепли физически.

За каждое замеченное нарушение детей строго наказывали, уклониться от требований дисциплины не было никакой возможности. Учителя никого не хвалили "авансом" для поддержания самооценки, как требует современная педагогика. Одобрения со стороны учителя вообще были редкостью.

В XXI ВЕКЕ ЖИВЕТСЯ ЛУЧШЕ

Перестройка на полвека назад далась современным тинэйджерам нелегко. Даже те участники эксперимента, у которых раньше были отличные оценки по поведению, то и дело невольно нарушали дисциплину. Как выяснилось потом, дети привыкли, что в современной школе нарушения дисциплины чаще всего остаются безнаказанными. Особые трудности возникли с необходимостью восстанавливать безусловный авторитет учителя — ученики не могли отвыкнуть от привычки быть с педагогами почти на равных и вольно общаться с ними и во внеучебное время. Одна девочка даже не выдержала строгих порядков и вышла из эксперимента раньше времени.

Первые контрольные и зачеты "путешественники" сдали очень плохо. Контрольные по математике с успехом выдержали только трое. Для подопытных школьников было непривычно, что учителя добивались понимания предмета, а не среднего допустимого правилами количества ошибок при тестировании, как это принято сейчас в английских школах.

По мере хода эксперимента некоторые дети вроде бы и добились прогресса, однако реальное знание в соответствии с учебными программами полувековой давности продемонстрировали только семеро из тридцати отличников нашего времени. Половина учеников "провалилась" по одной или нескольким дисциплинам.

Через два месяца после окончания эксперимента, когда страсти улеглись, его участников попросили ответить на несколько вопросов. Чему вы научились? Что вам показалось в старой школе лучше, а что хуже, чем в теперешней? Вот некоторые ответы.

— С ненавистью вспоминаю классную даму, от которой ожидала, что она станет чем-то вроде внимательной второй матери.

— Выговоры учителя за плохое поведение или леность, которые я был вынужден выслушивать перед всем классом, а не один на один, как в современной школе, как ни странно, оказались не унижением, а стимулом. Я стал стараться, чтобы больше не переживать такое. Удивительно, оказалось, что со мной нужно быть строгим!

— Получилась неожиданная для меня вещь. При такой строгости учителей я был благодарен им за малейшее поощрение, я очень гордился любой похвалой, поскольку был уверен, что действительно ее заслужил.

В общем вывод подопытных школьников был такой: хотя за месяц мы узнали гораздо больше, чем в современной школе за такое же время, в XXI веке все же живется значительно лучше!

ЧАСТНЫХ ШКОЛ В АНГЛИИ ВСЕГО 10%

Учителей, участвовавших в эксперименте, к сожалению, не спросили, когда легче было преподавателям — в наше время или полстолетия назад. А спросить надо было бы — известно, что сейчас в Англии треть молодых учителей уходит из профессии, проработав в школе три года. Одной из основных причин 45 процентов ушедших называют возмутительное и панибратское поведение детей и их нежелание учиться. Сейчас Ассоциация планирует эксперимент с переносом детей в 1965 год — тогда в Англии, как и в СССР, упор делался на трудовое воспитание: мальчиков учили ремонтировать автомобиль, а девочек — вести домашнее хозяйство.

— Пол, в чем, по-вашему, проблемы современной школы? — спрашиваю у Пола Хилдитча.

— Я преподаю в Walker Technology. Это государственная районная школа, где учатся дети с достаточно сложным социальным багажом — наш район считается одним из самых бедных в стране. Раньше здесь было развито судостроение, тяжелое машиностроение, работали угольные шахты — сейчас эти отрасли находятся в упадке, а шахты закрыты. Большой процент населения района составляют безработные, занятые неполный рабочий день. На мой взгляд, основная проблема именно нашей школы не дисциплина, а потеря смысла получения образования. Зачем стараться учиться, думают дети, среди которых немало одаренных, если образование ничего для жизни не даст. Немало родителей поддерживают их.

— И все-таки два года назад ваша школа вошла в девятку лучших школ Британии. Что стало причиной этого прорыва? Повышение требовательности и усиление дисциплины?

— Нет. Прежде всего — это дополнительные занятия для отстающих в учебные дни. Второе — занятия по субботам для тех, кто интересуется тем или иным предметом. И третье — адаптация программного материала и самих программ под интересы и возможности детей. Последнее поясню — государственные экзаменационные комиссии имеют право несколько варьировать школьную программу в зависимости от особенностей состава учащихся какой-то конкретной школы. Например, что касается моего предмета "Использование компьютерных программ в организации производственных процессов", то здесь сложные объемные темы были раздроблены на мелкие конкретные вопросы, которые оказались значительно легче для усвоения учениками.

— А как обстоят дела в частных школах?

— Подавляющее количество школ в Англии — более 90% — государственные. Негосударственные школы тоже есть, но они в основном небольшие. Такие школы, как Итон или Малборо, прекрасно оснащены, там очень высокий уровень индивидуальной воспитательной и преподавательской работы. Там обычно учится большое количество детей состоятельных родителей из разных стран мира, но цена за обучение в таких школах просто заоблачная! На мой взгляд, образование в частных школах Великобритании другое, но, в общем говоря, оно не лучше, чем в лучших государственных школах. Учебные результаты — а уровень школы определяется результатами выпускных государственных экзаменов — практически такие же.